«Детский оркестр как форма развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»
статья по музыке (старшая группа)
Актуальность темы.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»
(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»
(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик,В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.
Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkestr_proekt.docx | 74.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ. «Детский оркестр – форма развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»
ЦЕЛЬ:
Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
1. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
2. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля
3. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивающие:
1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
3. Воспитание творческой инициативы.
ТИП ПРОЕКТА: творческий
СРОКИ:
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Музыкальный руководитель Ватылева Ю.А.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
ОСНОВА ПРОЕКТА: Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством обучения его игре на детских музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка», выступления на общих концертах. Презентация «Наш оркестр».
Актуальность темы.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»
(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»
(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик,В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.
Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
Этапы Описание Сроки Ответственные
1этап
Подготовительный
- Работа с методической литературой;
Сентябрь. Муз. рук
-Подбор музыкального репертуара;
-Разработка перспективно-тематического плана, разработка конспектов занятий.
-Диагностика музыкально-творческих способностей детей старшего возраста.
-Подбор иллюстраций, создание картотеки музыкальных инструментов.
2этап
Основной
-Цикл развивающих занятий по обучению на детских музыкальных инструментах.
Октябрь. Муз. рук
-Индивидуальные занятия, помогающие одаренным детям показать свои способности, проявить знания и умения в игре детских на музыкальных инструментах
-Выступление на детских утренниках.
-Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов.
-Оформление стендовой информации для родителей.
-Организация музыкальных уголков в группах.
-Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков.
-Кружок для родителей (на котором родители и дети учатся играть на музыкальных инструментах, для дальнейшей помощи детям)
3 эап
Заключительный
-Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» Апрель
Итоговый концерт «Веселые музыканты» Май
Презентация «Наш оркестр».
Методическая литература:
1. Барсова И. Книга об оркестре. - М.: Музыка, 1969
2. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1985
3. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М.: Музыка, 1976
4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М., 1978
5. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1968
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами обучения игре на детских музыкальных инструментах
Введение
В современном мире профессиональные педагоги-музыканты ставят перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помогающей раскрыть творческие способности, научить яснее мыслить и глубже чувствовать.
В этом деле, особенно на ранних его этапах, применение детских музыкальных инструментов, их использование вызывает огромный интерес у детей, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.
Создание оркестра дошкольников – очень сложное и трудоемкое дело, но очень нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь. Детский оркестр не только объединяет ребят, углубляет их музыкальные познания, но и способствует их всестороннему развитию.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах начинается с первых же уроков развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста – с 4-х лет. Первым музыкальным инструментом являются ложки. Этот инструмент, несомненно, заслуживает большего внимания т.к. ложки очень красивы, они звучат звонко, с их помощью дети знакомятся с ритмом. Всем известная русская народная песня “Калинка”, является первым музыкальным примером, который дети исполняют очень старательно и просят играть еще и еще. Радость детей невозможно передать. Вначале детям необходимо объяснить, как пользоваться ложками - выпуклости должны быть обращены друг к другу, а держать ложки нужно за черенки ближе к краю. Звук при ударе ложки о ложку получается звонким и чистым.
Освоив “Калинку”, переходим к другому приему игры на ложках: изображение цокота копыт. Знакомимся с пьесой Л. Книппера “Полюшко”. Работая над данной пьесой, я заметила, как внимательно дети следят за мелодической линией и динамикой исполнения от p – f – p, при этом, конечно же, необходимо рассказать детям о пьесе и почему она звучит именно так (звук приближающейся, а затем удаляющейся конницы).
Эти две пьесы дети первого года обучения исполняют на уроке - концерте для родителей. Это очень интересно для родителей и для самих детей, вызывает большие положительные эмоции.
Постепенно расширяется количество инструментов для музицирования - это инструменты – игрушки (триолы, вермоны, симоны, свирели, свистульки, барабаны, погремушки, треугольник, трещотки, кастаньеты, цимбалы, цитры, коробочки и.т.д.). Национальные народные инструменты (детский вариант) тоже легко использовать в работе. Они вносят в звучание своеобразный колорит и являются лучшей формой пропаганды народного творчества: исполнение детьми народных песен и танцев с применением национальных инструментов пользуется большим успехом. Состав оркестра обычно дополняется фортепиано или баяном, на котором играет педагог.
Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные результаты, не зависимо от того на каком инструменте ребенок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению занятий, открывает перед детьми мир звуков.
Занятия в оркестре проводятся два раза в неделю, но дети играют на инструментах и дома. Среди любимых игрушек есть дудочки, бубны, бубенцы, колокольчики, и.т.д.
Игра в оркестре развивает у ребят не только музыкальный слух и ритм, но и воспитывает дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость, волю, художественный вкус. Обучаться игре на инструменте могут все дети без исключения. Для этого не требуется особых способностей, каких - то определенных музыкальных данных, но какую пользу приносит этот вид музыкального развития для формирования будущего музыканта.
Исполняя музыкальные пьески , дети играют на нескольких инструментах сразу. Затем меняются инструментами и вновь исполняют пьесу, но уже на других инструментах. Так происходит 3 – 4 раза. Детям это доставляет большое удовольствие. В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ученика.
В нашем оркестре много замечательных инструментов, которых хватает на всех детей. Взрослые не могли удержаться, сначала поиграли на них сами, это было незабываемо. В процессе занятий отбираются музыкальные пьесы больше ритмического характера: это польки, русские народные песни. Например “Итальянская полька” С.Рахманинова (фрагмент) очень мобилизует детей второго года обучения. Именно с ними мы начинаем работать над слаженностью исполнения, что требует большого внимания и чувства ритма.
Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.
Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания на детских праздниках, развлечениях и, конечно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. Кроме коллективного музицирования, на занятиях по ритмике также подключаем детские музыкальные инструменты. Дети легко играют на различных музыкальных инструментах, воодушевленно выполняют движения под русские народные мелодии, причем у каждого из них свои движения, никем более не повторяемые, либо включаем музыкальные инструменты в движения танца.
Кроме развития музыкального ритма у детей, в круг задач педагога по совместному музицированию входит и развитие музыкальных способностей, звуковысотного, ритмического, тембрового слуха, творческой активности, художественного вкуса, а также забота о расширении музыкального кругозора детей, об их певческих голосах и дикции, о психологической готовности к выступлениям и воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения к природе, окружающему миру. Педагог должен досконально знать инструменты, уметь сыграть на каждом из них, уметь представить их детям, рассказать о них: из чего они сделаны, сколько людей трудилось над их созданием.
Работа по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста очень многогранна. Она охватывает разнообразные аспекты их деятельности: дети слушают музыку, поют, играют в музыкальные игры, импровизируют ритмы, попевки, мелодии, постигают элементы музыкальной грамоты, узнают ноты и.т.д. Таким образом, дети привлечены ко всем видам и формам музицирования. Они знакомятся практически со всеми инструментами детского оркестра и постепенно овладевают основными приемами игры на них. Подача нового материала должна проходить в игровой форме, уроки должны быть разнообразными, включая и уроки – концерты для родителей, а также, участие в школьных концертах и праздниках.
Урок-сказка – это естественная форма передачи знаний детям дошкольного возраста. Дети сами участвуют в качестве персонажей или преподаватель рассказывает им интересную историю или сказку. В данной форме урока, как нельзя лучше раскрываются творческие способности детей. Использование музыкальных инструментов дополняет усвоение материала урока, будит воображение, развивает музыкальные способности. Можно в инсценировке пьесы, танцев, сказок воспользоваться соответствующими костюмами, нехитрые движения превратят их в эффектное зрелище.
Литература
- Попатенко Г. Песенки- загадки про зверей. М.,. 1957.
- “В зоопарке”. М., 1963 г. (Музыкальные характеристики зверей можно поручить разным инструментам).
- “Нашим детям”. Л., 1975 г. (игровые , пляски, музыкально – двигательные упражнения).
- “Подарок нашим малышам”. Л., 1975 г. (Игровые музыкально – двигательные упражнения и пляски – материал для импровизаций).
- “Мы поем играем и танцуем”. М., 1976.
- “А мы просо сеяли”. М., 1978.
- Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.
- Бырченко М. “С песенкой по лесенке”. М., 1984.
- “Музыкальное и физическое развитие на занятиях ритмикой”. М., Классик-Стиль, 2003.
- Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах”. М.: Просвещение, 1990.
План урока
- Рассказ об истории появления музыкальных инструментов.
- Сказка “Лесной оркестр”
- Обобщение.
Музыкальный материал:
- Е. Марченко “Марш” (барабан, ложки).
