Педагогический совет на тему :«Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире через художественную литературу.»
презентация

 
 
«Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире через художественную литературу.»
 
Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом, и именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека. Приобщение ребенка к книге и чтению совершается под воздействием семьи, детского сада, школы. Вхождение малыша в книжную культуру начинается с младенчества, едва он приобретает первичное представление об окружающем мире, понимает речь взрослого, овладевает первыми словами.
Художественная система фольклора обширна и своеобразна. Особое место в ней занимают произведения жанра малых форм - песенки, потешки, пословицы, считалки, загадки, скороговорки. Поэтика этого жанра особенная. Краткость, ритмичность, музыкальность, несложное содержание, выраженное в доступной стихотворной форме, позволяют ребенку легко запомнить песенку-потешку или считалку. С самого раннего возраста ребенок с их помощью овладевает звуками родного языка, знакомится с красочностью и образностью родной речи. Они являются для ребенка первым источником знаний и сведений об окружающем мире. Большинство потешек создавалось в процессе труда, в быту, и потому отличается широтой тем, разнообразием поэтических образов, богатством стихотворных форм и интонаций. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Малые фольклорные формы удобно употреблять в течение всего дня, в каждом режимном моменте. Утром, во время приема детей, встречаю их ласковым словом, обращением к каждому по имени, которое звучит в потешке. Очень важно, что многие потешки позволяют нам заменять при необходимости имена:
В светлом теремочке
Выросла Лизушка !
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Умывание детей сопровождаю словами потешки:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели
Чтоб смеялся роток,
 
Чтоб смеялся зубок
Или:
Чистая водичка Моет Жене личико,
Настеньке ладошки,
Пальчики Антошке.
С потешкой веселее и кашу есть, а то « придет коза рогатая, придет коза бодатая».
Во время адаптации для установления доверительных отношений между ребенком и воспитателем использую потешку:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший,
Настенька пригожая.
Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение:
На улице две курицы
С петухом дерутся
Две девицы-красавицы
 Смотрят и смеются.
Даже сборы на прогулку превращаются увлекательное приключение:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Вот как хорошо.
Потешки,  произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают ребят, настраивают на отдых:
Бродит дрема
 Возле дома,
В тишине
Шуршит соломой,
Ходит с песенкой знакомой:
«Баю-бай, баю-бай».
 
Дети просыпаются, и здесь я тоже использую различные потешки, для комфортного выхода из состояния сна:
Ваня, Ванечка проснись,
Да с полатцев-то спустись,
Слышишь, крикнул петушок,
За селом поет рожок,
На крылечке дверь скрипит,
Ваня, Ванечка, вставай,
Светлый день не прозевай!
Простота и мелодичность звучания помогают детям запомнить их, малыши начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы, укладывания ее спать, расчесывания куклы и малышей, используют, если кто-то в группе плачет: «Не плачь, не плачь, куплю тебе калач» и другие.
Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковую гимнастику, сопровождая потешками: «Мальчик-пальчик», «Сорока-ворона», «Ладушки- ладушки» и другие.
Занятия с использованием потешек становится интереснее, увеличивают словарный запас слов у ребенка, знакомят с окружающим миром, активизируют познавательное и умственное развитие, формируют гуманное отношение к миру. В русской культуре много игр, в основе которых лежат малые фольклорные формы, они простые и короткие побуждают детей к действию. Мы играем с детьми в такие игры: «По ровненькой дорожке...», «Вот наш Вова идет», «Воробей», «Поясок», «Заинька». Использую хороводные игры, которые всегда очень нравятся детям: «Каравай», «Встали девочки в кружок», «Комар Комарович».
В небольших произведениях народного поэтического творчества оживают явления природы «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко- ведерышко», образно подмечены описания животных «кисонька- мурысонька», «курочка-рябушечка», «петушок золотой-гребешок». Персонажи в фольклорных произведениях трудолюбивы, ласковы и заботливы.
Приобщение ребенка к устному народному творчеству невозможно без поддержки семьи. Практика показала, что большинство молодых родителей интересуются малыми формами фольклора для развития возможностей и способностей детей. Для ознакомления родителей с потешками я оформляю ширмы-передвижки, выставки иллюстраций по потешкам, провожу
индивидуальные беседы, родительские собрания «Адаптация детей к детскому саду средствами фольклора», «Потешка в жизни ребенка». Провела семинар практикум для родителей «Играем пальчиками», консультации «Фольклор в жизни малыша», «Потешки как средство воспитания ребенка». Оформляю выставки детских работ «Мы лепим и рисуем».
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что потешки обогащают детскую речь, развивают интерес и внимание к окружающему миру, знакомят с народными обычаями, воспитывают художественный вкус, обогащают знания о природе. Потешки являются ценным средством воспитания , имеют большое значение в формировании личности ребенка раннего возраста.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире через художественную литературу.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом, и именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека. Приобщение ребенка к книге и чтению совершается под воздействием семьи, детского сада, школы. Вхождение малыша в книжную культуру начинается с младенчества, едва он приобретает первичное представление об окружающем мире, понимает речь взрослого, овладевает первыми словами.

