Применение проектной деятельности для развития познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста
статья

Ахиярова Раушана Магсумовна

    Проектная деятельность – это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx25.49 КБ
Файл prim_proektnoy.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 4»
городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Применение проектной деятельности для развития познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста

                                           

                                Воспитатель МАДОУ

«ЦРР-  д/с № 4»: Ахиярова Р.М.

2019г.

    Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % из того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что видит, 90% - из того, что делает сам.

    Проектная деятельность – это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. О значимости метода проектов свидетельствует и то, что он позволяет:

развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;

развивать творческое и критическое мышление, логику познания, пытливость ума, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно- поисковой и исследовательской деятельности.

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

    В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

   По продолжительности они бывают:

краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели),

средней продолжительности,

долгосрочные (например, «Творчество А.С.Пушкина» - на учебный год).

 Проект включает в себя пять П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация.

I этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, в результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. В некоторых случаях дети сами выдвигают проблему.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели

     На этом этапе мы использовали модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?».

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников.

   После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть.

  Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. 

   Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектно - исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Дети дома проводят эксперименты, опыты с родителями, выдвигают различные идеи, открывают новое.

 Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю послушать притчу:

   Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки…

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

   Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

   «Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

   Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

  Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

  Уважаемые коллеги, что мы узнали из этой притчи?

Как надо создавать и реализовывать проекты. Есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки?

 2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?

 3) Чем занимались ученики в сказке?

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? • 6) Каков результат этой истории?

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?

    Возвращаясь к работе с детьми, хочется сказать, проектировать все невозможно. Если возникла проблема или у детей или с детьми, или узнали интересное, которое заинтересовало детей, мы разрабатываем проекты  и их реализуем. Работая над проектами, развиваются у детей:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

- развивается такие чувства как неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

    В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

    Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте, вовлечения родителей в работу над исследованием. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ребенка свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

    Работая вместе, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Уважаемые коллеги вслушайтесь пожалуйста в эти слова ребенка:

 «Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение проектной деятельности для развития познавательно - исследовательских способностей детей «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам». Ральф Эмерсон

Слайд 2

Значимость метода проектов - Развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; - Развивать творческое и критическое мышление, логику познания, пытливость ума, умение самостоятельно конструировать свои знания; - Ориентироваться в информационном простран- стве; - Формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно - поисковой и исследовательской деятель - ности.

Слайд 3

ПРОЕКТ проблема планирование поиск информации продукт презентация

Слайд 4

Исследовательские проекты

Слайд 5

Социально- информационные проекты

Слайд 6

Экологические проекты

Слайд 7

Образовательные проекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция: «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через проектно-экспериментальную деятельность»

Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только соз...

.«Проектная деятельность как средство развития познавательно исследовательских способностей детей старшего возраста.»

Проектная деятельность - активная деятельность - наиболее успешный вид восприятия информации....

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...

«Развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»

Процесс воспитания ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы живем во время бурного развития научно-технического  прогресса и ускорения темпа жизни. Главный признак совре...