Рабочая программа социального педагога
материал
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами регламентирующими деятельность ДОУ:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО;
- ФГОС ДО (пр.Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 №1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача от 15 мая 2013 года N 26);
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей и обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Исходя из поставленной цели, формируются основные задачи МБДОУ На 2023-2024 учебный год:
- Продолжать создавать условия для сохранения и укрепления воспитанников, формировать у них представления о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности. (реализация образовательной области «Физическое развитие»)
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей используя в работе новые формы и методы сотрудничества в триаде: ДОУ- семья- -ребенок. ( реализация образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»).
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ социально-педагогической деятельности:
1. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, используя в работе новые формы и методы в триаде: ДОУ- семья- ребенок.
2. Развитие позитивно-мотивированных, действенных, взаимодополняющих отношений между детским садом и семьей в целях воспитания здорового, уверенного в себе и других, счастливого ребенка.
3.Повысить эффективность профилактики и предупреждения неблагополучия в семье и в коллективе детского сада.
Рабочая программа включает в себя организацию социального сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогами
4. Работа с социумом
5. Методическая работа
6. Работа с документацией
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Режим работы социального педагога на 0,25 ставки – часов в неделю .
| Чётная неделя/ Нечётная |
Понедельник | 08.48 – 11.48/ 14.00- 17.00 |
Среда | 08.48 – 11.48/ 14.00- 17.00 |
Пятница | 08.48 – 11.48/ 14.00- 17.00 |
1. Работа с детьми
1.1. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно- действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек)
D агрессивность доступной для ребенка информации.
- Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью
Dразностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.
- Сложность окружающей среды с технологической точки зрения D нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям
D формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка.
- Быстрая изменяемость окружающего мира
D новая методология познания мира
D овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира.
- Быстрая изменяемость окружающего мира
Dпонимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации
D отбор содержания дошкольного образования
D усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания.
- Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов
D негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое
D возрастание роли инклюзивного образования
D влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья
1.3. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория | Направленность групп | Количество групп | Количество детей |
От 3 до 4 лет | Общеразвивающая | 2 | 44 |
От 4 до 5 лет | Общеразвивающая | 1 | 28 |
От 5-6 лет | Общеразвивающая | 1 | 59 |
От 6 до 7 лет | Общеразвивающая | 2 | 30 |
|
|
|
|
Всего 6 групп – 161ребёнок |
Гендерный состав воспитанников
Группа | Девочки | Мальчики |
II Младшая №1 | 9 | 10 |
II младшая №2 | 14 | 11 |
Средняя | 14 | 14 |
Старшая | 16 | 14 |
Подготовительная №1 | 13 | 16 |
Подготовительная №2 | 15 | 15 |
Всего: | 81 | 80 |
1.4. Задачи:
1. Выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации («группа риска»):
- Адекватность поведения
- Особенности эмоционально-волевой сферы
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Выявление у детей трудностей прохождения адаптационного периода.
3. Наблюдение за детьми «группы риска» и детей из опекунских семей:
- Внешний вид ребенка, опрятность
- Наличие на теле у ребенка ушибов, ссадин
- Встречи и прощания ребенка с родителями или лицами, их заменяющими в детском саду
- Оказание достаточного внимания ребенку со стороны родителей или лиц, их заменяющих
4. Изучение медицинских карт детей, с целью выяснения:
- Анамнестических сведений
- Соматического состояния
- Группы здоровья
- Диагноза (если таковой имеется).
5. Проведение практических занятий совместно с родителями, направленных на формирование межличностных отношений между родителями и детьми.
6. Стимулировать детей к формированию у них адекватной оценки, их взаимодействия с окружающей действительностью.
1.5. План мероприятий
№ п/п |
Наименование мероприятия
| Сроки проведения |
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
19.
20.
|
Посещение групп раннего возраста. Выделение детей с трудностями адаптации. Выявление причины трудной адаптации отдельных детей. Коррекционная помощь этим детям. Социальная адаптация детей во всех возрастных группах: наблюдение, беседы с детьми Исследование социально-психологического климата в группах детского сада
Беседы с детьми для сбора информации об интересах, склонностях и методах воспитания в семье
Индивидуальные занятия с детьми семей риска и опекунских
Первичные диагностические исследования совместно с психологом детей подготовительной группе а) самооценка ребенка б) социальный статус ребенка
Совместно с психологом диагностика развития социально-нравственного развития детей
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми
Совместно с психологом диагностика детей подготовительной группы на готовность к школе
Коррекционная работа с детьми « группы риска» по результатам диагностики на готовность к школе.
