Программа "Разноцветная палитра"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме
занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Разноцветная палитра" | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальность программы обуславливается важностью художественной деятельности для развития и воспитания детей, ее востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Данная программа разработана на основе программ Т.С. Комаровой, «Изобразительная деятельность», И.А. Лыковой, «Изобразительная деятельность в детском саду»., К.К. Утробиной «Увлекательное рисование методом тычка»,
Алексахиной Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Данная программа направлена на приобщение детей к художественной деятельности, как к ведущему способу эстетического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям выразить в рисунке, лепке свое представление о мире и понимание его. Программа дает возможность развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, общее количество занятий в год - Длительность одного занятия - 30 мин.
Цель программы:
- Формирование у детей умений и навыков в рисовании, лепке, развитие творческих способностей.
- развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
в рисовании:
-Обучать техническим приемам и способам изображения с помощью различных материалов; свободно экспериментировать, смешивая краски для получения задуманных цветов и оттенков.
- продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство)
- поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведениям том, какими художественными средствами пере дается настроение людей и состояние природы;
- помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
- развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости, располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта;
- учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;
в лепке:
- Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина, соленого теста, закреплять технические приемы лепки.
-Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.
-Учить лепить птиц, животных по типу дымковской игрушки.
III. Содержание программы
Вид деятельности | Количество занятий |
Рисование:
3 . Монотипия 4. Рисование по мятой поверхности 5. Рисование гуашью 6. Рисование восковыми мелками и акварелью 7. Рисование трубочками 9. Рисование пастелью | 1 4 1 1 14 10 1 3 |
Итого: Лепка: 1. Пластилиновая живопись | 34 4 |
2. Лепка предметная. 3. Лепка сюжетная. 4. Лепка из соленого теста | 12 8 6 |
Итого: | 30 |
Всего: 64
IV. Тематический план
Тема | Программное содержание |
октябрь: 1. «Чудо-краски» 1 2: Рисование «Бабочка и радуга». Занятие 1 3.Рисовани «Бабочка и радуга» Занятие 2. 4. Лепка (пластилин) «Осенние листочки» 5. Рисование. «Осенние листья» (акварель). 6. Лепка « Ежик на полянке» (глина). 7.Роспись изд. «Ежик на полянке» 8.Рисование «Ежики на прогулке» (способ тычка жесткой полусухой кистью). Занятие 1 9 Рисование «Ежики на прогулке». Занятие 2: (окончание работы) | Показать детям способ смешивания трех основных цветов, побуждать к экспериментированию с цветом. 2 Познакомить детей с техникой «по сырому», учить передавать образ ясного неба, радуги, закреплять знания о цветоведении. Познакомить детей с техникой с техникой монотипия, учить детей видеть образ и дорисовывать его, развивать воображение. Познакомить детей со способом смешивания пластилина: (желтого и зеленого, желтого и красного), развивать чувство формы и цвета. Учить способу вливания «цвет в цвет», получение оттенков желто-зеленого и красно-желтого. Учить передавать характерные признаки животного. (форма, окраска, движение) Учить раскрашивать глиняную игрушку, правильно наносить краску. Познакомить детей со способом рисования полусухой кистью, расширять знания о животных. Учить детей рисовать ели, деревья, кустарники, Побуждать детей дополнять рисунок. (грибы, цветы и др.) |
