«Детский оркестр как форма развития творческой активности в исполнительской деятельности дошкольников»
учебно-методический материал

Сафарова Гульнара Рашидовна

«Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то всё прошибает насквозь»

 (Эдуард Николаевич Артемьев советский и российский композитор 1937г.)

 

Сегодня музыкальный руководитель  в работе с дошкольниками через разные виды музыкальной деятельности стремится научить воспитанников понимать, глубже чувствовать музыку,  высказываться о ее настроении и характере в процессе «слушания» музыки, и посредством разных форм исполнительской деятельности, а это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкально-шумовых инструментах, музыкально-игровая деятельность.

Одним из любимых видов детской музыкальной исполнительской деятельности является –музыкально-шумовой оркестр.

Оркестр представляет форму коллективной музыкальной деятельности детей (ансамбль). Он объединяет детей, углубляет их музыкальные познания, способствует их всестороннему развитию.  Игра в оркестре  стиму­лирует более быстрое развитие музыкальных способностей, творческой активности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответ­ственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачи­вает детский коллектив. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл safarova_g.r._mbdou_no22_g.leninogorska_rt_det_orkestr.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад - №22»   муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Развитие творческой активности дошкольников в музыкально - исполнительской деятельности»

Тема выступления:

 «Детский оркестр как форма развития творческой активности в исполнительской деятельности дошкольников»

(презентация опыта работы)  

Подготовила

музыкальный руководитель

высшей  квалификационной категории

Сафарова Гульнара Рашидовна

2024г.

«Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то всё прошибает насквозь»

 (Эдуард Николаевич Артемьев советский и российский композитор 1937г.)

Сегодня музыкальный руководитель  в работе с дошкольниками через разные виды музыкальной деятельности стремится научить воспитанников понимать, глубже чувствовать музыку,  высказываться о ее настроении и характере в процессе «слушания» музыки, и посредством разных форм исполнительской деятельности, а это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкально-шумовых инструментах, музыкально-игровая деятельность.

Одним из любимых видов детской музыкальной исполнительской деятельности является –музыкально-шумовой оркестр.

Оркестр представляет форму коллективной музыкальной деятельности детей (ансамбль). Он объединяет детей, углубляет их музыкальные познания, способствует их всестороннему развитию.  Игра в оркестре  стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, творческой активности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
           Применение   детских музыкальных инструментов  вносит разнообразие в ход музыкальных занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах начинается с развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста – с 4-х лет.

Игра на музыкально-шумовых  инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.  

Мелодические музыкальные инструменты способствуют развитию всех трёх основных музыкальных способностей : ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Первым музыкальным инструментом являются ложки. Этот инструмент, несомненно, заслуживает большего внимания т.к. ложки очень красивы, они звучат звонко, с их помощью дети знакомятся с ритмом. С ложками знакомлю детей,  начиная с младшей группы. Также в этом возрасте можно вводить бубенцы. В средней группе воспитанников знакомлю с трещётками колокольчиками. В старших группах - с кастаньетами, румбами, треугольниками, металлофоном, ксилофоном.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Подбирая инструменты для оркестра, нужно исходить из возрастных особенностей детей.

Самый  простой считается –  шумовой оркестр. В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т.п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано или баяне (аккордеоне). С детьми младшего возраста можно просто чередовать партии разных инструментов, т.е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (мы называем его пульсом, "часиками") и попадать "в долю". Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.

Наиболее используемый   в работе со старшими  дошкольниками –

ударный вид      оркестра. Здесь  добавляюся ударные звуковысотные инструменты: металлофон и  ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Начиная знакомство со звуковысотными ударными с приёма "глиссандо", постепенно необходимо переходить на игру "по нотам", и к концу года дети уже успешно с этим справляются. Если у вас сильная средняя группа, то исполнение на металлофоне «по нотам» лучше включить в оркестр только в конце года, в сентябре можно использовать технику «глиссандо».
             Более сложный  -смешанный
  оркестр.  Здесь  к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т.п.). С детьми, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позаниматься отдельно.
            Обучение  детей игре на музыкально-шумовых инструментах начинается со знакомства с инструментами, их внешним видом, названия, звучания, показа приемов игры на них, чтобы получился красивый звук. Можно показать, что происходит со звуком, если инструмент держишь не правильно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно попробовать сыграть пьесу с детьми.