- С. Рахманинов “Итальянская полька” (ложки).
- Русская народная песня – игра “Кузнец” (ложки).
- Русская народная пляска “Из – под дуба” (оркестр детских музыкальных инструментов).
- “Вальс собачек” (металлофоны, треугольник).
- Танец лесных артистов (с инструментами оркестра).
Ход:
Людей с древности интересовали различные звуки. Это были звуки природы, шум воды, шум ветра, дождя, грозы, голоса животных и т.д. Для того, чтобы добыть эти звуки, люди придумали специальные инструменты. Придумали, изготовили, научили говорить. Они учились этому тысячи лет. Звучать может все: и стеклянная посуда, и деревянные ложки, щелканье, постукивание, гудение, треск – словом все, что нас окружает.
Музыка началась еще тогда, когда не было ни сёл, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком: в труде, во времена войн, в веселье и грустных событиях, в жизни и сказках.
За тысячи лет много разных инструментов придумали люди: инструментов поющих мелодию, ударных, звенящих и т.д. Есть народные инструменты, которые придумали люди и изготовили их из простых подручных материалов – дерева, бересты, рога животного, кожи и др. Детские музыкальные инструменты придумали люди специально для того, чтобы развивать музыкальные способности детей. Со многими из них мы сегодня с вами поработаем.
Наш урок мы проведем на лесной полянке. Это урок-сказка о том, как однажды в лесу произошла вот такая история.
Рано утром ёжик шел по лесу, ему было очень весело, и он громко барабанил. Барабанную дробь услышали медведи, волки, зайцы, лисички, белки, бабочки и птицы. Они выглядывали из своих жилищ, им было очень любопытно, кто это нарушает их сон. Каждый захотел попробовать поиграть на чем- нибудь, но кроме деревянных ложек не нашлось ничего. Ложки подошли как нельзя лучше, и звери начали стучать. Что тут началось!
Е. Марченко “Марш” (барабан, ложки).
– Друзья, как хорошо у вас получается, как звонко звучат ваши ложки. Вы – настоящий оркестр. Давайте придумаем название вашему оркестру.
– “Лесной”! Мы лесные жители.
– Кто руководит оркестром, чтобы музыка звучала слаженно?
– Дирижер.
– Выберем дирижера. Дирижером будет ежик. Это он разбудил весь лес, он очень точно умеет бить в барабан.
– Ну, что же, ложки у вас есть, дирижер тоже, исполним
“Итальянскую польку” (ложки).
– Молодцы, очень здорово! А сейчас
“Кузнец” (ложки).
– Очень хорошо! А какие инструменты вы ещё знаете? (Дети берут инструменты и называют их.)
– Давайте исполним русскую народную пляску “Из-под дуба” (оркестр детских музыкальных инструментов).
– Спасибо звери, вы настоящие музыканты. А это что за инструменты, кто умеет играть на них?
“Вальс собачек” (металлофоны, треугольник).
– Как интересно в лесу сегодня, какая красивая музыка, инструменты, замечательный “Лесной оркестр”!
– Мы ещё и танцевать умеем.
– Пожалуйста, думаю – у вас получится.
Танец лесных артистов (с инструментами оркестра).
Обобщение:
– Вот так весело закончился наш урок в лесу. Каждый из вас умеет играть на разных музыкальных инструментах, а все вместе – вы оркестр. Спасибо ёжику, это он разбудил зверей рано утром, так появился “Лесной оркестр”, который прославился на весь лес
Рабочая программа кружка веселый оркестр
В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Актуальность.
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Практическая значимость
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.
Цели и задачи программы.
Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.
Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаю следующие задачи:
Обучающие:
- Расширение кругозора детей через знакомство с муз. Культурой и музыкальными инструментами.
- Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
- Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.
- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
- Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
- Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
- Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- Воспитание творческой инициативы.
- Воспитание сознательных отношений между детьми.
Развивающие:
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать мышление, аналитические способности.
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
- Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Отличительные особенности программы.
Данная рабочая программа составлена на основе пособия А.В.Орловой «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На основании диагностических исследований составляется перспективный план работы на год и соответственно ему разрабатывается календарное планирование занятий.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Занятия проводятся в сформированных группах (по 15-20 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.
Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшие, подготовительные группы).
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут.
Программа состоит из двух разделов (для старшей и подготовительной групп), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 36 занятий для каждой группы в год.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
— формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
— развитию общих и музыкальных способностей.
— развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
-воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.
Этапы работы
1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.
2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.
3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.
Учебно – тематический план
№ п./п. | Раздел | Количество часов | |
1 год обучения | 2 год обучения | ||
1. | Знакомство с музыкальными инструментами | 2 | 1 |
2. | Музыкальная грамота
| 12 | 11 |
3. | Обучение игре на музыкальных инструментах | 22 | 24 |
Итого: | 36 | 36 | |
Перспективный план обучения игре на музыкальных инструментах
1 – й год обучения
ЗАНЯТИЕ | ИНСТРУМЕНТ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | РЕПЕРТУАР | ПЕРИОД |
1 | Организационное занятие | Организационное занятие «Юные оркестранты»
| — | — | Сентябрь |
2-8 | Погремушка | Музыкальная грамота 1. «Погремушка как музыкальный инструмент» 2. «Разновидности погремушек» 3 «Тембр. Разнотембровые погремушки»
Обучение игре на ДМИ «Озорные погремушки»
| Строение и устройство погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек.
Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).
| Песенка «Погремушка» Ю.Антонова Пляска с погремушками Игра «Кто скорее?» Свободные игры, пляски с погремушками Подвижные игры «Догонялки» Музыкально-дидактическая игра « Угадай- ка». Игра на различных погремушках с использованием р.н.м.
«Мишка с куклой» «Ах вы, сени», р.н.м. «Как у наших у ворот», р.н.м. «Игра «сохрани погремушку»
| Сентябрь октябрь |
9-13 | Бубен | Музыкальная грамота 5. «Бубен. Строение бубна» 6. «Разновидности бубнов» 7. «Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие
Обучение игре на ДМИ
«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»
| Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики. Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков. Определение на слух звучания различных бубнов, показ. Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара.
Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно, держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.
| Игра «К то скорее?» Угадай-ка» Свободная игра на всех видах бубнов Игра «Кто скорее?» Игра «Бубен» Фрида «Тихо-громко в бубен бей» « Угадай- ка» Свободные игры
«Пойду ль я», р.н.м. «Ах вы, сени», р.н.м. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей» Е. Тиличеевой Свободные пляски с бубном
| Ноябрь |
14-17 | Колокольчики (валдайские, маленькие, средние) | Музыкальная грамота Колокольчик. Его строение» «Разновидности колокольчиков» «Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»
Обучение игре на ДМИ
«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит» «Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»
| Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские. Определение на слух звучания различных колокольчиков: громко, тихо, нежно, звонко, мелодично, протяжно — в зависимости от вида и приема игры (трель, удар палочкой, пальцем, встряхивание).
Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание толчок пальцем. Обучение приему «трель». Учить правильно, держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. Закрепление навыков игры на колокольчиках. | «Угадайки» (бубен, колокольчики, погремушки) «Игра с колокольчиками» Свободная игра на колокольчиках «Тихие и громкие звоночки» Слуховая «Угадай-ка»
Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Тиличеевой «Игра с колокольчиками» Римского — Корсакова Свободные пляски Игра с колокольчиками «Ёлка» Т. Топатенко («трель»)
| Декабрь |
18-22 | Барабан | Музыкальная грамота «Барабан. Строение барабана» «Разновидности барабана» «Тембр. Различие в звучании разных барабанов»
Обучение игре на ДМИ «Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»
| Показ барабана. Рассказ о его строении: корпус, два донца, палочки, ремешок. Звукоизвлечение. Слушание музыки. Показ различных барабанов: большого, малого, железного. Беседа о том, чем они отличаются друг от друга. Восприятия на слух звучания различных барабанов. Различать звучание больших, малых и железного барабана.
Знакомство с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.
| Песня «Барабан» «Маленький марш» Парлова Марш под барабан Упражнение «Гулять-отдыхать» Песня «Барабан» Марш под все барабаны Игры «Угадайки» Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан»
Песня «Барабан» (подыгрывать) «Веселая песенка» Ивкодимова Упражнение «Барабанщики» Красева «Марш» Парлова
| Январь |
23-26 | Музыкальные игрушки | Музыкальная грамота «Музыкальные игрушки»
Обучение игре на ДМИ «Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет»
| Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках.
Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках, барабане. Закрепление полученных навыков.
| Свободные пляски, игры, подвижные игры «Угадай-ка»
Повторение репертуара сентябрь — декабрь, январь
| Февраль |
27-29 | Деревянные ложки | Музыкальная грамота «Ложки деревянные как музыкальный инструмент» «Строение ложки» «Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»
Обучение игре на ДМИ
«Вятские, смоленские – ложки деревенские» | Ложка — музыкальный инструмент. Описание лодки: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые. Беседа о строении ложки: палочка-ручка, пяточка. Как извлекается звук. Слушать звучание различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые.
Знакомство с игрой на деревянных ложках. Показ приемов игры на ложках. Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».
| Песня «Ложкари» «Лошадка» Потоловской (прямой галоп) Показ приемов игры на ложках Свободные игры, пляски Определение на слух «Угадай-ка» Свободные игры, пляски
«Ладушки», р.н.м. «Лошадка» Потоловского «Цок, цок лошадка» Тиличеевой « Цирковые лошадки»
| Март |
30-33 | Металлофон | Музыкальная грамота «Металлофон. Строение металлофона»
Обучение игре на ДМИ
«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем» | Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.
Знакомство с игрой на металлофоне. Учить: самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.
| Исполнение взрослым различных пьес на металлофоне «Угадай-ка»
Свободные игры, пляски
Упражнение с молоточками без музыки
«Дождик» «Часики» «ручейки» «Дятел» «Цыплятки»
| Апрель |
34-36 | Звуки | Музыкальная грамота «Звуки музыкальные и немузыкальные» «Высокие и низкие звуки» «Звуки громкие и тихие»
Обучение игре на ДМИ «Наш металлофон звенит, молоточек так велит»
| Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных инструментов. Определение на слух. Определение на слух звучания металлофона в высоком и низком регистре. Узнавание приемов удар и glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона.
0бучение приемам игры на металлофоне: удар по одной пластиночке, glissando на пластиночках. Добиваться отскакивания молоточка от пластиночки, стремиться к красивому звуку. | Исполнение взрослым знакомых песенок, подпевание детьми «Птица и птенчики» Упражнения «Дождик», Дятел», «Ручеек» «Мышка» — «Речка» «Дождик-дятел» «Угадайки»
«Дождик» (тихий — сильный) «Ручейки» «Птички» «Цыплята» «Дятел» «Мышка» | Май |
2 – й год обучения
ЗАНЯТИЕ | ИНСТРУМЕНТ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | РЕПЕРТУАР |
1 | Организационное занятие | Организационное занятие «Юные оркестранты»
| — | — |
2 | Погремушки Бубны Барабаны Колокольчики | Музыкальная грамота «Ритм» «Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки» Обучение игре на ДМИ «Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны — весело нам с вами!»
| Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии.
Исполнение детьми и взрослыми знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения.
| 1. «Андрей-воробей» р.н.м.
«Ах вы, сени» р.н.м. «Мишка с куклой» «Игра с колокольчиками» «Марш» Тиличеевой
|
3-9 | Бубен
| Музыкальная грамота
«Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»
Обучение игре на ДМИ
«Вот как дружно в бубен бьем — никогда не устаем»
| Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. Беседа о коротких и длинных звуках. Графическое изображение. Прохлопывание попевок. Графическое изображение на фланелеграфе. Пропевание песенок. Определение на слух коротких и длинных звуков. Выполнение упражнений.
Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. Разучивание нового приема игры на бубне: удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов. Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне. Добиваться ритмического ансамбля. Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием
| «Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида Слушание «Мишка с куклой» «Андрей-воробей» Игра «Шагать и бегать» «Бег» Магиденко
«Пойду ль я» «Ах вы, сени» «Мишка с куклой»
|
10-11 | Металлофон
| Музыкальная грамота «Металлофон. Строение металлофона»
Обучение игре на ДМИ «Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»
| Определение на слух приемов игры на металлофоне. Начинать и заканчивать с аккомпанементом. Упражнения на развитие воображения и фантазии.
Обучение приемам игры на металлофоне. Работа над приемом игры glissando
| «Мишка с куклой» «Дождик» «Ливень»
«Ручейки», «Мышки» «Дождик», «Дятел» Подвижные игры Придумывай свою музыку |
12-14 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Настроение в музыке»
Обучение игре на ДМИ «Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем — всех на танец приглашаем.» | Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор соответствующих инструментов.
Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами
| «Полька» Красева
«Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) |
15-17 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны
| Музыкальная грамота «Музыкальные жанры» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»
| Марш-танец. Слушание произведений в этих жанрах, определение на слух.
Повторение и закрепление на знакомом материале различных приемов игры. Сольное исполнение отдельных партий. | Марши Польки Свободные маршировки и танцы «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) |
18-19 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп и т.д.).
Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. Работать над одновременным вступлением и окончанием игры.
| «Колокольчики звенят»
«Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) |
20-26 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Вслушиваться в музыку. Определять характер и регистр в незнакомых произведениях.
Добиваться тишины вовремя выступления и исполнения другими инструментами. Повторение и закрепление.
| «Мы запели песенку» «Праздник птиц» «Скворцы и вороны» «Плачь куклы»
«Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) |
27-32 | Ложки, колокольчики | Музыкальная грамота «Ударно — шумовой оркестр» «Ударно — шумовой оркестр. Ложки»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»
| Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.
Повторение строения ложек, разновидности ложек. Повторение приема игры на ложках «ладушки». Знакомство с новым приемом «тарелочки». Ложки. Разучивание приема «блинчики», повторение пройденного. Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения: 1 ч — маленькие «ладушки», 2ч — большие ладушки (4раза), 3ч. — быстрые маленькие «ладушки». Повторение знакомых пьес. | «Мы запели песенку» «Марши» «Пойду ль я» подвижные игры
«Ладушки» «Пойду ль я» «Мы запели песенку» «Пирожки» «Топотушки» «Колокольчики звенят» «Полька» |
33-36 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны, треугольник, ложки, музыкальные палочки, кубики | Музыкальная грамота «Ударно — шумовой оркестр. Музыкальные палочки и кубики» «Ударно — шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» «Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать» «Треугольник заиграй, веселиться помогай» | Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. Повторение строения ложек, разновидности ложек. Знакомство с музыкальными палочками. Слушание музыкальных произведений.
Выбор соответствующих музыкальных инструментов. Исполнение по подгруппам оркестра и движений. Знакомство с новым произведением. Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. Соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах, Повторение всех ранее выученных
| «Топотушки» Подвижные игры и танцы на дробном шаге «Топотушки» (др. шаг) «Моя лошадка» (галоп) свободные танцы под оркестр (по подгруппам)
«Лесная песенка» «Колокольчики звенят» «Полька» «Топотушки»
|
Требования к уровню образования воспитанников по данной программе
№ п./п. | Дошкольник должен знать | Дошкольник должен уметь |
1. | Названия музыкальных инструментов, особенности их хранения и звучания; Жанровое разнообразие музыки; Приемы игры на инструментах. Строение музыкальных инструментов, их разнообразие | Выполнять несложные композиции; Понимать жесты дирижера в оркестре при исполнении произведения. Различать на слух различный ритм музыкального произведения, регистр Выполнять простейшие приемы игры на музыкальных инструментах. Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения. |
Диагностические показатели освоения курса программы
№ п/п | Уровни развития | Знание музыкальных инструментов | Приемы игры на музыкальных инструментах | Навыки ансамблевого исполнения | Жанровое разнообразие музыки | Строение музыкальных инструментов | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.Г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. | Высокий уровень | ||||||||||
2. | Средний уровень | ||||||||||
3. | Низкий уровень | ||||||||||
4. | Средний показатель в % |
Критерии диагностики:
Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.
Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.
Низкий уровень : нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.
Учебно — методическое обеспечение программы:
- детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки.
- звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
- фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки.
- дидактические игры, наглядные пособия
Список литературы
- Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г. - А.В.Орлова. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание современных условий, для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»
Успех музыкального развития личности ребёнка зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музы...
.Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально – дидактических игр.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
"Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий"
Актуальный педагогический опыт о развитии музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий....
Презентация "Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Презентация расскрывает особенности организации детского оркестра как средство развития музыкальных способностей дошкольников....
Консультация для родителей "Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально – дидактических игр".
Данный материал будет полезен воспитателям и музыльным руководителям. В основе музыкально-дидктичкеских игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает...
Проект "Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в совместной музыкально-театрализованной деятельности с педагогами и родителями" (2019-2024)
Проект музыкального руководителя Гусевой М. А....
«Детский оркестр как форма развития творческой активности в исполнительской деятельности дошкольников»
laquo;Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то всё прошибает насквозь» (Эдуард Николаевич Артемьев ...