Составление социологических портретов групп
Вести наблюдения за взаимоотношениями между детьми, детьми и воспитателями. Наблюдение за созданием комфортной эмоциональной обстановкой в группах
Цикл бесед по правовому воспитанию (подготовительные группы)
Цикл бесед по основам безопасности жизни (старший возраст)
Цикл экскурсий по городу «Моя родная сторона – Смоленщина моя» (старшие и подготовительные группы)
Проведение экскурсии в местную библиотеку
Конкурс«Символ наступающего года» (средние,старшие,подгот. группы). Праздник День защиты детей» (совместно с инструктором по физ.воспитанию, музыкальным руководителем)
Изучение детско-родительских отношений совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители
|
сентябрь – декабрь
сентябрь, апрель
в течение года
сентябрь - октябрь
по небх-ти в течение года
январь- февраль
октябрь– май
май
декабрь, май
в течении года
январь - май
сентябрь - май
октябрь - май
сентябрь
декабрь
декабрь
1 июня
в течение года
|
1.6. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
- учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
2.1. Социальный статус родителей (законных представителей) воспитанников.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
|
| 2024-2025 | ||
| Количество детей | 161 | ||
| Полные семьи | 155 | ||
Одинокие | 5 5 1 | |||
В разводе | ||||
Вдовы | ||||
Опекуны | 1 | |||
многодетные | 26 | |||
Жилищные условия | Имеют собственное жилье | 150 | ||
Живут с родителями | 6 | |||
снимают | 5 | |||
Образование | высшее | 126 | ||
н/высшее | 0 | |||
среднее | 20 | |||
с/спец. | 145 | |||
н/среднее | 9 | |||
Социальный состав | рабочие | 196 | ||
служащие | 95 | |||
домохозяйки | 9 |
2.2. Задачи: 1. Проведение анкетирования родителей
2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по частным вопросам
3. Проведение семинаров-практикумов, направленных на формирование адекватного общения родителей и детей
4. Общие беседы о важности семейного воспитания; значимости ребенка в семье и его права
5. Способствовать повышению правовых знаний по вопросу и охране прав ребенка в семье
2.3 План мероприятий:
№ п/п |
Наименование мероприятия
| Сроки проведения |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. |
Социологическое анкетирование родителей (выявление социального статуса семьи, условий жизни ребенка, взаимоотношений членов семьи, выявление семей «группы риска»).
Индивидуальное консультирование родителей
Анкетирование родителей для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях
Формирование и корректировка банка данных на семьи, входящие в зону внимания социального педагога
Обследование условий жизни и воспитания детей, находящихся под опекой. Индивидуальное консультирование опекунов по вопросам воспитания и обучения подопечных.
Консультирование родителей по социально-педагогическим проблемам, правовым вопросам
Анкетирование родителей на выявление факторов риска в развитии ребенка.
Посещение групп раннего возраста. Выявление детей с трудностями адаптации. Выявление причины трудной адаптации отдельных детей. Консультативная и коррекционная помощь родителям. Беседы и консультации с родителями ребенка, поступающего в ДУ о том, как помочь ребенку легче адаптироваться к ДУ.
Подготовка индивидуальных рекомендаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка.
Проведение родительских собраний: « Готов ли Ваш ребенок к школе?», « Возрастные особенности детей, поступающих в школу, и вопросы адаптации к школе».
Экспресс- выступления на родительских собраниях.
«Социальная адаптация ребенка к детскому саду»
«Права ребенка. Нормативные правовые документы»
«Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс»
«Влияние родительских установок на развитие детей»
Проведение дня открытых дверей для родителей
Семейные конкурсы:
«У Осени в гостях»
«Игрушка для новогодней ёлки»
«Лучшая постройка из снега на участке»
«Золотые папины руки»
«Моя бабушка- рукодельница»
«Мама, папа и я – дружная семья»(рисунок или фотоколлаж)
«Выносной материал для участка»
Оформление родительских уголков
«Социализация и адаптация детей раннего возраста»
«Роль семьи в воспитании и социализации дошкольника»
«Какими правами наделен ребенок»
«Школа пешеходных наук»
«Какие книги и когда ребенку читать»
«Готовы ли вы стать родителями первоклассников»
Посещение семей, где родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей (совместно с воспитателем, инспектором ПДН)
| сентябрь– декабрь
в течение года
сентябрь - ноябрь
в течение года
при необходимости
в течении года
сентябрь – январь
при необходимости
в течение года
в течении года
октябрь
октябрь – май сентябрь
декабрь
февраль
март
октябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
сентябрь
октябрь- ноябрь
декабрь- январь
март
апрель
май
по мере необходимости |
2.4.Критерии работы с семьей (анкетирование)
Уважаемые родители!
Наше дошкольное учреждение подводит итоги деятельности за учебный год. Всех родителей просим заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят получить более полную информацию о нашей работе. Анкета анонимная.
