Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
статья
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область. Основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов, познавательных способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_fgos_zharina_m_p.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Жарина М.П.
воспитатель ГБДОУ
детского сада № 76 Центрального района
Санкт-Петербурга
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область. Основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов, познавательных способностей дошкольников. Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. В связи с этим некоторые формы работы рекомендуется проводить на улице (экскурсии на природе, наблюдение за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты и многое другое). Знания, полученные детьми в процессе организованной образовательной деятельности, необходимо закреплять в повседневной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности. Педагогу следует помнить, наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными. Необходимо учитывать и то, что каждый день в природе неповторим. В результате наблюдения у детей, должно быть сформировано представление о том или ином объекте природы.
При организации занятия важно создавать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Одним из самых действенных методов формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является экспериментирование. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Педагогу нужно создавать ситуации, которые стимулируют познавательную активность ребенка, которые требуют развития восприятия, мышления, воображения, памяти, а не просто выдавать поток информации.
При ознакомлении в окружающим особое место отводится компьютерным технологиям и нетрадиционным методам в продуктивной деятельности (ИЗО, художественный труд).
При знакомстве с социальным окружением используются следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В подготовительной к школе группе мы продолжаем знакомиться с такими темами: «Моя семья», «Моя улица», «Общественный транспорт», «Профессии», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», « Моя страна-Россия», «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта». В последнее время во всём мире уделяется большое внимание сохранению человечества и окружающей среды в будущем.
Отдельно стоит сказать про экологическое воспитание. Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), поэтому большое внимание я уделяю наблюдению на прогулке и экспериментированию. На прогулке мы знакомимся с неживой природой и средой обитания «земля», что позволяет детям сделать вывод о том, что «земля (включая почву, песок и глину)» является средой обитания живых организмов. Свойства песка и глины дети изучают, знакомясь с керамикой, дымковской игрушкой. Наблюдения и эксперименты проводим в разные сезоны. Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. Непосредственное, «живое» действие с предметами, явлениями окружающей действительности вызывает у детей интерес к познанию мира, а активное участие в процессе наблюдений, экспериментов и опытов развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети учатся предполагать результаты своей деятельности, выстраивают цепочку причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира, тем самым развивая доказательную сторону своей речи и отстаивая свою точку зрения (плановый эксперимент или опыт).
Открывая перед собой что-то новое, дети продолжают свои исследования и в свободное время, за пределами детского сада, вместе с родителями: случайные наблюдения и эксперименты, эксперименты как ответ на детский вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.
Государственное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад № 16 Московского района Г. Санкт-Петербурга.Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.Бекетова Ольга Миха...
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы) Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредс...
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОСМир так многообразен!И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир р...
Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»
Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»...