Начинать знакомство нужно с более простых инструментов: маракасов бубнов. Любой инструмент, для того, чтобы он "зазвучал", необходимо научиться правильно и свободно держать, и для этого нужно выработать некий навык  ритмичного музицирования или свободного звукоизвлечения.

Разучивание партии каждого инструмента лучше начинать  с прохлопывания ритма. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками.

Разучивать  оркестровые партии  лучше по подгруппам. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками.

Партию  металлофонов лучше разучивать отдельно с детьми вне занятий индивидуально или подгруппой. Эти инструменты лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь исполнительские задачи усложняются. К правильному звукоизвлечению и ритмичности добавляется понятие звуковысотности.. Легче детям играть на инструментах, пластины которых  окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам.

Давая в руки молоточек для извлечения звуков на металлофоне, важно правильно поставить руку начинающему исполнителю, поэтому нужно сразу научить детей правильно держать инструменты и правильно извлекать звук.

Работа  над музыкальным произведением  происходит по единым правилам.

  1. Слушание музыкального  произведения, запоминание мелодии;
  2. Обсуждение характера музыки, формы произведения ( количество частей)
  3. Пропевание  мелодии (попевки);
  4. Прохлопывание  ритмического рисунка попевки;
  5. разучивание мелодии (попевки).
  6. Выбор инструментов для каждой части
  7. Разучивание партии с инструментами, проговаривая ритм.
  8. Исполнение музыкального произведения по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм (одновременно).
  9. Обыгрывание музыкального  произведения целиком со всеми подобранными инструментами под руководством музыкального руководителя (музыкальный руководитель выступает в роли дирижёра, в старших группах роль «дирижёра» можно поручить ребенку)
  10. Исполнение  разученных произведений на детских праздниках,
  11. Совершенствование  навыков коллективной игры.

Когда освоены приемы игры на музыкально-шумовых инструментах и хорошо знаком музыкальный материал, можно детям предложить выбрать инструменты, которые соответствуют данной пьесе и обыграть музыкальное произведение, как они чувствуют музыку.  

Занятия  в  оркестре  дают позитивные  результаты  всем  без  исключения  детям,  независимо  от  того, насколько  быстро  ребенок  продвигается  в  своем  музыкальном  развитии. Прежде  всего,  они  приносят  удовлетворение  в  эмоциональном  плане.  На занятиях  царит  атмосфера  увлеченности,  подчас  даже  вдохновения.

Эмоциональная  сфера  ребенка  обогащается  постоянным  общением  с

музыкой.   Детям  очень  нравится  играть  те  же  самые  мелодии,

которые они могут слышать в аудиозаписи. Они искренне радуются каждому

удачно  исполненному  ими  произведению.  Большое  удовлетворение  им

доставляют выступления на  праздниках.  

Итак:  игра  в оркестре на детских музыкально- шумовых и ударных  способствует  развитию  музыкально-ритмических  способностей и творческой активности  дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры для развития творческой активности дошкольников в детском саду

Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду1  Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском садуII. Театрализованная д...

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"...

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников.

Роль педагога в организации изобразительной деятельности дошкольников....

"Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"

Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возрас...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

Презентация на тему "Создание условий педагогом для развития творческой активности в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста."

Речевое развитие : настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, артикуляционная гимнастика.Книжный уголок : выставки, иллюстрированные картинки, д/и «доскажи сказку&raq...

«Детский оркестр как форма развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»

Актуальность темы.Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удо...