«Детский оркестр как форма развития творческой активности в исполнительской деятельности дошкольников»
учебно-методический материал
«Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то всё прошибает насквозь»
(Эдуард Николаевич Артемьев советский и российский композитор 1937г.)
Сегодня музыкальный руководитель в работе с дошкольниками через разные виды музыкальной деятельности стремится научить воспитанников понимать, глубже чувствовать музыку, высказываться о ее настроении и характере в процессе «слушания» музыки, и посредством разных форм исполнительской деятельности, а это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкально-шумовых инструментах, музыкально-игровая деятельность.
Одним из любимых видов детской музыкальной исполнительской деятельности является –музыкально-шумовой оркестр.
Оркестр представляет форму коллективной музыкальной деятельности детей (ансамбль). Он объединяет детей, углубляет их музыкальные познания, способствует их всестороннему развитию. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, творческой активности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safarova_g.r._mbdou_no22_g.leninogorska_rt_det_orkestr.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад - №22» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Развитие творческой активности дошкольников в музыкально - исполнительской деятельности»
Тема выступления:
«Детский оркестр как форма развития творческой активности в исполнительской деятельности дошкольников»
(презентация опыта работы)
Подготовила
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Сафарова Гульнара Рашидовна
2024г.
«Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то всё прошибает насквозь»
(Эдуард Николаевич Артемьев советский и российский композитор 1937г.)
Сегодня музыкальный руководитель в работе с дошкольниками через разные виды музыкальной деятельности стремится научить воспитанников понимать, глубже чувствовать музыку, высказываться о ее настроении и характере в процессе «слушания» музыки, и посредством разных форм исполнительской деятельности, а это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкально-шумовых инструментах, музыкально-игровая деятельность.
Одним из любимых видов детской музыкальной исполнительской деятельности является –музыкально-шумовой оркестр.
Оркестр представляет форму коллективной музыкальной деятельности детей (ансамбль). Он объединяет детей, углубляет их музыкальные познания, способствует их всестороннему развитию. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, творческой активности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
Применение детских музыкальных инструментов вносит разнообразие в ход музыкальных занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах начинается с развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста – с 4-х лет.
Игра на музыкально-шумовых инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
Мелодические музыкальные инструменты способствуют развитию всех трёх основных музыкальных способностей : ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Первым музыкальным инструментом являются ложки. Этот инструмент, несомненно, заслуживает большего внимания т.к. ложки очень красивы, они звучат звонко, с их помощью дети знакомятся с ритмом. С ложками знакомлю детей, начиная с младшей группы. Также в этом возрасте можно вводить бубенцы. В средней группе воспитанников знакомлю с трещётками колокольчиками. В старших группах - с кастаньетами, румбами, треугольниками, металлофоном, ксилофоном.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
Подбирая инструменты для оркестра, нужно исходить из возрастных особенностей детей.
Самый простой считается – шумовой оркестр. В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т.п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано или баяне (аккордеоне). С детьми младшего возраста можно просто чередовать партии разных инструментов, т.е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (мы называем его пульсом, "часиками") и попадать "в долю". Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.
Наиболее используемый в работе со старшими дошкольниками –
ударный вид оркестра. Здесь добавляюся ударные звуковысотные инструменты: металлофон и ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Начиная знакомство со звуковысотными ударными с приёма "глиссандо", постепенно необходимо переходить на игру "по нотам", и к концу года дети уже успешно с этим справляются. Если у вас сильная средняя группа, то исполнение на металлофоне «по нотам» лучше включить в оркестр только в конце года, в сентябре можно использовать технику «глиссандо».
Более сложный -смешанный оркестр. Здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т.п.). С детьми, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позаниматься отдельно.
Обучение детей игре на музыкально-шумовых инструментах начинается со знакомства с инструментами, их внешним видом, названия, звучания, показа приемов игры на них, чтобы получился красивый звук. Можно показать, что происходит со звуком, если инструмент держишь не правильно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно попробовать сыграть пьесу с детьми.
Начинать знакомство нужно с более простых инструментов: маракасов бубнов. Любой инструмент, для того, чтобы он "зазвучал", необходимо научиться правильно и свободно держать, и для этого нужно выработать некий навык ритмичного музицирования или свободного звукоизвлечения.
Разучивание партии каждого инструмента лучше начинать с прохлопывания ритма. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками.
Разучивать оркестровые партии лучше по подгруппам. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками.
Партию металлофонов лучше разучивать отдельно с детьми вне занятий индивидуально или подгруппой. Эти инструменты лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь исполнительские задачи усложняются. К правильному звукоизвлечению и ритмичности добавляется понятие звуковысотности.. Легче детям играть на инструментах, пластины которых окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам.
Давая в руки молоточек для извлечения звуков на металлофоне, важно правильно поставить руку начинающему исполнителю, поэтому нужно сразу научить детей правильно держать инструменты и правильно извлекать звук.
Работа над музыкальным произведением происходит по единым правилам.
- Слушание музыкального произведения, запоминание мелодии;
- Обсуждение характера музыки, формы произведения ( количество частей)
- Пропевание мелодии (попевки);
- Прохлопывание ритмического рисунка попевки;
- разучивание мелодии (попевки).
- Выбор инструментов для каждой части
- Разучивание партии с инструментами, проговаривая ритм.
- Исполнение музыкального произведения по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм (одновременно).
- Обыгрывание музыкального произведения целиком со всеми подобранными инструментами под руководством музыкального руководителя (музыкальный руководитель выступает в роли дирижёра, в старших группах роль «дирижёра» можно поручить ребенку)
- Исполнение разученных произведений на детских праздниках,
- Совершенствование навыков коллективной игры.
Когда освоены приемы игры на музыкально-шумовых инструментах и хорошо знаком музыкальный материал, можно детям предложить выбрать инструменты, которые соответствуют данной пьесе и обыграть музыкальное произведение, как они чувствуют музыку.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлеченности, подчас даже вдохновения.
Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с
музыкой. Детям очень нравится играть те же самые мелодии,
которые они могут слышать в аудиозаписи. Они искренне радуются каждому
удачно исполненному ими произведению. Большое удовлетворение им
доставляют выступления на праздниках.
Итак: игра в оркестре на детских музыкально- шумовых и ударных способствует развитию музыкально-ритмических способностей и творческой активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры для развития творческой активности дошкольников в детском саду
Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду1 Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском садуII. Театрализованная д...
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников
Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"...
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников.
Роль педагога в организации изобразительной деятельности дошкольников....
"Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"
Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возрас...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"
Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...
Презентация на тему "Создание условий педагогом для развития творческой активности в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста."
Речевое развитие : настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, артикуляционная гимнастика.Книжный уголок : выставки, иллюстрированные картинки, д/и «доскажи сказку&raq...
«Детский оркестр как форма развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»
Актуальность темы.Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удо...