Художественная система фольклора обширна и своеобразна. Особое место в ней занимают произведения жанра малых форм - песенки, потешки, пословицы, считалки, загадки, скороговорки. Поэтика этого жанра особенная. Краткость, ритмичность, музыкальность, несложное содержание, выраженное в доступной стихотворной форме, позволяют ребенку легко запомнить песенку-потешку или считалку. С самого раннего возраста ребенок с их помощью овладевает звуками родного языка, знакомится с красочностью и образностью родной речи. Они являются для ребенка первым источником знаний и сведений об окружающем мире. Большинство потешек создавалось в процессе труда, в быту, и потому отличается широтой тем, разнообразием поэтических образов, богатством стихотворных форм и интонаций. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Малые фольклорные формы удобно употреблять в течение всего дня, в каждом режимном моменте. Утром, во время приема детей, встречаю их ласковым словом, обращением к каждому по имени, которое звучит в потешке. Очень важно, что многие потешки позволяют нам заменять при необходимости имена:

В светлом теремочке

Выросла Лизушка !

Люди ее любят,

Все ее голубят.

Умывание детей сопровождаю словами потешки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели

Чтоб смеялся роток,

Чтоб смеялся зубок

Или:

Чистая водичка Моет Жене личико,

Настеньке ладошки,

Пальчики Антошке.

С потешкой веселее и кашу есть, а то « придет коза рогатая, придет коза бодатая».

Во время адаптации для установления доверительных отношений между ребенком и воспитателем использую потешку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший,

Настенька пригожая.

Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение:

На улице две курицы

С петухом дерутся

Две девицы-красавицы

 Смотрят и смеются.

Даже сборы на прогулку превращаются увлекательное приключение:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот как хорошо.

Потешки,  произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают ребят, настраивают на отдых:

Бродит дрема

 Возле дома,

В тишине

Шуршит соломой,

Ходит с песенкой знакомой:

«Баю-бай, баю-бай».

Дети просыпаются, и здесь я тоже использую различные потешки, для комфортного выхода из состояния сна:

Ваня, Ванечка проснись,

Да с полатцев-то спустись,

Слышишь, крикнул петушок,

За селом поет рожок,

На крылечке дверь скрипит,

Ваня, Ванечка, вставай,

Светлый день не прозевай!

Простота и мелодичность звучания помогают детям запомнить их, малыши начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы, укладывания ее спать, расчесывания куклы и малышей, используют, если кто-то в группе плачет: «Не плачь, не плачь, куплю тебе калач» и другие.

Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковую гимнастику, сопровождая потешками: «Мальчик-пальчик», «Сорока-ворона», «Ладушки- ладушки» и другие.

Занятия с использованием потешек становится интереснее, увеличивают словарный запас слов у ребенка, знакомят с окружающим миром, активизируют познавательное и умственное развитие, формируют гуманное отношение к миру. В русской культуре много игр, в основе которых лежат малые фольклорные формы, они простые и короткие побуждают детей к действию. Мы играем с детьми в такие игры: «По ровненькой дорожке...», «Вот наш Вова идет», «Воробей», «Поясок», «Заинька». Использую хороводные игры, которые всегда очень нравятся детям: «Каравай», «Встали девочки в кружок», «Комар Комарович».

В небольших произведениях народного поэтического творчества оживают явления природы «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко- ведерышко», образно подмечены описания животных «кисонька- мурысонька», «курочка-рябушечка», «петушок золотой-гребешок». Персонажи в фольклорных произведениях трудолюбивы, ласковы и заботливы.

Приобщение ребенка к устному народному творчеству невозможно без поддержки семьи. Практика показала, что большинство молодых родителей интересуются малыми формами фольклора для развития возможностей и способностей детей. Для ознакомления родителей с потешками я оформляю ширмы-передвижки, выставки иллюстраций по потешкам, провожу

индивидуальные беседы, родительские собрания «Адаптация детей к детскому саду средствами фольклора», «Потешка в жизни ребенка». Провела семинар практикум для родителей «Играем пальчиками», консультации «Фольклор в жизни малыша», «Потешки как средство воспитания ребенка». Оформляю выставки детских работ «Мы лепим и рисуем».

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что потешки обогащают детскую речь, развивают интерес и внимание к окружающему миру, знакомят с народными обычаями, воспитывают художественный вкус, обогащают знания о природе. Потешки являются ценным средством воспитания , имеют большое значение в формировании личности ребенка раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формиро...

Конспект По ознакомлению с окружающим миром, через художественную литературу в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»

Программное содержание:Задачи:- Расширять и уточнять представление о перелетных птицах.- Развивать интерес детей к окружающему миру.- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.-Пр...

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)     Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредс...

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОСМир так многообразен!И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир р...

Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»

Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»...