Технологическая карта "Сила притяжения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марамыгина Людмила Геннадьевна

Старшая группа Познавательное развитие (экспериментирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_maramygina_l.g.-sila_tyagoteniya.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

ФИО

Марамыгина Людмила Геннадьевна

Образовательная область

Познавательно -исследовательская деятельность (эспериметирование)

Возраст детей, группа

5-6 лет

Тема НОД

Волшебная сила - Сила тяготения

Цель

Познакомить детей с земной силой притяжения через поисково-исследовательскую деятельность

Задачи

Обучающие:

-дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле;

- совершенствовать познавательные навыки детей, умение сопоставлять факты с действиями;

Развивающие:

- развивать любознательность, мышление, самостоятельность;

- активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас;

- вызвать интерес и желание узнавать что-то новое;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к нашей планете, которая называется Земля.

Материал и оборудование

Ноутбук, игра на SMART доске, воздушный шарик, варежки, пластиковое ведерко, шарик пластиковый маленький, не бьющие игрушки на каждого ребенка (разного материала), глобус, песок, вода, магнит, металлические предметы и др. предметы для опыта с магнитом.

Предполагаемый результат

  • Знакомство с земной силой тяготения;
  • Проявление интереса к познавательной деятельности;
  • Уметь анализировать, делать выводы из проведенных опытов.

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: Выявить внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели.

I. Введение в ситуацию

В: Доброе утро, ребята! Сегодня мне пришло сообщение от Незнайки из «Цветочного города».

Незнайке подарили друзья,глобус.(на смарт доске картинка-глобус)

Личностные,коммуникативные

Включаются в игровую ситуацию

Настрой на предстоящую деятельность

Приветствие, включение в диалог.

Этапные задачи: Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.

II. Актуализация знаний

В: Ребята, а вы знаете что это? Что такое глобус? А что на нем изображено? А для чего нужен глобус людям?

Познавательные

Регулятивные

Ответы детей: глобус. Модель Земли.

Ответы детей.

Умение удерживать учебную цель.

Наблюдение в процессе работы.

Этапные задачи: Учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной ситуации.

III Затруднение в ситуации

В: Ребята, а вот незнайке интересно знать, почему, если Земля такая круглая, то ни вода, ни дома, леса не падаю? (Наглядно можно потрясти глобус) Что заставляет их течь по Земле? Песок из пустынь никуда не высыпается?

Опыт №1

Ведь при наклоне стакана влево или вправо вода выливается, а песок высыпается. То же самое происходит с водой и песком, если стакан с содержимым перевернуть вверх дном. (демонстрируется опыт).

В: Вот так, вопросик, правда, ребята?

В: Ребята, а вы хотите помочь Незнайке разгадать эту загадку природы?

- А сможете? -  Когда вы что-то не знаете, где можно узнать?

- Хорошо кто-то спрашивайте у взрослого, кто-то посмотрит в книге и т.д.

- Идите, помогайте.

- Не получается помочь? Почему?

В: Все правильно, сейчас можно узнать у меня, но я вам сегодня не только расскажу, но и покажу.

Коммуникативные

Личностные

Регулятивная

 

Ответы детей.

Предположительные ответы детей

Прочитать в книге, спросить у воспитателя.

Дети спрашивают у взрослого.

 

Выявлять причину затруднения.

Умение фиксировать затруднение.

Этапные задачи: Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

IVОткрытие нового знания или способа действий

В: Ребята, давайте сами проверим, держит ли нас эта сила. Подумайте, как мы можем это сделать?

Опыт №2

Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе. Получилось?

В: А предметы притягивает эта сила к Земле или нет? Проверьте. Возьмите любые предметы со стола и попробуйте их отпустить из рук, подбросить вверх.

Я раскрою секрет. Сила, которая притягивает любые тела и предметы к Земле, называется силой тяготения и тянет она все в центр Земли.

В: Что бы могло случиться, если бы не было силы тяготения? Они отрывались бы от нее и улетали в космос. Благодаря этой силе все животные и растения знают, где низ, а где вверх.

В: Ребята, планета Земля силой тяготения удерживает любые тела и предметы, как мы убедились, а какой предмет тоже может силой своего притяжения удерживать другие предметы?

В: А кому мы сего помогаем, для кого все расследуем?

Опыт №3

Демонстрируется опыт притяжения предметов магнитом.                                                                                                                                                                                    

В: Что сильнее сила тяготения Земли или сила притяжения магнита? Почему?

В: Наша планета как большой магнит, но в отличие от магнита, эту силу нельзя ослабить или устранить.

Опыт №4

С воздушным шаром.

Нужно натереть шарик (Это наша планета) варежкой и прислонить к планетам.

В: Что произошло?

-Луна, хоть она и очень далеко от Земли, тоже притягивается Землёй, потому и не может от нас далеко улететь. Её так и называют - спутник Земли.

- Земля притягивает к себе Луну, но из-за большой скорости Земля не может на Солнце упасть, а только кружится вокруг нее.

Опят №5

Проведем опыт и убедимся, что луна, притягиваясь, не может упасть?

Воспитатель проводит опыт «Орбита.  Одевает шапочку «Земля» и объясняет, что она - Земля, а мячик – планета Луна).

Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с Луной: пока она быстро вращается вокруг Земли, она не упадет.

- Воспитатель: Может ли Луна упасть на Землю?

Познавательные

Дети проводят эксперимент: подпрыгивают.

Ответы детей: нет.

 

Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли.

(Ответы детей.)

- Магнит.

-Для Незнайки.

Сила тяготения Земли-притягивает любые тела и предметы, а магнит только металлические.

- к Земле все притянулось. 

Ответ детей

- Луна, испытывая силу притяжения, не может упасть, потому что быстро вращается вокруг Земли.

-Нет.

Умение оценивать свои действия

Мыслительные операции

Этапные задачи: Закреплять новые знания и способы их применения.

V Введение новых знаний в систему знаний

В: А сейчас я предлагаю поиграть и вспомнить что притягивает Земля к себе, а что магнит. Игра на SMART доске.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- Все что притягивает магнит-все железные предметы; Земля- все что притягивает (леса, реки, озера, горы, города, страны).

Умение использовать полученные знания

Игра на закрепление полученных знаний. Дети проговаривают в процессе игры.

Этапные задачи: Умение проводить анализ своей деятельности.

VI Осмысление (итог)

- Как вы думаете, вы смогли помочь Незнайке?

- Как называется загадочная сила, удерживающая от падения все на Земле и даже Луну?

-Почему Луна, притягиваясь к Земле, не падает?

Словесный

-Да, мы узнали, что есть сила у Земли и у солнца и она называется «сила притяжения»

-Потому что они двигаются с большой скоростью

Умение оценивать свои действия.

Дают оценку деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологиялық картасы. Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы

Занятие по математике в средней группе. Рекомендовано для воспитателей детских садов. Занятие построено в игровой форме....

Технологиялық картасы. Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы.

Занятие по рисованию в средней группе. Материал доступный и интересный. Подобраны стихи, загадки и физминутки по теме "Грибы."....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Магнитное притяжение»

Конспект НОД по познавательному развитиюв старшей группе «Магнитное притяжение»...

Презентация по УВМ "Волшебное притяжение"

Цель УВМ: Формирование представлений детей об электро-статических явлениях....

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Свойства магнита и сила земного притяжения».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста ...

«Кыш» темасына оештырылган белем бирү эшченлегенең технологик картасы зурлар төркеме балалары өчен

Балаларның кыш фасылы турындагы белемнәрен ачыклау, кыш билгеләре турындагы күзаллауны киңәйтү....