1 Ноябрь Лепка « Елочка и грибочки на полянке». (глина) 2. Роспись изд. « Елочка и грибочки на полянке». 3.Рисование «Букет для осени» Натюрморт. Занятие 1 4.Рисование «Букет для осени». Занятие 2 (окончание работы.) 5. Лепка «Белочка с грибочком» (глина) 6. Роспись изд. «Белочка с грибочком». 7. Рисование «Дождливый день». Занятие 1 8.Рисование «Дождливый день». Занятие 2 (окончание работы). 9. Рисование: «Снегири на ветке» | 2 Учить создавать композицию из нескольких предметов. Совершенствовать технику лепки. Учить аккуратной росписи изделия, воспитание интереса к познанию природы. Познакомить детей с жанром натюрморт, Познакомить детей С акварельными карандашами, учить детей относить цвета к теплой и холодной гамме. Учить детей рисовать ветку рябины, дубовые и кленовые листья. Учить детей лепить животное комбинированным способом. Тщательно соединять и примазывать детали. Закреплять приемы росписи, учить передавать характерную окраску животного. Знакомить детей с техникой восковые мелки+ акварель. Учить создавать образ хмурого серого неба в технике по «сырому», знакомить с понятием ритм. Поощрять стремление к самостоятельному выбору сюжета. Учить рисовать снегиря гуашевыми красками, использовать метод тычка для веточек ели, расширять знания о перелетных птицах. |
1 | 2 |
Декабрь 1 Рисование «Зимняя сказка». Занятие 1 (граттаж) 2 Рисование «Зимняя сказка». Занятие 2 (окончание рисунка) 3. Лепка «Сказочный домик». (глина) 4. Роспись работы «Сказочный домик». 5. Рисование «Белые медведи» 6. Лепка сувенир-подсвечник «Снеговик» (глина) 7. Роспись работы сувенир-подсвечник «Снеговик». 1 8. Рисование «Елочка нарядная» Январь
(соленое тесто) | Знакомить детей с техникой граттаж, учить детей выполнять фантастический образ деревьев и снежинок. Развивать воображение и фантазию. Развивать фантазию и творчество, закреплять приемы лепки. Закреплять приемы росписи, развивать чувство цвета, воображение. Учить детей рисовать животных, передавать форму тела, закреплять приемы рисования в технике восковые мелки + акварель. Продолжать закреплять приемы лепки из глины, вызвать желание сделать подарок своими руками. Закреплять приемы аккуратного раскрашивания. Воспитывать желание сделать работу красиво. Воспитывать самостоятельность. 2 Учить детей рисовать новогоднюю елочку, познакомить с техникой "набрызг" Познакомить детей с особенностями монохромной гаммы, закреплять приемы рисования восковыми мелками и акварелью (способом размыва по всему листу). Поощрять самостоятельность. Знакомить детей с техникой мозаика. Учить составлять многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Закреплять умения работы с акварельными красками, развивать творческое воображение. Учить детей лепить колокольчик из соленого теста, Показать приемы декорирования. (пуговицы, ракушки и др.) |
1 Февраль 1.Рисование «Слоники» (гуашь) 2. Лепка «Уточки на пруду» (дымковская игрушка) 3. Роспись работы «Уточки на пруду». 4.Рисование «Ели в серебре» (гуашь) . Занятие 1 5.Рисование «Ели в серебре» Занятие 2 (окончание рисунка). 6. Лепка «Котенок на коврике» (соленое тесто) 7. Роспись работы «Котенок на коврике» 8. Рисование «Пушистый котенок» (акварельные карандаши) 1 Март 1.Лепка «Цветы для мамы» (пластилиновая живопись) 2.Рисование «Мамочка любимая, мамочка красивая». (акварель+мелки) 3.Лепка «Забавные пингвины» (глина) 4. Роспись раб. «Забавные пингвины». 5.Рисование «Рыбка» (мозаичная техника). Занятие 1 6.Рисование «Рыбка». Занятие 2 (окончание работы). 1 7.Рисование «Жирафы» (гуашь) Занятие 1. 8.Рисование «Жирафы». Занятие 2 (Окончание работы). 9.Лепка «Два гуся». (глина) 10. Роспись изд. «Два гуся». Апрель
2. Рисование «Волшебные цветы» (на мятой бумаге) (акварель) 3.Лепка «Весенний веночек» (соленое тесто) 1 4.Роспись работы «Весенний веночек». 5. Рисование «Красавцы павлины».(гуашь) .Занятие 1 6.Рисование «Красавцы павлины» Занятие2 (окончание работы). 7.Лепка «Лисичка-сестричка» (глина) 8.Роспись работы «Лисичка-сестричка». Май 1. Рисование «Весеннее настроение» (рисование трубочками). Занятие 1 2.Рисование «Весеннее настроение». Занятие 2 (окончание рисунка). 3.Рисование «Красивые рыбки» (мелки+ акварель). 1 4.Рисование «Веселый клоун» (масляная пастель). 5.Лепка «Лошадка» (дымковская игр). 6.Роспись изд. «Лошадка» 7. Рисование «Бабочка-красавица» (мозаичный рисунок). Занятие 1 8 Рисование «Бабочка- красавица». Занятие 2 (окончание рисунка) | 2 Закреплять умения рисовать животных, передавать строение и окраску, побуждать детей к дополнению рисунка. Познакомить детей с Дымковской игрушкой, Лепить уточек способом из «целого куска». Учить детей расписывать игрушку, украшать кружочками и кругами. развивать чувство цвета, учить видеть колорит цвета. Учить детей рисовать зимний лес, используя метод тычка, воспитывать чуткость к восприятию красоты зимней природы. Закреплять умение лепить животных, передавать строение тела, воспитывать любовь животным. Закреплять приемы аккуратного раскрашивания поделки, развивать эстетическое восприятие. Закреплять умения детей рисо- вать животных, используя акварельные карандаши, правильно наносить штрихи.