Мастер-класс. Педагогическая технология «Интерактивный/умный пол»
материал (старшая группа)
Цели:
1. Ознакомить педагогов с педагогической технологией "Интерактивный/умный пол".
2. Показать возможности использования интерактивного пола в образовательном процессе.
3. Развить навыки создания и адаптации игровых и обучающих сценариев для интерактивного пола.
Задачи:
1. Объяснить принципы работы интерактивного пола и его преимущества для детей.
2. Демонстрировать примеры игр и заданий, соответствующих различным образовательным областям.
3. Познакомить участников с методами интеграции интерактивного пола в существующие программы обучения.
4. Способствовать обмену опытом среди педагогов по использованию современных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._pedagogicheskaya_tehnologiya_interaktivnyyumnyy_pol.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс. Педагогическая технология «Интерактивный/умный пол»
Цели:
1. Ознакомить педагогов с педагогической технологией "Интерактивный/умный пол".
2. Показать возможности использования интерактивного пола в образовательном процессе.
3. Развить навыки создания и адаптации игровых и обучающих сценариев для интерактивного пола.
Задачи:
1. Объяснить принципы работы интерактивного пола и его преимущества для детей.
2. Демонстрировать примеры игр и заданий, соответствующих различным образовательным областям.
3. Познакомить участников с методами интеграции интерактивного пола в существующие программы обучения.
4. Способствовать обмену опытом среди педагогов по использованию современных технологий в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
1. Педагоги получат представление о функционале интерактивного пола и его применении в детском саду.
2. Участники смогут разработать собственные сценарии и игры для интерактивного пола, адаптированные к образовательным задачам.
3. Повышение мотивации педагогов к использованию современных технологий в обучении.
4. Создание базы идей и материалов для дальнейшей работы с интерактивным полом в детском саду.
Здравствуйте, коллеги!
Я предлагаю вам прикоснуться к новому тренду в дошкольном образовании - технологии «Обучение в движении».
В дошкольное образование технология «Умный пол» пришла из Реджио- педагогики, ее создателем является итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994).
Так что же такое «Интерактивный или умный пол»?
Речь пойдет не об интерактивном 3D оборудовании, а о напольной проекции, которая создана с целью обучения ребенка в движении и организации детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами или схемами.
Попадая на территорию проекции, ребенок выполняет игровые действия и решает множество образовательных задач.
Создавать «Умный пол» можно начиная с групп раннего возраста, усложняя задания в зависимости от возрастной группы.
Сделать его очень просто: нужно только проявить фантазию и иметь под рукой цветную изоленту.
Кроме того, грамотное комбинирование традиционного обучения с работой на «интерактивном полу» даёт прекрасные интеллектуальные результаты.
«Умный пол» можно использовать для конструирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как систему визуализации знаний.
Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный, игровой ресурс.
Одни проекции развивают внимательность, другие – моторику, третьи – реакцию, четвёртые – сообразительность и т.д.
По причине необходимости физических усилий для «игры» с полом, такой вид игры хорошо подходит тем детям, которые испытывают те или иные трудности в физическом развитии. Кроме того, грамотное комбинирование традиционного обучения с работой с «интерактивным полом» способно дать прекрасные результаты.
Весь образовательный цикл делится на 4 этапа:
1 этап – определение темы;
2 этап – подборка игр, с учетом возраста;
3 этап – создание проекции игры;
4 этап – сама игра.
Прежде чем приступить к практической части вы должны знать правила работы с «интерактивным полом»:
- не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше)
- четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются)
- представлять себе, кто, когда и зачем сможет обратиться к «умному полу» (целенаправленное, адресное использование компонентов; тематическая и функциональная/доступность для целевой аудитории)
- приглашать детей к созданию «умного пола»
- учитывать тип помещения (не размещать элементы на лестницах)
- важно понимать, что «умный пол» мобилен, как и все образовательное пространство в целом, а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса.
Таким образом, игры на интерактивном полу являются мощным инструментом в развитии у детей познавательной и двигательной активности, помогают повысить уровень передачи знаний в дошкольных образовательных учреждениях, способствуют улучшению усвоения информации.
Картотека игр.
1. «Лишний в ряду»
Подготовка и ход деятельности. В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением чего-то или кого-то. Необходимо в каждом ряду определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного. Играющие по очереди прыгают в квадраты с изображением лишнего объекта, поднимают карточку и объясняют свой выбор.
Пример изображений в ряду. Диван, кровать, чашка, кресло.
Пример ответа. Лишняя в этом ряду кружка, поскольку диван, кровать, стул, кресло – мебель, кружка – посуда.
