Консультация для педагогов «Познавательная гостиная как форма развития познавательной активности и инициативы старших дошкольников»
консультация

Яшина Наталья Вячеславовна

Проблема развития инициативности и познавательной активности у детей рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.Такая форма работы с детьми, как познавательная гостиная способствует детской самореализации, побуждает детей к новым достижениям и открытиям, дает возможность каждому ребенку побывать в центре внимания и стать примером для других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема.

Слайд 2

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства и общества.

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» отмечены обязанности педагогов и их ответственность за развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности и инициативы».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говориться о формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности как об одном из принципов дошкольного образования.

В Конституции РФ сформулирован социальный заказ государства – воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема развития инициативности и познавательной активности у детей рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.

Слайд 3

Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет, с появления феномена "я сам". Наиболее благоприятным периодом считается возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этот период сама находит выход в самостоятельной детской деятельности. И очень важно в этот момент не подавить этот порыв, а поддержать и развить его в нужном направлении.

Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой «Вдохновение», позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования.

Слайд 4

С технологией утреннего круга знакомы уже многие. Это форма организации начала дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы и отметить игровые предпочтения на экране выбора, договориться о правилах. Ресурсный круг может быть организован и в вечернее время. Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

При организации утреннего круга мы обратили внимание на то, с каким интересом дети делятся друг с другом своими новостями. Они задают вопросы и с удовольствием на них отвечают, проявляя при этом познавательный интерес и умение делать логические выводы. Это натолкнуло нас на мысль об организации определенной формы со-конструктивного взаимодействия взрослых и детей, инициаторами которой были бы сами дети.

Слайд 5

Так появилась познавательная гостиная «Я познаю мир».  Она представляет собой познавательную встречу, на которой дети имеют возможность поделиться новыми впечатлениями или приобретенными знаниями об окружающем мире. Это впечатления от поездки в другой город, другую страну, от посещения музея или зоопарка, от занятий в новой секции или кружке, от прогулки в лес или поездки в деревню и просто детское «открытие», основанное на личном опыте.

Слайд 6

Главное, что не воспитатель учит детей тому, что знает сам. А ребенок делится со сверстниками тем, что было интересно ему, удивило и запомнилось. Как известно, именно такие факты надолго остаются в памяти. А участники гостиной заинтересованно задают вопросы. Ведь не страшно задать, даже смешной вопрос, другу.

Слайд 7

Конечно, изначально мы сами предлагали ребенку выступить, просили родителей помочь подготовится к выступлению. Но, как только дети понимали, что окружающим интересен их опыт, они занимали активную позицию, и сами становились инициаторами очередной встречи.

Такая форма работы с детьми способствует детской самореализации, побуждает детей к новым достижениям и открытиям, дает возможность каждому ребенку побывать в центре внимания и стать примером для других.

Слайд 8

Родители в этом процессе – активные помощники. Они помогают оформить материал, сделать фото, смонтировать видео, подготовиться к выступлению, организовать экскурсию, оформить мини-музей или выставку личной коллекции.  Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, взаимодействуя с ребенком при подготовке к выступлению в познавательной гостиной, начинают понимать, насколько важны их совместные усилия для детей. Если ребенок однажды стал организатором познавательной встречи, то он обязательно захочет это повторить.

Таким образом, в рамках такого со-конструктивного взаимодействия наши дети познакомились с животными Нижегородского зоопарка «Лимпопо», выяснили, почему у кошки светятся глаза в темноте, узнали об истории семеновской матрешки, об интересных фактах из жизни страусов на Макарьевской ферме, о достопримечательностях Дубая и Риги, об особенностях работы пожарной службы, научились делать искусственный снег несколькими способами и выращивать кристаллы из обычной соли.

Слайд 9

Положительную динамику в развитии детей мы можем отметить уже сейчас. И основные моменты вы можете видеть на слайде. Главное, что хочется отметить, это формирование активной позиции и познавательной инициативы детей.

На наш взгляд, данная форма взаимодействия настолько стала популярна в нашей группе, потому что шла от детей, от их интересов и запросов. Мы обязательно продолжим данную работу, потому что мы заинтересованы в успехах наших ребят.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой л...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...

Консультация для педагогов. "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Актуальность темыОдним из принципов дошкольного образования, прописанных вфедеральном государственном стандарте дошкольного образования, является:«Построение образовательной деятельности на осно...

Консультация для педагогов "Напольные игры как средство развития познавательной активности у дошкольников"

Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым.Проблема снижения двигательной активности в наше вр...

Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развит...

Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создав необходимые для этого условия....