Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС
материал (младшая группа)

Иванова Ульяна Олеговна

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС

Мир так многообразен!

И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир растений и животных, предметы с их разнообразными формами, цветами, запахами - здесь всё играет свою роль.

Человек рождается... И его мозг, как компьютер загружает в себя информацию об этом мире. Я заметила, что в раннем возрасте ребёнку интересно всё. Он всё тянет в рот, всё стремится попробовать на вкус, потрогать - и не один раз. Малыш любит действовать с предметами.

А как ребёнок любит играть с водой! Переливать её, играть с игрушками в воде. Он радуется своим открытиям этого мира, расширяет свои знания о нём, впитывает в себя всё, как губка. Поэтому я считаю, что нужно как можно раньше развивать эти способности ребёнка: видеть, слышать, ощущать, экспериментировать. Необходимо с раннего возраста создавать все условия для развития малыша, понимая всю значимость этого периода для становления личности и умственного развития.

Ещё Л.С Выготский говорил, что деятельность ребёнка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н Поддьяков считает экспериментирование ведущим видом деятельности у маленьких детей. Оно пронизывает все виды деятельности, в том числе и игровую. Н.Н Поддьяков считает, что природа совершила две крупные инновации:

1. Создала мозг человека или банк памяти.

2. Вложила в человека потребность загружать этот банк памяти.

Природа, считает Н.Н Поддьяков, снабдила человека единственным инстинктом - инстинктом накопления знаний. И этот инстинкт очень силён. С 3-х месяцев до 3-х лет в память загружаются: речь, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В этот период человеку нужно запомнить, как выглядит предмет, как он звучит, какой имеет вкус, цвет и запах, какие создаёт тактильные и мышечные ощущения. Природа сделала инстинкт познания практически непреодолимым.

Н.Н Поддьяков считает, что даже современный программист не смог бы за 3 года создать базу данных равную по объём базе, созданной трёхлетним ребёнком.

Современная педагогическая наука считает ознакомление детей с предметным миром основой всестороннего развития ребенка. «Именно занятия по ознакомлению с окружающим миром могут обеспечить развитие всех потребностей ребенка в эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в познании действительности» (Н.Ф. Виноградова). Овладение внешним миром, присвоение его человеком и есть процесс, в результате которого воплощенные во внешней форме высшие человеческие способности становятся внутренним достоянием его личности, его способностями, подлинными «органами его индивидуальности» (А.Н. Леонтьев).

Особенность развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста в том, что она формируется в тесной связи с практической деятельностью. С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, но также совершенствование его представлений об окружающих предметах (П.Я. Гальперин, Ю.Н. Карандышев, Д.Б. Эльконин).

Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Видение ребенком предметного и социального мира должно быть единым и целостным.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

К наглядным  методам относятся

  • наблюдение,
  • рассматривание картин,
  • демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.

Практические методы:

  • игра,
  • элементарные опыты,
  • моделирование.

Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять младших дошкольников в применении знаний.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры:

  • дидактические,
  • подвижные,
  • творческие.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А так же является одним из способов развития наблюдательности.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт– наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Словесные методы:

  • рассказы,
  • чтение художественных произведений о природе,
  • беседы.

Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая.

Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

 Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Окружающий мир в дидактических играх

Для развития познавательной деятельности ребенка младшего дошкольного возраста большое значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание.

Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, большое значение для развития мышления имеют дидактические игры.

Дидактические игры– это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

Дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Они используются и в непрерывной образовательной деятельности и вне неё.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:

1. предметные;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Предметные игры– это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления младших дошкольников о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры– игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры –это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например:

«Когда это бывает?»

У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картинки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листочек, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, коньки, подснежник, санки и т.д. Педагог показывает сюжетную картинку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те предметные картинки, которые к этому времени года относятся.

При использовании дидактической игры педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Четко объяснять правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов)

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в название игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д..

Игровые действия– основа игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей

Подведение итогов (результат)– проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – играет роль партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.

Таким образом, можно отметить, что дидактические игры играют важную роль в формировании представлений об окружающем мире детей младшего дошкольного возраста.

Современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения.

Новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании стали мультимедийные презентации.

 Презентация, как учебный материал, должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение цели и задач НОД, а не на развлечение детей.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические игры, подвижные игры, эколого-психологические тренинги, дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, иллюстративно-наглядные материалы на электронных носителях:

1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3. Мультимедийные презентации.

При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер, в совокупности с мультимедиа проектором, имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.

Практика показала, что при использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

На занятиях, в процессе которых дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. 

Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры "Четвертый лишний", "Найди сову", загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.

В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц, животных – в сочетании с видеоматериалами. В презентации «Экологические проблемы» дети не только знакомятся с экологической ситуацией, её проявлением по направлениям, но и просматривают минутные звуковые видеоролики с пингвинами, тиграми, и другими животными, занесёнными в Красную книгу.

Мультимедийные средства используются на разных этапах занятия. Так, например:

1. Во вступительной части занятия перед воспитанниками появляется проблемно-игровая ситуация, которую необходимо разрешить.  Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации.

2.При изучении общих понятий явлений, законов, процессов экран позволяет продемонстрировать их условную схему, модель.

3. С помощью педагогических наблюдений может быть установлена степень усвоения материала ребёнком, услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.

4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала с помощью дидактических игр.  Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.

На основе этого мы пришли к выводу что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова У.О., воспитатель

ГБДОУ детский сад №35 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС

Мир так многообразен!