Рекомендации. Игру можно использовать для закрепления у детей обобщающих понятий. Она помогает развивать логическое мышление, внимание плюс прыжковые нагрузки, которые оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Увеличить количество участников можно, поменяв расположение карточек, рассматривая ряд либо по горизонтали, либо по вертикали. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.
2. «Чего не хватает?»
Подготовка и ход деятельности. Часть квадратов на игровом поле заполнены карточками с изображением объектов, часть – пустые. Необходимо в каждом ряду закрыть пустой квадрат, подобрав недостающую картинку. Играющие дети по очереди подходят к пустому квадрату и заполняют его, подобрав недостающую картинку. Затем предлагаем им прошагать по квадратам с таким же изображением.
Рекомендации. Предложенная игра развивает логическое мышление, учит анализировать, а ходьба в значительной степени способствует удовлетворению потребности организма в движении. Дидактический материал можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Для игры используется игровое поле в сложенном виде. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.
3. «Пройди лабиринт»
Подготовка и ход деятельности. В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением задуманных символов (в нашем случае – буквы). Необходимо пройти по дорожке из одинаковых символов и найти выход. Игроки по очереди проходят лабиринт.
Рекомендации. В данном игровом упражнении можно использовать буквенные символы, цифровые, а также различные изображения. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Стоит отметить, что для удобства карточки выполняются небольшого размера, также задуманные символы можно нарисовать цветными карандашами или фломастерами на водной основе, так как они легко смываются с игрового поля. Задание способствует развитию внимания, мышления, а еще ребенок двигается. Предложенный маршрут можно пройти, пропрыгать на двух ногах, на одной ноге, на носочках и т. д.
4. «Изобрази»
Подготовка и ход деятельности. В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением чего-то или кого-то. Игроки по очереди прыгают в квадраты с карточкой, переворачивают её, но изображение никому не показывают. Затем с помощью мимики и жестов показывают особенности нарисованного объекта, остальные отгадывают. Рекомендации. Игра помогает развивать внимание, воображение, память, закрепляет знания об особенностях тех или иных объектов окружающего мира. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями. Также присутствует двигательная активность.
5. «Комар»
Подготовка и ход деятельности. В центре игрового поля лежит картина с изображением. Ведущий объясняет играющим, что перемещение комара с одного квадрата на другой происходит посредством подачи ему команд «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
1 уровень сложности: игрок перемещает карточку с изображением комара или сам выступает в роли «комара» и шагает по игровому полю, слушая команды от ведущего. Как только комар вылетает за пределы поля, необходимо сказать «Поймал».
2 уровень сложности: комар становится невидимым, и игрок передвигает воображаемого комара по игровому полю.
Рекомендации. Задание направлено на развитие пространственного мышления, внимания и воображения. Можно заменить комара и перемещать по игровому полю игрушку, которую выберут дети. Присутствует двигательная активность: ходьба и наклоны. Можно использовать игровое поле, как в сложенном, так и разложенном виде.
6. «Избегай цвет»
Для игры понадобятся игровое поле и карточки, на которых изображены следы соответствующего цвета.
Подготовка и ход деятельности. Все играющие делятся на пары. Затем каждая пара по очереди подходит к карточкам, которые лежат изображениями вниз, выбирают одну карточку и переворачивают её. Следующим этапом пары по очереди пропрыгивают игровое поле, но не наступают на следы того цвета, который вытянули ранее. Можно следующим этапом вытягивать по две карточки со следами и тогда при перемещении по игровому полю не наступать на следы уже двух цветов, которые вытянули.
Рекомендации. Игра повышает уровень сплоченности детей, доверия, умения работать в паре, развивает внимание, память и умение ориентироваться в пространстве. Можно перемещаться по игровому полю не только шагом, а прыгать на двух ногах, одной ноге и т. д. Заменить карточки можно кубиком с разноцветными ребрами: кидаешь кубик и понимаешь, на какой цвет нельзя наступать при перемещении по игровому полю.
2. Напольные игры
с использованием имеющейся
поверхности пола
1. «Подвижная зарядка»
Подготовка и ход деятельности. Выбираем с детьми место, где будет размещено игровое поле. Затем рисуем на листе бумаги формата А3 или А4 примерную схему передвижения, обозначив каждое упражнение своей фигурой. Подумав вместе с детьми, какие упражнения будет включать зарядка, нанесите на поверхность пола с помощью изоленты, придуманную схему. Не забывайте обсудить и выбрать цвет изоленты вместе с детьми.
