Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
методическая разработка на тему
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 564.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Красноярского края г. Шарыпово
Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?
И сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс.
Тема мастер-класса: «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры».
Задачи:
- Расширить знания участников мастер-класса о педагогической технологии «Дети волонтёры» и возможности вариативности её применения в работе с детьми
- Cформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию педагогической технологии «Дети волонтёры» в работе с детьми.
Этапы мастер – класса:
* Теоретическая часть
* Практическая часть
* Рефлексия (заключительная).
Актуальность
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Меня заинтересовало волонтёрство и я решила организовать в своей группе волонтёрское движение. Мне бы хотелось поделиться частичкой своего опыта работы по данной теме. А кто же такой волонтёр?Уважаемые коллеги на этом слайде вы можете ознакомиться с формулировкой - кто такой волонтёр…
Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Цель - раззвитие духовно - нравственных качеств личности дошкольников
мной были определены следующие задачи:
1) Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет;
2) Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
3) Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
4) Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;
5)Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка
6) Развивать навыки общения детей.
7) Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
8) отслеживать развитие духовно-нравственных качеств воспитанников.
Работа по данной технологии ведется не спонтанно. На месяц составляется план работы, иногда в течение месяца он корректируется. Но это, как правило, не влияет на конечный результат. Разрабатывая систему работы, я изучала и проанализировала методическую литературу.
Установила партнерские отношения с родителями, привлекла к совместному сотрудничеству.
В своей дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, я выделила 4 этапа:
Этапы:
1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров
2 этап. Формирование волонтёрского движения.
3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
1этап. «Социально-психологическая подготовка волонтёров».
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.
1. Беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Кто такие волонтёры»
2. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т.д..
3.Чтение художественной литературы : «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын»и т.д.
4. Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
5.Игры:Игра «Объятия», Игра «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек,Игра «Тропинка», «Гномики», Игра «Раздувайся пузырь», Игра «Паровозик», «Пирамида любви» и т.д.
2 этап. «Формирование волонтёрского движения»
Создание волонтёрского отряда начиналось с разработки визуального ряда, а именно эмблемы, много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстук всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!», символизировало суть волонтёрского движения.
Мои воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 6-7 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес.
3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания. Любимой волонтёрами движением является поиграть с младшими дошкольниками. Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.
По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр. Днем - оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах умение хождения по закаливающим дорожкам, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно - ролевые игры.
Наши дети волонтёры изготовили подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравили их, рассказали им как здорово в детском саду
Это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
4этап. «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»
С «Детьми волонтёрами» мы проводим ряд акций. Акция «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!» призвали водителей выбирать разумную скорость. Наши дети волонтёры решили напомнить водителям, что от них зависит жизнь детей и взрослых. Водители были тронуты обращением к ним детей, каждый из них задумался о безопасности на дорогах, ребятам они обещали, что станут более дисциплинированными и законопослушными участниками дорожного движения.
А так же провели акцию«Пристегни самое дорогое»
С детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли на улицы города с поздравлением.Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
В рамках празднования Дня Победы наши дети волонтёры приняли участие в проведении акции " Георгиевская ленточка".Дети дарили георгиевскую ленточку пожилым людям и поздравляли с наступающим праздником. Дети были довольны, что внесли частичку своего труда в празднование Великой Победы.
У детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Ведём работу по активному включению родителей в жизнь ДОУ, поэтому стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал как традиционных форм взаимодействия с семьей, так и актуальную форму сотрудничества - волонтёрство. Волонтёрский отряд оказал помощь в изготовлении кормушек на участках детского сада совместно с родителями - волонтёрами. Это способствовало воспитанию любви к птицам и заботливого отношения к ним.
Участвовали в акции «Помоги пойти учиться»
С детьми волонтёрами проводим рефлексию. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей,– это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние полтора года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание,ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного.Моя работа с детьми и родителями будет продолжена по совершенствованию духовно- нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Практическая часть
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.
(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):
- Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе то похлопайте в ладоши.
- Считаете ли вы что волонтёр имеетвозможность испытать чувство того, что он кому-то нуженто помашите рукой
- Если вы полагаете, что волонтёрпроявлять толерантность к мнению других людей то похлопайте в ладоши.
- Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание.Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.
Уважаемые коллеги, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.
Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте.
…..Уважаемые педагоги, пока здесь изготавливают куклы, мы с вами поговорим о правилах деятельности волонтера. Приглашаю по одному педагогу, лопаете шарик и зачитываете правила и объясните, как вы понимаете….
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.
( 8 участников выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с правилами, они лопают шары, затем зачитывают правила, и объясняют эти правила как они их понимают)
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.
Итак, куклы готовы первой о своей кукле расскажу я, разрешаете?
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.
- Познакомимся с вашим героем.
- Теперь вы расскажите о своем герое.
- Узнаем о следующем герое.
- Что вы можете рассказать о своем герое.
(Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка. Последний дает описание куклы из черных ниток)
Мой человечек появился на свет из ниток черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других. У него нет друзей, ему одиноко.
- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?
- Конечно, да. Что мы можем для него сделать?
Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.
Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая друг друга.
Это упражнение помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность.
Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров».
Я поделилась с вами частичной своего опыта. А теперь предлагаю вам помочь нам. Я прошу вас протянуть нам руку помощи. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?
Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.
Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие,
бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность,
скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали на этом мастер-классе. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.
По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры)
По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: …….. деятельности волонтёров. (правила).2) Каким качеством должен обладать волонтёр?3).Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:
1.п | |||||||||
р | 3.ж | 2.а | |||||||
а | е | к | |||||||
1.в | о | л | о | н | т | ё | р | ы | |
и | а | и | |||||||
л | н | в | |||||||
а | и | н | |||||||
е | о | ||||||||
с | |||||||||
т | |||||||||
ь |
Сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс, перед вами острова
остров-ГРУСТИ, остров- НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, остров- УДОВЛЕТВОРЕНИЯ,
остров-НАСЛАЖДЕНИЯ, остров-РАДОСТИ как вы думаете на каком острове вы побывали сегодня…..(клеят наклейки на острова)
Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.
Пробуйте. И у вас все получится!
Я вам сказку рассказала
Мастер класс свой показала.
Тут истории конец
А кто слушал – молодец!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка...
«Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
Мастер-класс Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми» Цели: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненн...
Методическая разработка «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ»
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной госуда...
Мастер-класс "Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми"
мастер-класс...
Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....
мастер класс по использование технологии Енотик в блоке совместной деятельности
Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуа...
Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.Задачи мастер-класса представлены на слайде.В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается ид...