(шерсть) 2 Продолжать знакомить детей способом плоскостной лепки, Развивать композиционные умения, вызывать желание сделать красивый подарок. Закреплять знания детей о понятии «портрет». Учить рисовать лицо человека пропорционально, прорисовывая детали лица, передавать образ мамы в портрете. Закреплять умения рисовать в технике акварель +восковые мелки. Учить детей лепить животных, Передавать форму и строение, используя комбинированный способ лепки, правильно соединять детали. Вызвать интерес к природе. Закреплять приемы аккуратного раскрашивания, учить правильно передавать окраску пингвинов. Закреплять умения рисовать в мозаичной технике, развивать цветовосприятие, аккуратной работы с восковыми мелками и акварелью. 2 Учить детей рисовать жирафа, передавать строение и форму, окраску туловища. Развивать композиционные умения. Побуждать вносить дополнения, развивать фантазию. Продолжать знакомство с «дымковской» игрушкой. Учить лепить сюжетную композицию, применяя скульптурный способ лепки. Прививать любовь к народной игрушке. Закреплять приемы росписи игрушки по мотивам дымковской росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Закреплять приемы рисования технике «граттаж». Развивать воображение и фантазию. Воспитывать композиционные умения, развивать самостоятельность. Познакомить детей с новой техникой - рисование на «мятой бумаге». Воспитывать фантазию и воображение. Закреплять приемы лепки соленым тестом, развивать композиционные умения, фантазию. 2 Упражнять в аккуратном раскрашивании, развивать чувство гармонии и цветосочитания. Закреплять умения рисовать гуашевыми красками. передавать в рисунке характерные особенности животных, дополнять рисунок самостоятельно. (кусты, цветы и др) Учить детей лепить животных по мотивам народных сказок. Закреплять приемы лепки, правильности соединения деталей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Воспитывать аккуратность, терпение, желание сделать работу красиво. Познакомить детей со способом нетрадиционного рисования-рисование трубочками. Развивать фантазию, воспитывать композиционные умения, самостоятельность. Закреплять умения детей рисовать в технике по-«сырому», «вливая» цвет в цвет, аккуратного закрашивания восковыми мелками нарисованных рыбок. Развивать фантазию. 2 Учить детей рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции тела, характерные черты лица и одежды, передать в рисунке образ веселого клоуна. Закреплять приемы аккуратного закрашивания. Учить детей лепить лошадку. Показать способ лепки туловища путем разрезания цилиндра с двух сторон, хорошо примазывать детали, сглаживать поверхность. Закреплять приемы росписи, самостоятельно подбирать цвет кругов, Побуждать интерес к дымковской игрушке. Закреплять умения рисовать мозаичный рисунок, развивать чувство цвета и цветосочитания. Побуждать детей к самостоятель- ности. |
|
V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен
Знать:
- Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство.
- Теплые и холодные оттенки.
- Особенности внешнего вида животных растений, сочетания цветов персонажей сказок.
Уметь:
- 1.Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
- Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства,
- Выделять особенности предмета; передавать к рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
- Размещать изображение на листе, соблюдая перспективу (близко, далеко).
- Использовать в рисунках различные техники (по-сырому монотипия, выдувание, пальцевая живопись, граттаж,
и т.д.).
- Использовать различные материалы (уголь, зубные щетки, поролоновые губки и др.).
- Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки,
определенную цветовую гамму в соответствии с настроением,
- Передавать особенности внешнего вида животных в рисунке.
- Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе в рисунке.
- Рисовать дома, улицы, человека.
- Передавать движения людей, животных.
- Соединять в одном рисунке разные материалы,
техники для создания выразительного образа.
- Создавать фон для изображаемой картины различными способами.
- Определять названия цветов, различных оттенков.
- Смешивать краски, получая различные оттенки и
использовать их в рисунке.
- Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы.
VI. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
Форма: 3 балла — передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла — есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл — искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция:3балла — расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла — на полосе листа; и соотношении по величине есть незначительные искажения; I балл — композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла — передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла — есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 3 балла — цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла — самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла — справляется при помощи взрослого; 1 балл — не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла — легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла — испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл —рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого, критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла — эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл — безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует.
Уровень самостоятельности,творчества
3 балла- выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения.
2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения.
1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не стремится к полному раскрытия замысла.
Шкала уровней: 0-8 низкий уровень,9-16- средний,
17-21-высокий уровень.
VII СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:
Учебно-наглядные пособия: плакаты, книжные иллюстрации,
муляжи, скульптуры малых форм, дымковские игрушки.
Материалы и оборудование: гуашь, акварельные краски, восковые мелки, акварельные карандаши ,кисти, палитра, бумага цветной картон, Пластилин, глина, соленое тесто, дощечки для лепки, стаканчики для воды ,салфетки.
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
И.Е. Аллаярова. Симфония красок. Конспекты занятий.М.,2007.
Васильева, М,, 1985. Программа воспитания и обучения в детском саду.
А.А. Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. М.,2008.
Григорьева ТТ. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М, 1995.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.
Комарова Т.С. Рисование. Демонстрационные материалы по обучению детей среднего дошкольного возраста. М., 1998.
Корнилова С.Н. Галанов А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5- 9 лет. М, 2000.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб., 1997.
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа. М 2007.
Лыкова И А Лепим, фантазируем, играем. М., 2001.
Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова и др. М., 2000. Изобразительное искусство в детском саду и школе / Т. С.
Изобразительное искусство и художественный труд (1—4 класс): М., 1991.
С.Д. Сажина .Составление рабочих учебных программ для доу.М.,2010.
К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка». М, 2007.
Г.С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа и подготовительная к школе группа). М, 2001.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ашиков В.И., Ашикова СТ. Рисование. Учебно-наглядные демонстра¬ционные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к твор¬честву: Метод, рек. для родителей, воспитателей ДОУ, учителей на¬чальной школы. Новосибирск, 1993.
Вислоушкин В.И. Экспресс-рисование: В 2 т. Сыктывкар, 1993.
Григорьева ТТ. Игровые приемы в обучении дошкольников изоб¬разительной деятельности. М, 1995.
Изобразительное искусство в детском саду и школе / Т. С. Кома¬рова, О.Ю. Зарянова и др. М., 2000.
Изобразительное искусство и художественный труд (1—4 класс): Кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. М., 1991.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. М., 2002.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в дет¬ском саду. М., 1991.
Комарова Г (', Рисование. Демонстрационные материалы по обу¬чению детей среднего дошкольного возраста. М., 1998.
Корнилова ('. //., Галанов А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5- -() лет. М, 2000.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб., 1997.
Лыкова II А Лепим, фантазируем, играем. М., 2001.
Максимова IIМ , Ашикова С. Г. Рисование для детей дошкольно¬го возраст, М, 1997,
Пантелеева Л,В, Му юй и дети, м., 2000.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева, М,, 1985.
Сенсомоторнос рашитие дошкольников на занятиях по изобра¬зительному искусе ту: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2001, '
Сидорчук Т. А., Гуткович И.А. Методы развития воображения до¬школьников, Ульяновск, 1997.
Страунине А. М, Развитие творческого воображения дошкольни¬ков на занятиях по изобразительной деятельности. Сыктывкар, 2000.
Федотов Г,Я, Послушная глина: Основы художественного ре¬месла. М,, 1997
Чумичсва 1\М. Дошкольникам о живописи. М., 1992.
Швайко 1С Занятия по изобразительной деятельности в дет-ском саду (средняя группа). М., 2000.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в дет¬ском саду (старшая группа и подготовительная к школе группа). М, 2001.
Швайко Г. (', Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»
Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...
Палитра. Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей: "Как развивать у детей творческие способности"....
Программа «Волшебная палитра»
Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детейстаршего дошкольного возраста...
Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"
Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...
"Музыкальная палитра" программа по музыкальному воспитанию.
Программа направленна на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки....
Папка - передвижка для родителей "ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА"
В папке содержится изобразительный и художественный материал, который пожет родителям научить своих детей различать цвета....
Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"
Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...