Консультация для педагогов"Обучение детей языку чувств".
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В консультации излагаются материалы по обучению детей речи ,не совсем привычной,а обучению "языку чувств".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_yazyku_chuvstv.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Обучение детей языку чувств».
Подготовила педагог-психолог Сикорская Н.М. Г.Калуга, 2017г
Консультация для воспитателей «Обучение детей языку чувств».
Тема нашего разговора - обучение детей речи, но не совсем привычной, а той, которую психологи назвали «языком чувств». Речевое поведение воспитателя определяет не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.
При установке на толерантное речевое поведение в семье и дошкольном учреждении воспитатель должен иметь соответствующие речевые средства. К ним относятся:
1. формулы вежливости, т. е. Этикетные речевые обороты.
- «Словесные поглаживания» - добрые слова, похвалы.
- Речевые обороты «языка чувств» - в противоположность «навешиванию» ярлыков при разрешении конфликта.
Врачи заметили, что люди у которых беден эмоциональных словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов, сосудов, гипертонией и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах - болезнь, и дали ей название АЛЕКСИМИТИЯ. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход те выплески, непосредственное проявление эмоций невозможен. Эмоция требует «переработки». Один из механизмов такой переработки - СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. А если слов нет? И поэтому, мы учим детей сначала всматриваться, вслушиваться, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы. Восприятие себя и другого человека не является осознанным. А затем с помощью «языка чувств» происходит осознание малышом.
ЧТО ЖЕ МЫ ВКЛЮЧИМ В ПОНЯТИЕ «ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ ЧУВСТВ»?
Во-первых, это овладение собой, лексикой, пополнение словаря понятиями называющими состояния, эмоции, настроение, переживания, эти слова дают возможность определить желания, цели ощущения и самоощущение.
Во-вторых, это овладение особыми фразами и речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, устанавливать речевые контакты.
В-третьих, это освоение пласта волшебных слов, отражающих нашу доброжелательность.
В-четвертых, это умение делать комплименты.
В-пятых, это умение слышать и слушать. Понимать, что стоит за словами и читать «язык тела».
Основы овладения эмоциональным словарем закладываются в раннем детстве. Когда ребенку не хватает слов, он создает свои, авторские. «Одномоментные» состояния могут определяться так; больнуло, заплохело, тошнуло разок.
Все явления внутренней жизни имеют мнение ребенка и обратное направление: Помнил - отпомнил, грустил - выгрустил. Итак, речь, речевое поведение, усваивается подражанием, но это творческий процесс. Чтобы разобраться в себе, в своих чувствах человек должен уметь переводить эмоции в словесный план. Но ребенку необходимо разобраться в своем состоянии. Нередко в группе воспитателю приходится «прояснять» некоторые конфликтные ситуации, задавать часто бессмысленно традиционные вопросы. Специалисты советуют «присоединиться» к ребенку, помочь ему. Будем применять такое правило: ЕСЛИ ТЫ ЗАРАНЕЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ, ТО НЕ ЗАДАВАЙ ВОПРОСОВ. ВМЕСТО ВОПРОСОВ СТАРАЙСЯ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗМЫШЛЕНИЕ.
И еще, не следует оценивать взрослыми мерками детский поступок. КОГДА PEБEHOK СОВЕРШАТ ПРОСТУПОК, ТО ОСУЖДАТЬ МЫ БУДЕМ ПРОСТУПОК, А НЕ ЛИЧНОСТЬ. Главный принцип «помоги» действует и здесь: помоги стать лучше. Каждый ребенок хочет стать хорошим, любимым, поэтому не устраиваем судилища, а переживаем, огорчаемся вместе с ребенком, учимся прощать, забывать, не тыкая потом.
Не боремся с недостатками, а помогаем их перерасти.
ЗАСТАВЛЯТЬ ЛИ РЕБЕНКА ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ?
Для чего просят прощение? Может быть, вместе с ребенком дойти до мысли, что обиженный хочет узнать, что он пострадал по оплошности, что раскаивается и просит прощения. Вот здесь и будет создаваться «язык чувств, эмоций». Покажем это сначала своим примером поведения: «Вы оба правы по - своему. Но давайте разберемся, как же поступить? Если вы оба правы то...» Часто спасительным оказывается юмор. Попробуйте описать ситуацию так:
Петушился, - петушился
Забияка петушок
Забияке где-то в драке
Оторвали гребешок.
Надо запомнить условие:
ФОРМИРОВАНИЕ «ЯЗЫКА ЧУВСТВ» МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА РЕАЛИЗОВАНО ПРАВО РЕБЕНКА НА ТО, ЧТОБЫ ЕГО ВЫСЛУШАЛИ. КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ ВЫСЛУШЕННЫМ - ЭТО ПРАВИЛО ДОЛЖНО СТАТЬ ЗАКОНОМ ЖИЗНИ. И поэтому воспитатель не будет отмахиваться от малыша, ссылаясь на то, что есть более важные дела. Ребенок понимает наше настроение и отношение к нему. Не перебивайте, помогайте справиться со словами.
Кроме личных бесед в группе проводите общий разговор на разные темы, где ребенок имеет возможность выговориться и услышать мнение других детей о себе. Здесь на практике формируются качества тактичного собеседника, так как воспитатель незаметно сумеет направить тему разговора, попросит робких высказаться, а очень активных - послушать и дать потом совет.
Помогают расширить словарь «языка чувств» стихи, особенно те строчки, где описывается персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Детская поэзия полна лукавства, юмора, озорства, она не поучает назидательно, а внушает радостно - это воспитание любовью и с любовью.
В разновозрастной группе, прежде всего, «языком чувств» овладевают старшие дети. Но и самые маленькие пытаются осознанно оперировать этими понятиями.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО»
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА 5-6 ЛЕТНИХ.
1. Рассматриваем картинки, где изображены люди, лица, отгадываем и называем какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.
СЛОВАРЬ: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
2. Пытаемся назвать какое выражение глаз.
СЛОВАРЬ: насмешливое , хитрое, печальное, обиженное, злобное, безумное, испуганное, жалкое, просящее.
3.Предлагаем подобрать слова, подходящие к картинке, на которой
изображены веселящиеся дети.
СЛОВАРЬ: радость, веселье, восторг.
4. Подбираем слова к картинке с печальными сюжетами.
СЛОВАРЬ: грусть, тоска, печаль, уныние, горе.
Возможно, придется прибегнуть к помощи словарей. Младшие дети с радостью изобразят нужное настроение и состояние, опишут нужную картину, а вы попробуйте отыскать точные афористические определения из детской литературы.
К «языку чувств» относятся «волшебные слова». Они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Не нужно принуждать ребенка говорить слова вежливости. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним, по забывчивости потерявшим слово.
Дошкольники сами придут к выводу, что «волшебные слова» благодарят, желают чего-то хорошего. Завести можно «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми цветами. Иногда дети советуют друг другу подойти к сундучку и вспомнить, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения.
Еще один компонент «языка чувств» - комплименты. Благодатная роль комплиментов детям еще мало изучена. Необходимо говорить доброе, чтоб доброе в ребенке взошло. Вот это и делают фольклорные комплименты: потешки, прибаутки, присловья.
У любого народа фольклор содержит огромное количество таких «словесных поглаживаний» для маленьких это замечательные «витамины роста» - высокой самооценки, комфортности. В фольклорных комплиментах часто спрятано лукавство, озорство. Чувство юмора – спасительное чувство. Поэзия – кладезь сокровищ для людей всех возрастов.
Литература:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. СПб., 2006.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций (пособие для практических работников ДОУ). М., 2007.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль «Академия развития», 1998г.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М. Генезис, 1999.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль «Академия развития», 1996.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 2001.р
- Семенака С.И. Уроки добра (коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет). М., 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. I-II-III ч – М.: Генезис, 1998.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. М., 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 199
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...
консультация для родителей "Учите детей "языку чувств""
Как помочь малышу войти в мир чувств и эмоций? Попытайтесь создать вместе с ребёнком образ эмоционального состояния посредством сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, цветоощущени...
Консультация для педагогов «Обучение детей рассказыванию с использованием мнемотаблиц"
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для то...
Консультация для педагогов "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию"
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Обучение детей родному языку"
В материале раскрываются проблемы обучения чувашскому языку...
Консультация для педагогов «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДОУ»
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающие адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями, для получения ...