И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир растений и животных, предметы с их разнообразными формами, цветами, запахами - здесь всё играет свою роль.

Человек рождается... И его мозг, как компьютер загружает в себя информацию об этом мире. Я заметила, что в раннем возрасте ребёнку интересно всё. Он всё тянет в рот, всё стремится попробовать на вкус, потрогать - и не один раз. Малыш любит действовать с предметами.

А как ребёнок любит играть с водой! Переливать её, играть с игрушками в воде. Он радуется своим открытиям этого мира, расширяет свои знания о нём, впитывает в себя всё, как губка. Поэтому я считаю, что нужно как можно раньше развивать эти способности ребёнка: видеть, слышать, ощущать, экспериментировать. Необходимо с раннего возраста создавать все условия для развития малыша, понимая всю значимость этого периода для становления личности и умственного развития.

Ещё Л.С Выготский говорил, что деятельность ребёнка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н Поддьяков считает экспериментирование ведущим видом деятельности у маленьких детей. Оно пронизывает все виды деятельности, в том числе и игровую. Н.Н Поддьяков считает, что природа совершила две крупные инновации:

1. Создала мозг человека или банк памяти.

2. Вложила в человека потребность загружать этот банк памяти.

Природа, считает Н.Н Поддьяков, снабдила человека единственным инстинктом - инстинктом накопления знаний. И этот инстинкт очень силён. С 3-х месяцев до 3-х лет в память загружаются: речь, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В этот период человеку нужно запомнить, как выглядит предмет, как он звучит, какой имеет вкус, цвет и запах, какие создаёт тактильные и мышечные ощущения. Природа сделала инстинкт познания практически непреодолимым.

Н.Н Поддьяков считает, что даже современный программист не смог бы за 3 года создать базу данных равную по объём базе, созданной трёхлетним ребёнком.

Современная педагогическая наука считает ознакомление детей с предметным миром основой всестороннего развития ребенка. «Именно занятия по ознакомлению с окружающим миром могут обеспечить развитие всех потребностей ребенка в эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в познании действительности» (Н.Ф. Виноградова). Овладение внешним миром, присвоение его человеком и есть процесс, в результате которого воплощенные во внешней форме высшие человеческие способности становятся внутренним достоянием его личности, его способностями, подлинными «органами его индивидуальности» (А.Н. Леонтьев).

Особенность развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста в том, что она формируется в тесной связи с практической деятельностью. С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, но также совершенствование его представлений об окружающих предметах (П.Я. Гальперин, Ю.Н. Карандышев, Д.Б. Эльконин).

Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Видение ребенком предметного и социального мира должно быть единым и целостным.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

К наглядным  методам относятся

  • наблюдение,
  • рассматривание картин,
  • демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.

Практические методы:

  • игра,
  • элементарные опыты,
  • моделирование.

Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять младших дошкольников в применении знаний.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры:

  • дидактические,
  • подвижные,
  • творческие.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А так же является одним из способов развития наблюдательности.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт– наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Словесные методы:

  • рассказы,
  • чтение художественных произведений о природе,
  • беседы.

Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая.

Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

 Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Окружающий мир в дидактических играх

Для развития познавательной деятельности ребенка младшего дошкольного возраста большое значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание.

Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, большое значение для развития мышления имеют дидактические игры.

Дидактические игры– это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

Дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Они используются и в непрерывной образовательной деятельности и вне неё.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:

1. предметные;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Предметные игры– это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления младших дошкольников о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры– игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры –это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например:

«Когда это бывает?»

У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картинки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листочек, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, коньки, подснежник, санки и т.д. Педагог показывает сюжетную картинку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те предметные картинки, которые к этому времени года относятся.

При использовании дидактической игры педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Четко объяснять правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов)

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в название игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д..

Игровые действия– основа игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей

Подведение итогов (результат)– проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – играет роль партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.

Таким образом, можно отметить, что дидактические игры играют важную роль в формировании представлений об окружающем мире детей младшего дошкольного возраста.

Современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения.

Новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании стали мультимедийные презентации.

 Презентация, как учебный материал, должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение цели и задач НОД, а не на развлечение детей.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические игры, подвижные игры, эколого-психологические тренинги, дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, иллюстративно-наглядные материалы на электронных носителях:

1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3. Мультимедийные презентации.

При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер, в совокупности с мультимедиа проектором, имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.

Практика показала, что при использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

На занятиях, в процессе которых дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. 

Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры "Четвертый лишний", "Найди сову", загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.

В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц, животных – в сочетании с видеоматериалами. В презентации «Экологические проблемы» дети не только знакомятся с экологической ситуацией, её проявлением по направлениям, но и просматривают минутные звуковые видеоролики с пингвинами, тиграми, и другими животными, занесёнными в Красную книгу.

Мультимедийные средства используются на разных этапах занятия. Так, например:

1. Во вступительной части занятия перед воспитанниками появляется проблемно-игровая ситуация, которую необходимо разрешить.  Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации.

2.При изучении общих понятий явлений, законов, процессов экран позволяет продемонстрировать их условную схему, модель.

3. С помощью педагогических наблюдений может быть установлена степень усвоения материала ребёнком, услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.

4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала с помощью дидактических игр.  Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.

На основе этого мы пришли к выводу что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формиро...

«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.»

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)     Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредс...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...

Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»

Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»...