Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами
статья

Васильева Анна Олеговна
В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_vospitanie.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнёрами

Васильева А.О., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 29 «Ший онгыр» г. Йошкар-Олы

В последнее время проблема этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста приобретает все более значимый характер: повышается интерес к личности ребенка, его уникальности, предъявляются качественно новые требования к дошкольнику, как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности. Этнокультурное воспитание - важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов.

Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества является одним из факторов сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.

В нашем детском саду № 29 «Ший онгыр» г. Йошкар-Олы создана этнокультурная микро- и макро-образовательная среда, которая способствует освоению детьми этнокультуры разных народов России. Групповые комнаты и коридорные помещения оформлены в стиле этнодизайна, отражающие художественные ценности и эстетические нормы народов, проживающих в республике (луговые и горные мари).

В каждой групповой комнате есть уголок национальной культуры, в содержание которого входят:  

- куклы в национальных костюмах (если в младших группах это одна кукла, то в последующем появляются две и более – костюмы разных районов республики; девочка и мальчик; костюмы близлежащих регионов);

- предметы декоративно-прикладного искусства (начиная от простой деревянной матрешки до предметов быта, сувениров из бересты, соломы, вышивка);

- художественная литература на русском и марийском языках;

- государственная символика (в старших дошкольных группах);

- дидактические игры.

Гордость детского сада – картинная галерея по мотивам марийских народных сказок (автор работ – Лаврентьев З.Ф., заслуженный художник России, лауреат премии им. Олыка Ипая). При посещении картинной галереи у детей не только расширяются представления о национальном искусстве, но и меняются мировоззренческие представления.

До 2014 года наш детский сад носил статус «Национального детского сада». К сожалению, в настоящий момент этот статус убрали, но мы продолжаем работу в этнокультурном направлении. В детском саду долгое время функционировал музей истории и быта, где были представлены разделы: «Домашняя утварь и предметы быта», «Марийская вышивка», «Марийский народный костюм», «Экспозиция деревенская изба». Используемые экспонаты музея соответствовали программным требованиям и были вариативны по годам обучения, способствовали более глубокому и прочному освоению материала по образовательным областям («Познание», «Художественное творчество»), были доступны для понимания и освоения детьми, интересны и соответствовали их потребностям. В связи с открытием дополнительных групп и нехваткой места, Музей истории и быта прекратил своё существование, но наши педагоги и по сей день пользуются экспонатами, продолжают воспитывать чувства гордости и уважения к истории и прошлому народа мари, к традициям и обычаям марийского народа.

Взаимодействие участников образовательного процесса по педагогическому сопровождению этнокультурного развития личности дошкольников осуществляется в работе кружков:

1. Вокальный кружок «Колокольчик» (руководитель – Николаева Вера Викторовна, музыкальный руководитель).

Цель: создание условий для знакомства и обучения детей марийской музыкальной культуре, укрепление чувства национальной принадлежности, формирование национальной духовности.

2. Танцевальный кружок «Веселый каблучок» для детей старшей группы, руководитель – Николаева Вера Викторовна, музыкальный руководитель.

Задачи: приобщение детей к марийскому танцевальному искусству, расширение знаний о марийских танцах, формирование навыков основных танцевальных движений.

3. Кружок вышивания «Юзо име» («Волшебная иголочка») для детей подготовительной к школе группы, руководитель – Ларкина Валентина Николаевна, воспитатель.

Задачи: воспитание интереса, любви и уважения к национальной вышивке, умение вышивать узоры простыми швами.

По созданию необходимых условий для этнокультурного развития дошкольников наш детский сад сотрудничает с:

- Театром юного зрителя (просмотр спектаклей);

- Республиканским театром кукол (просмотр спектаклей, участие в конкурсах);

- Национальным театром им. Шкетана (просмотр спектаклей);

- Национальным музеем Республики Марий Эл им. Т. Евсеева (экскурсия);

- Музеем народно-прикладного искусства (экскурсия);

- ГБОУ СПО «Колледж культуры и искусства им. Палантая» (участие в конкурсах);

- ВГТРК «Марий Эл» и «МЭТР» (съемка для телепередачи «Шонанпыл», «Вести-Марий Эл»);

- Республиканским центром марийской культуры (участие в конкурсах «Пеледше тукым», «Изи мор пеледыш», участие детей на марийской ёлке «Теле йомак» и др.)

Основными принципами взаимодействия детского сада с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...