Этнокультурное образование детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Гаврилова Татьяна Витальевна

в статье раскрывается опыт работы этнокультурного образования в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_obrazovanie.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурное образование детей дошкольного возраста

Т.В. Гаврилова, К.О. Петрова, Н.Г. Расстригина

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 134» г. Чебоксары, cheb-detsad134@rchuv.ru

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы этнокультурного образования в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: этнокультурное образование, региональный компонент, культура.

Любовь к Родине начинается с места, где человек родился. Любимый край -это исток начала, откуда человек делает шаг в большой мир. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Идея воспитания патриотизма приобретает все большее значение в образовании. Перед дошкольными образовательными учреждениями ставятся такие задачи, как: приобщение детей к культуре своего народа, воспитание доброжелательного отношения к разным народам, развитие национального самосознания.

Основой воспитания у детей дошкольного возраста интереса к родному краю является накопление ими социального опыта. Особое место в нашем МБДОУ «ЦРР -детский сад №134» г. Чебоксары уделяется предметно развивающей среде. В каждой группе есть свой национальный уголок, где собраны книги авторов, символика чувашской культуры, картотека игр, демонстративный материал. Постоянно пополняется центр по социально – коммуникативному развитию. Согласно обсуждаемым темам появляются соответствующие картины, иллюстрации. Обновляется библиотека художественными произведениями.

Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Так же и мы тесно сотрудничаем с родителями воспитанников: в течении года организовываются посещения в парки, скверы и национальный музей.

Педагоги продолжают воспитывать уважительное и бережное отношение к символике родного края, архитектурным зданиям, паркам, скверам и культурным объектам. Проводятся различные видеопрезентации, которые позволяют создать у детей динамические наглядные образы, расширяют кругозор. Так дошкольники получают представления об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках страны.

Воспитанники получают знания по этнокультурному развитию на музыкальных занятиях и развлечениях детского сада, которые включают в себя игры, стихи, поговорки на родном языке. Ежегодно проводится праздник «День чувашского языка», где дошкольники с удовольствием исполняют народные песни и танцы. Организовываются выставки творческих работ: «Край, в котором ты живешь!», «Родная Чувашия», «Чудеса Природы родного края» и т.д.

Особое внимание уделяется этнохудожественному развитию. На занятиях по художественной деятельности дошкольники знакомятся народными игрушками, узорами и орнаментом родного края. Очень нравится изготовление кукол и изделий из папье – маше.

Важным условием успешной работы является педагогический коллектив. Имеется учебно-методическая и художественная литература, комплекты дидактического и раздаточного материала, конспекты занятий, сценарии досугов и праздников с учетом этнокультурного компонента. Проводятся семинары, консультации по данной тематике.

Таким образом, этнокультурное образование нацелено на освоение тех национально-культурных традиций, в которых воплощены духовно-нравственные ценности, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания, позитивного развития дошкольников. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к своей Родине, семье, творчеству, культурному наследию и традициям своего и других народов.

Литература

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Т.В. Цветковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2023

2. Соловей, Л.Б. Программа по социально- коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. / Л.Б. Соловей. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2015. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»

Проект  «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста» направлен на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотво...

"Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста"

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа.В Кабардино – Балкарии  живут...

ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста «Родной край»

ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста  «Родной край»...

Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики

Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...

Этнокультурное образование детей дошкольного возраста

Этнокультурное образование как важная часть воспитания дошкольников...

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами

В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами...