«Внедрение инновационных педагогических технологий и практик по реализации ОП ДО»
консультация

Савченко Татьяна Юрьевна

Цели:

Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении;

Познакомить педагогов с некоторыми современными технологиями дошкольного образования;

Способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внедрение инновационных педагогических технологий и практик по реализации ОП ДО»  

Цели: 

Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении;

Познакомить педагогов с некоторыми современными технологиями дошкольного образования;

Способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.

Значение         инновационной         деятельности         в         дошкольном учреждении 

Инновация         (англ.         innovation)         —         новшество,         нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.  

Работа над уточнением понятий «метод», «педагогическая технология», «инновация», «инновационная технология». -  На вопрос : «Что такое метод?» Мы ответим, что метод – это способ достижения какой-либо цели.  

Т.Е.  метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков.  

Или  метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания.

Тогда попробуем ответить на другой вопрос:  «А что же такое педагогическая технология?» 

(Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).  

В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?

Существенными признаками педагогической технологии являются   Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;

  • Четкая логика и последовательность правил;
  • Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
  • Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
  • Подробная детализация, жесткий алгоритм;
  • Детальное         определение         конечного         результата.

Гарантированное получение запланированного результата.

  • Вопрос воспитателям: «Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.  
  • Педагогические технологии классифицируются на традиционные и инновационные.

Традиционная технология обучения – это объяснительноиллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание. Данная технология имеет свои достоинства и недостатки.

Инновационная технология содержит компонент инновации. Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового. Инновационная технология – новый для системы образования компонент.

Таким образом, инновация не является синонимом инновационной технологии. Мы может использовать в работе какую-то инновацию, но не обязательно инновационную технологию.

 

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. 

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие         инициативности         детей,         их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности; стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Виды инновационных педагогических технологий в ДО 

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: 

  • здоровьесберегающие; 
  • технологии проектной и исследовательской деятельности; 
  • информационно-коммуникационные; 
  • технологии «лэпбук»; 
  • личностно-ориентированные; 
  • игровые технологии; 
  • технологии проблемного обучения и др. 

Информационно-коммуникационные технологии 

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС         отмечает         широкое         использование         информационно коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся: 

  • компьютеры; 
  • интерактивные доски; 
  • магнитофоны; 
  • телевизоры; 
  • фотоаппаратура и т. п. 

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему. 

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.  

Работа с интерактивной доской включает в себя: 

  • проведение различных развивающих игр; 
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов; - разбор проблемных ситуаций; 
  • совместное творчество и др. 

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками, которые педагог может планировать и реализовать самостоятельно, используя творческий потенциал. 

Технология проблемного обучения 

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление. 

Проектные технологии 

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. 

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности: 

Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка. 

Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки. 

Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа. 

Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п. 

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социальносемейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»). 

Предлагаю примерные проекты  для разных возрастных групп 

Ранний возраст

«Моя любимая игрушка»  

Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

«Водичка, водичка…» 

Способствовать формированию экологической культуры детей.

«Наши любимые сказки» 

Приобщить детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

«Безопасность и дорога» 

Сформировать элементарные представления о правилах дорожного движения и безопасном поведении.

«Огород на окошке» 

Развивать познавательный интерес детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями.

Вторая младшая

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» 

Расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.

«Во лесочек мы пойдём» 

Создать основу для самостоятельной игровой деятельности детей через         полученные         знания         и         умения         в         ходе         совместной деятельности.

«Малыши-крепыши» 

Дать детям первоначальные представления о здоровом образе жизни.

«Мойдодыр» 

Формировать         культурно-гигиенические         навыки         и         начальные представления о ценности здоровья.

«В гости к нам пришла весна» 

Формировать элементарные представления о весне, сезонных изменениях в природе.

«День рождения куклы Маши»

Развивать познавательно-игровую деятельность.

Средняя

«Зимние фантазии» 

Создать совместно с родителями развивающую среду на участке детского сада для активной деятельности дошкольников зимой.

«Зубные помощники» 

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

«Моя семья» 

Формировать у детей понятие семьи.

«Веселые загадки» 

Развивать речь в занимательной для детей форме.

«Все профессии нужны, все профессии важны» 

Познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда.

«Защитники Отечества» 

Содействовать формированию у детей представлений о Российской Армии.

Старшая

«Читай-ка!» 

Способствовать         формированию         устойчивого         интереса дошкольников к книге.

«Моя  безопасность» 

Создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения         на         дороге         в         различных         дорожно-транспортных ситуациях.

«Моя семья» 

Содействовать возрождению традиций семейного воспитания.

«Каждый имеет право!» 

Способствовать формированию у детей основ правовых знаний.

«Мой город» 

Создать условия для развития интереса дошкольников к родному городу.

«Чудесные средства общения»  

Оптимизировать коммуникативные умения и навыки, развивать активную социальную позицию дошкольников.

«Хлеб — всему голова» 

Формировать у детей представления о том, что хлеб — это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Подготовительная

«Азбука здоровья» 

Пропагандировать здоровый образ жизни.

«Транспорт» 

Расширить представления детей о видах транспорта как о средствах передвижения.

«По ступенькам к школе» 

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников.

«Осень — чудная пора» 

Обогатить и систематизировать представления детей об осени, её дарах.

«Микробы в жизни человека» 

Сформировать         представления         детей         о         вреде         и         пользе микроорганизмов для здоровья человека.

Здоровьесберегающая технология имеет оздоровительную направленность, формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни

 (Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, утренние гимнастки, самомассаж, активный отдых :физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»,

открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями общие и групповые родительские собрания; консультации;

занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;

совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

наглядные стенды)  

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

«Технология сотрудничества с применением лэпбука»

В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

В своей работе мы стали использовать в работе с детьми данную технологию.

Так что же такое лэпбук?

Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

- В ней собирается материал по какой-то определенной теме.  Тематика может быть разнообразной и делиться по видам деятельности:

(ознакомление         с         окружающим         миром,         изобразительная деятельность, театрализованная, физическое развитие….).

Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную совместно со взрослыми книжку.
  3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. (взаимодействие с родителями).

Общественные тенденции, способствующие внедрению инновационных технологий в дошкольное образование. - Почему именно в последние годы мы стали часто слышать и употреблять понятие «инновационная технология»? Для этого существуют объективные обстоятельства. Сама жизнь диктует необходимость использования инноваций и инновационных технологий.

Выделяется ряд общественных тенденций, способствующих созданию и распространению инновационных технологий. Это:

  • Требования гуманизации образовательного процесса;
  • Высокий уровень к качеству образования в связи с внедрением ФГОС;
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности;
  • Конкурентные         отношения         между         образовательными учреждениями;
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

Позитивные факторы использования инновационных технологий: 

  • Повышение качества обученности детей;
  • Рост профессионального мастерства;
  • Умение осуществлять исследовательскую деятельность;  Повышение конкурентноспособности учреждения.

Трудности реализации инновационных технологий:  Увеличение сложности труда;

  • Расширение круга должностных обязанностей;
  • Недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций;  Учебная перегрузка.  

Использованная литература: 

1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.

3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр

«Академия», 2009. -192 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО

Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный...

Внедрение новых педагогических технологий в практику работы дошкольных учреждений.

Уникальными, в плане предматематической подготовки, являются цветные счетные палочки, автор которых —бельгийский математик Джордж Кюизенер. Палочки предназначены для обучения математике и развития лог...

«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»

Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....

Опыт работы на тему: «Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»

Целью опыта является развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий.В связи с изменениями в системе дошкольного образования, ставится задача с...

Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»

Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»...

Инновационные педагогические технологии в практике работы ДОУ. Технология организации «Мобильные выставки» содержащие региональный компонент.

 Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не побывал на выставке. Кого-то привели мама или папа, учитель или старший друг, но, как правило, посещение первой выставки остается в н...