Пример упражнений. Квадрат – 5 раз присесть, линия Л – пропрыгать на левой ноге, пунктирная линия – пройти на носочках, прямоугольник – наклоны головы, волнистая линия – пройти на пяточках, треугольник – 5 раз приседание, крестики – прыжки на двух ногах, круг – наклоны вперед, линия П – пропрыгать на правой ноге. Рекомендации. Данный комплекс упражнений тренирует память, внимание, закрепляет физические навыки, так как дети передвигаются по игровому полю. Во время придумывания схемы передвижения развиваются творчество и фантазия. Его можно использовать как элемент утренней зарядки или физминутки.
2. «Ловкие акробаты»
Подготовка и ход деятельности. Выбираем с детьми место, где будет размещено игровое поле. Подумав, какой формы будут канаты и каким образом по ним передвигаться, нанесите их с помощью изоленты на поверхность поля. Не забывайте обсудить и выбрать цвет изоленты вместе с детьми.
Пример передвижений по игровому полю: Передвижение на носочках, передвижение на пяточках, передвижение под музыку в определенном ритме, передвижение с закрытыми глазами, передвижение с остановками и заданиями, проползти, передвигать предметы руками, ногами и т. д.
Рекомендации. Невероятные задачи приходится выполнять акробатам, а с помощью заданий и игр такого формата дети могут окунуться в эту удивительную атмосферу. Могут быть использованы, например, в сюжетноролевой игре «Цирк». Данный вид упражнений развивает координацию движений, внимание. В зависимости от заданий на игровом поле можно решать задачи образовательных областей.
3. Лабиринт
Подготовка и ход деятельности. Выбираем с детьми место, где будет размещено игровое поле, и определяемся с его размером, продумываем длину дорожек, расположение ложных дорожек и тупиков. Затем нанесите их с помощью изоленты на поверхность.
Пример упражнений: передвигаться и собирать какие-то предметы (игрушки, фрукты, овощи и т. д.), помогать и переносить предметы от старта до финиша, передвигать ногами мяч, передвигать руками машинку, можно провести соревнование «Кто быстрее пройдет». Игроки по очереди проходят лабиринт. Как только нога у игрока выходит за границу лабиринта, то ход переходит следующему. Рекомендации. В процессе игры развивается логическое мышление, внимание, пространственное восприятие. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием.
4. Попади в цель
Подготовка и ход деятельности. Выбираем с детьми место, где будет размещено игровое поле. При помощи изоленты приклеиваем мишень. Все игроки делятся на две команды, на расстоянии 4–5 метров от мишени приклеивается линия. Игроки по очереди кидают снаряды в мишень. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее число попаданий. В качестве снарядов можно использовать комочки изоленты, бумаги, мешочки. Рекомендации. В процессе игры закрепляются навыки метания в цель, развиваются общая моторика рук, глазомер.
5. Фасовщики
Подготовка и ход деятельности. Выбираем с детьми место, где будет размещено игровое поле. После того как определились с местом расположения, необходимо нанести изолентой или малярным скотчем контуры различных геометрических фигур. Затем делим детей на 2–4 команды и даем задание.
Примерные задания: рассортировать детали по цвету, рассортировать четные и нечетные цифры, рассортировать гласные и согласные буквы и т. д.
Рекомендации. Способствует закреплению названий геометрических фигур, букв и цифр и др. в зависимости от наполняемости дидактическим материалом (картинки с изображениями), которые можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием.
6. Дороги
Подготовка и ход деятельности. Выбираем с детьми место, где будет размещено игровое поле. Малярный скотч 49 клеим так, чтобы образовались линии дорог и перекрестки. Фломастером дети наносят на скотче разделительную линию. На одной из дорог можно отметить расстояние, обозначив цифрами 1,2,3, а потом устраивать гонки и узнавать, кто проехал дальше всех. Не забываем вспоминать правила дорожного движения.
7. Игра "Найди предметы на заданную букву."
Позволяет совершенствовать умение соотносить слово с обозначающей его буквой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Использование педагогической технологии сближения детей и взрослых "
В мастер -классе представлены варианты коммуникативных игр...
Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»
Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых». Цель: повысить уровень осознания эмоциональной сферы детско-родительских отношений: дать уча...
Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры»....
Мастер-класс "Современные педагогические технологии в помощь музыкальному руководителю в формировании музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников"
Данный мастер-класс разработан для педагогов художественно-эстетического развития и музыкальных руководителей, с применением элементов Орф-педагогики...
Мастер-класс «Музыкально-педагогическая технология Т.Боровик «Хор рук»
Технология "Хор рук" Т.Боровик является одно из форм арт-терапии, направлена на развтие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма....
Мастер-класс «Современные педагогические технологии»
Мастер-класс «Современные педагогические технологии»...
Мастер-класс «Современные педагогические технологии в процессе ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Цель : создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использованияразных технологий при формировании знаний о разных профессиях у дет...