Большое спасибо за помощь.
Для каждого ответа, предполагающего выбор, поставьте "галочку" в колонке «Да», «Нет» или "Не знаю"
| Да | Нет | Не знаю |
1. Вы получаете информацию о: а) целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания Вашего ребенка; |
|
|
|
б) режиме работы дошкольного учреждения (часах работы, праздниках, нерабочих днях); |
|
|
|
в) питании (меню). |
|
|
|
2. В дошкольном учреждении проводится специальная работа по адаптации детей (беседа с родителями, возможность их нахождения в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения и т.д.). |
|
|
|
3. Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении (дисциплины, питания, гигиенических процедур и т.п.). |
|
|
|
4. Родители имеют возможность присутствовать в группе, участвовать в экскурсиях с детьми. |
|
|
|
5. Родители получают информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т.п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников). |
|
|
|
6. Родителей информируют о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках в еде и т.д. |
|
|
|
7. Родители имеют возможность обсудить вместе с сотрудниками успехи детей на совместных собраниях (не реже 1 раза/год). |
|
|
|
8. Сотрудники ДОУ интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование). |
|
|
|
9. Вас лично удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т.д.). которые получает Ваш ребенок в дошкольном учреждении. |
|
|
|
10. Вы лично чувствуете, что сотрудники дошкольного учреждения доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку. |
|
|
|
Если хотите, пожалуйста, добавьте любые комментарии о работе дошкольного учреждения и возможных изменениях в ней.
3. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
3.1.
Количество работников по стажу
До 1 года | 0 |
2-5 лет | 3 |
5-10 лет | 3 |
10-20 лет | 6 |
20-30 лет | 2 |
Более 30 лет | 2 |
Всего | 16 |
Работники, имеющие стаж педагогической деятельности 5 и менее лет
№ п/п | Ф.И.О. (полностью) | Стаж работы | Предмет |
1. | Астапенкова Ирина Сергеевна | 3 | воспитатель |
2. | Ковалева Людмила Николаевна | 4 | соц. педагог |
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
Количество работников, имеющих квалификационные категории
Высшая | 3 |
I | 12 |
Соответствие занимаемой должности | 1 |
Без категории | 1 |
Всего | 16 |
Состав работников по образованию
Высшее | 14 |
Н/высшее | - |
Среднее-спец. | 2 |
Другое (указать какое) |
|
Обучаются заочно | Получают дополнительно высшее образование- 0 |
Владение работниками ИКТ
Прошли компьютерные курсы при СОИУУ, имеют удостоверения (кол / % от числа воспитателей) | Владеют ИКТ, но не имеют удостоверения (кол / % от числа воспитателей)
| Не владеют ИКТ (кол / % от числа воспитателей)
| |
4 ( 26%) | |||
10 (67,4%) | - |
|
3.2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Приобретение (пополнение фонда) литературы, оформление списка по теме:
«Защита прав ребенка».
2.Методическая помощь в организации и проведении открытых занятий,
круглых столов, фестивалей и семинаров.
3. Обзор журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок детском саду» и «Обруч», составление списка методической литературы.
4. Ежемесячное обновление информационного листка для педагогов «Ваши права».
5. Работа с Интернет-ресурсами в целях пополнения методической копилки по правовому воспитанию и основах безопасности жизнедеятельности детей
Задачи: 1. Беседы, направленные на выявление детей «группы риска»
2. Рекомендации педагогам, по установлению контактов с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и детьми с опекунских семей
3. Рекомендации, направленные на формирование адекватных взаимоотношений между воспитателем и родителями
4. Способствовать повышению правовых знаний по вопросу и охране прав ребенка в дошкольном учреждении.
3.3 План мероприятий
№ п/п |
Наименование мероприятия
| Сроки проведения |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
|
Беседы об адаптации детей к детскому саду
Рекомендации по установлению контакта с детьми из семей «группы риска и опекунских семей»
Изучение эмоционального фона групп.
Посещение занятий социально- личностного развития в старших и подготовительных группах.
Наблюдение за игровой деятельностью в подготовительных группах.
Наблюдение за формированием культурно- гигиенических навыков в средней, старших, подготовительной группах.
Наблюдение занятий, работы педагогов в повседневной жизни, игровой деятельности, анализ социально-личностного аспекта этих мероприятий.
Посещение и анализ открытых мероприятий ДОУ.
Индивидуальные консультации по социально-педагогическим проблемам (по запросам педагогов).
Консультации для воспитателей «Методические рекомендации по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада»
«Социализация ребенка как залог успешной подготовки детей к школе».
«Типология неблагополучных семей»
«Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи»
Методический час «Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников»
Семинар- практикум «Каждому возрасту свои права»
Наблюдение за формированием соц. статуса детей в группах.
