"Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире"
статья по теме
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_mladshih_doshkolnikov_predstavleniy_ob_okruzhayushchem_mire_7.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И.Г.Песталоцци отмечал: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».
Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
К наглядным методам относятся
- наблюдение,
- рассматривание картин,
- демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.
Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
Практические методы:
- игра,
- элементарные опыты,
- моделирование.
Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять младших дошкольников в применении знаний.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры:
- дидактические,
- подвижные,
- творческие.
При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А так же является одним из способов развития наблюдательности.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
Словесные методы:
- рассказы,
- чтение художественных произведений о природе,
- беседы.
Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая. Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Окружающий мир в дидактических играх
Для развития познавательной деятельности ребенка младшего дошкольного возраста большое значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание.
Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, большое значение для развития мышления имеют дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
Дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Они используются и в непрерывной образовательной деятельности и вне неё.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.
По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:
1. предметные;
2. настольно-печатные;
3. словесные.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления младших дошкольников о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например:
«Когда это бывает?»
У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картинки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листочек, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, коньки, подснежник, санки и т.д. Педагог показывает сюжетную картинку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те предметные картинки, которые к этому времени года относятся.
При использовании дидактической игры педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Четко объяснять правила.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1. дидактическая задача;
2. игровая задача;
3. игровые действия;
4. правила игры;
5. результат (подведение итогов)
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в название игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д..
Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – играет роль партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.
Таким образом, можно отметить, что дидактические игры играют важную роль в формировании представлений об окружающем мире детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формиро...
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.
Государственное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад № 16 Московского района Г. Санкт-Петербурга.Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.Бекетова Ольга Миха...
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир....
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы) Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредс...
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОСМир так многообразен!И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир р...
Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»
Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»...