проект "Театральная палитра"
проект (подготовительная группа)

Кочанова Елена Петровна

Развивать творческие способности у детей подготовительной группы и успешно реализовать их интеллектуально-творческий потенциал, посредством специально организованной театральной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Театральная палитра»

Вид проекта: информационно – познавательный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Продолжительность: октябрь – май.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Актуальность проекта.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.

Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают.

С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Развивать «актерское мастерство» детей через многочисленные образы, звуки, краски. Помочь детям не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполнится новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.

Цель проекта : создать условия для развития творческих способностей у детей подготовительной группы и успешной реализации у них интеллектуально-творческого потенциала, посредством специально организованной театрализованной деятельности.

Цели проекта:

- Развивать творческие способности у детей подготовительной группы и успешно реализовать их интеллектуально-творческий потенциал, посредством специально организованной театральной деятельности.

- Активизировать родителей к участию в проекте группы «Театральная палитра».

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать приобщение детей к театральному искусству через знакомство с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями.

2. Продолжать знакомить детей с разными видами театрализованной деятельности.

3. Поощрять желание детей разыгрывать        в творческих театральных, режиссерских играх и играх драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий.

Развивающие:

1. Развивать у детей умение создавать по предложенной схеме и словесной инструкции декорации и персонажей из различных материалов (бумага, ткань, бросового материала и прочее).

2. Продолжать развивать у детей умение передавать особенности        характера персонажа с помощью мимики, жеста, движения и интонационно-образной речи.

3. Продолжать развивать навыки кукловождения в различных театральных системах      (перчаточными, марионеткам и так далее).  

Воспитательные:

 1. Формировать        умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать правильно оценивать действия персонажей в спектакле.

 2. Воспитать у детей интерес и положительное отношение к сценическому искусству,

     желание выступать и умение быть слушателем.

 3. Воспитывать у детей потребность соблюдать правила поведения в театре.

Работа с родителями:

1. Вызвать у родителей (законных представителей) желание посещать с детьми спектакли в различных театрах.

2. Расширить знания родителей (законных представителей) о видах театра, правилах поведения в театре.

3. Побудить родителей (законных представителей) к занятиям театрализованной деятельностью дома.

Предполагаемые результаты:

  • Достаточный уровень у дошкольников знаний о театре.
  • Высокий уровень у дошкольников мотивации к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью.
  • Укрепление взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса через совместное посещение театра, занятия театральным искусством и подготовке к выступлениям.

 Интеграция образовательных областей: 

  • «Социально – коммуникативное развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

 Использование педагогических технологий:

  • Системно - деятельностный подход;
  • Личностно-ориентированная:
  • Игровая технология;
  • Здоровьесберегающая;
  • ИКТ

 Формы и методы реализации проекта:

  • Беседы о театре.
  • Объяснение театральных понятий.
  • Сюрпризные моменты на занятиях.
  • Демонстрация наглядного материала.
  • Чтение стихотворений, сказок, рассказов, потешек.
  • Заучивание стихотворений, отрывков текстов.
  • Прослушивание аудиозаписей стихотворений, сказок, рассказов, потешек.
  • Театрализованные игры (картотека).
  • Дидактические игры (картотека).
  • Сюжетно – ролевые игры (картотека).
  • Подвижные игры (картотека).
  • Хороводные игры (картотека).
  • Пальчиковые игры (картотека).
  • Театральные этюды.
  • Упражнения на развитие интонации, силы голоса.
  • Психогимнастические упражнения. 
  • Музыкальные досуги.

1. Основной этап.

  • Изучение информационных источников по вопросам проекта.
  • Сбор и систематизация материалов.
  • Осуществление взаимодействия между участниками проекта.
  • Проведение различных форм и методов работы с детьми в ходе реализации проекта.
  • Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.

                                           Реализация проекта

Месяц

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Отметка о выполнении

Октябрь

1. Беседа: «История театраТеатры Санкт-Петербурга».

2. Просмотр презентации «Виды театра».

3. Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Обыгрывание мимикой и пантомимикой героев.

4. Экскурсия в костюмерную детского сада.

5. Д/и «Узнай героя сказки по описанию», «Назови ласково».

6. Психогимнастические упражнения на изображение различных эмоциональных состояний.

7. Праздник осени

Ознакомление родителей с началом проведения проекта.

Наглядная информация «Читайте вместе с нами»: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Консультация «Расскажите ребенку о театре».

Ноябрь

1. Беседа «Мир профессий – АКТЕР» с рассматриванием иллюстраций.

2.  Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т. д.

3. Чтение и обсуждение стихотворения

А. Барто «В театре». Обыгрывание этюдов.

4. Д/и «Театр эмоций».

5. «Театральная азбука» - знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т.д.)

6. Чтение сказки «Золушка».

7. Инсценировка сказки «Золушка».

Информационный материал «Этикет для всех».

Рекомендации «Посещение театра всей семьей»

Декабрь

1. Беседа «Мир профессий – СЦЕНАРИСТ» с рассматриванием иллюстраций.

2.  Разыгрывание ситуации «Идем в театр».

3. Артикуляционная гимнастика «Эмоции».

4. Игра малой подвижности «Если нравится тебе, то делай так».

5. Чтение: Сказка «Снегурочка».

6. Инсценировка сказки «Снегурочка»

Рекомендации: «Чтение детям сказок, рассказов, стихотворений о дружбе и добрых делах».

Январь

1. Беседа «Мир профессий – РЕЖИССЕР» с рассматриванием иллюстраций.

2. Театральные этюды по песням о дружбе и доброте.

3. Ситуация общения «Как вести себя в театре».

4. Психогимнастика «Представь себя другим».

5. Сочинить «Добрую сказку про белого зайчишку».

6. Инсценировка «Добрая сказка про белого зайчишку».

 

Конкурс «Добрая сказка про белого зайчишку» - сочинить сказку всей семьей.

(24 января – день белого зайца)

Февраль

1. Беседа «Мир профессий – КОСТЮМЕР, ГРИМЕР» с рассматриванием иллюстраций.

2. Игры со скороговорками.

3. Игра «Угадай кто?».

4. Чтение: А. Афанасьев «Каша из топора».

5. Инсценировка сказки А. Афанасьева «Каша из топора».

6. С/р игра «Театр».

Консультация «Театральные игры для всей семьи».

Март

 1. Беседа «Мир профессий – ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР, ОСВЕТИТЕЛЬ» с рассматриванием иллюстраций.

2. Пальчиковая игра «Как у нас семья большая».

3. Д/и «Русские народные сказки из волшебного сундучка».

4. Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа». 

5. Чтение сказки «Красная шапочка».

6. Инсценировка сказки «Красная шапочка».

Помощь родителей в изготовлении театральных масок.

Апрель

1. Беседа «Мир профессий – ДИРЕЖЕР И МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА» с рассматриванием иллюстраций.

2. Ситуативный разговор «Как я ходила (ходил) в театр».

3. Этюды «Герои русских народных сказок».

4. Чтение сказки «Дюймовочка».

5. Инсценировка сказки «Дюймовочка».

Консультация «Значение театра в жизни ребёнка».

Май

1. «Веселые сочинялки» - пересказ одной из знакомых сказок с использованием кукольного театра.

2. Игра «Театральный маскарад».

3. Итоговый спектакль по сценарию воспитателей группы.

Видеофильм по итоговому спектаклю.

  1. Заключительный этап.

*  Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

- Проект с детьми подготовительной группы в рамках развития творческих способностей через театрализованную деятельность успешно выполнен, поставленные задачи достигнуты.

- Привлечение семьи к занятиям театрализованной деятельностью дома,

требует от педагогов особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к театру, к занятиям по

театрализованной деятельности.

* Доработка проекта с учетом замечаний и пожеланий.

* Подготовка к защите проекта.

* Мультимедийная презентация проекта.

Продукты проекта:

  • Иллюстрированный альбом рисунков «Мы - артисты».
  • Альбом «Посещение театров всей семьей».
  • Мультимедийная презентация проекта.

Список литературы:

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,

 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. –

 М.: Лепта-Книга, 2007.

4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ,

2001.

7. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

8. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Приложение 1

Стихотворения о театре.

В ТЕАТРЕ (Агния Барто)

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевальне

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится на сцене -

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени -

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то.

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

КВАРТЕТ (Агния Барто)

Басню выбрали давно,

Распределили роли,

Решило выступить звено

На утреннике в школе.

Решили девочки прочесть

"Квартет", такая басня есть.

Светлане роль не подошла:

- Я вовсе не упряма,

Зачем же мне играть осла?

Мне не позволит мама.

Артистки начали шуметь.

Одна кричит: - Она медведь,

А вовсе не мартышка! -

Кричит другая: - Чур-чура,

Сказала я еще вчера -

Я косолапый мишка!

Проходит день и два денька,

Потом проходит пять,

На репетицию никак

Артисток не собрать.

Пришел козел и сел за стол,

Но нету соловья.

- Ну, если так, - сказал козел,

Тогда уйду и я!

Проказница мартышка

Умчалась на каток,

А косолапый мишка,

Схватив свое пальтишко,

Пустился наутек.

То нет мартышки,

То козла

Куда-то тетя увезла,

То мишка косолапый

Ушел на лыжах с папой!

Когда в товарищах согласья нет,

Не прочитать им и "Квартет".

В ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (С. Я. Маршак)

Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд, -

По каждому проходу

Идет волна ребят.

Сажают их на стулья

И просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье,

Куда залез медведь.

Из длинного колодца -

Невидимо для глаз -

То флейта засмеется,

То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка

Пискливым голоском -

Заговорила рыбка

На берегу морском.

Все эту сказку знали -

О рыбке золотой, -

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат -

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко.

Но вот пустеет дом,

И только раздевалка

Кипит еще котлом.

Шумит волна живая,

Бежит по всей Москве,

Где ветер, и трамваи,

И солнце в синеве.

«Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Театр кукол (Соколова Н. В.)

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

Приложение 2

Словарик театральных терминов

Театр — это целый мир новых слов, понятий.

Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем.

Актёр - деятельный, действующий (акт - действие).

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты - одобрительные хлопки.

Артист - творческий работник, занимающийся публичным исполнением

 произведений искусства (актёр, певец, музыкант).

Афиша - объявление о представлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»

Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...

Палитра. Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей: "Как развивать у детей творческие способности"....

Программа «Волшебная палитра»

Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детейстаршего дошкольного возраста...

Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"

Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...

"Музыкальная палитра" программа по музыкальному воспитанию.

Программа направленна на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки....

Программа "Разноцветная палитра"

занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Папка - передвижка для родителей "ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА"

В папке содержится изобразительный и художественный материал, который пожет родителям научить своих детей различать цвета....