Выступление на педагогических советах: «Установочный» (принятие плана работы на новый учебный год) «Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья детей» «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи» «Экологическое воспитание дошкольников» «Итоговый» (подведение итогов работы за год).
Участие в медико- психолого-педагогических консилиумах.
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
«Готовность детей к школе»
Участие в смотрах-конкурсах «Готовность к новому учебному году»
«Формируем предметно-развивающую среду в группах»
«Лучшее оформление участка зимой»
Выставка детских рисунков «Зимушка-зима»
Выставка детских работ «Моя любимая мама»
«Готовность к ЛОП» |
сентябрь
в течении года
в течении года
в течение года
в течение года
ноябрь – декабрь
в течение года
в течение года
в течение года
сентябрь
ноябрь
октябрь
январь
апрель
ноябрь
в течение года
сентябрь
в течение года
ноябрь
март май
октябрь
апрель январь
сентябрь
октябрь
декабрь
январь
март сентябрь
|
3.4ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
- Наличие программы :Программа развития МБДОУ ДС №35 «Василёк» на 2013-2016 годы.
- Методическая тема ДОУ: повышение квалификации работников в рамках внедрения ФГОС ДО.
- Количество педагогических советов, посвященных совершенствованию методической работы ДОУ по социально-педагогическим аспектам : 2
Темы педагогических советов методического направления
Результаты методической работы:
- Участие сотрудников в различных формах методической работы
Формы деятельности | Количество мероприятий |
| |||
Внутри ДОУ | Город-ских | Областных | Федеральных | Международных | |
Открытые мероприятия |
|
|
|
|
|
Круглые столы |
|
|
|
|
|
Методический день |
|
|
|
|
|
Семинары |
|
|
|
|
|
Практикумы |
|
|
|
|
|
Конференции |
|
|
|
|
|
Мастер-класс |
|
|
|
|
|
Методические конкурсы |
|
|
|
|
|
Конкурсы профессионального мастерства |
|
|
|
|
|
Другое (перечислить) День открытых дверей Ярмарка педагогических идей. Психологический тренинг Методическая неделя Деловая игра |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
4. РАБОТА С СОЦИУМОМ
МБДОУ ДС №35 «Василёк» широко использует возможности социума при организации воспитательно-образовательного процесса, причем таким образом, чтобы воспитательная система ДОУ ориентировалась на воспитательный потенциал социальной, предметно эстетической и природной среды. Основными условиями сотрудничества является осознание значимости социального партнерства для каждого из сторон; осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению возникших проблем;; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; установление доверительных и деловых контактов с партнерами.
ЦЕЛИ: взаимодействия способствуют разностороннему развитию воспитанников и осуществляются в рамках реализуемых программ.
Взаимодействие дошкольного учреждения в микросоциуме представлено в схеме
4.1Преемственность работы со школой
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»( от 29.12 2012 № 273-ФЗ) федеральные государственные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации.
Учитывая современные подходы к реализации проблемы преемственности в системе образования, педагогический коллектив дошкольного учреждения нацелен прежде всего на получение оптимальных результатов будущего, определение перспективных линий взаимодействия различных звеньев образовательных систем и семейного воспитания на основе непрерывности, последовательности и преемственности.
Целью преемственности является создание условий для педагогического взаимодействия, направленных на плавный, безболезненный переход от одного этапа развития ребенка к последующему.
МБДОУ ДС №35 «Василёк» в плане преемственности сотрудничает с МОУ СОШ № 38, где обучаются дети по традиционным программам начального образования.
Деятельность учреждения по реализации принципа преемственности строится на основании основных нормативно-правовых документов, регламентирующих данную деятельность ДОУ (см.ранее).
Реализация принципа преемственности в дошкольном образовательном учреждении представлена следующим планом:
4.2План преемственности
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственные |
Работа с детьми | |||
1 | Экскурсия в школу на праздник | сентябрь | воспитатели |
2 | Экскурсия в музей , библиотеку | ноябрь- декабрь | воспитатели |
3 | Беседы с детьми: «Зачем учиться в школе» | январь | воспитатели |
4 | Спортивные мероприятия совместно со школьниками «Весёлые старты» «Зимушка – зима» | декабрь-февраль | ученики старших классов учителя воспитатели |
5 | «Школа будущего первоклассника» (посещение занятий в школе) | март | учителя воспитатели |
6 | Мониторинг психологической и социальной готовности к школе. | апрель | психолог |
7 | «Пусть детство звонкое смеется» концерт для детей | в течении года | ученики учителя школы |
Работа с педагогами | |||
1 | Проведение расширенного педагогического совета на базе школы на тему: «Проблемы организации преемственности МДОУ и школы» | сентябрь | заведующий МБДОУ, директор школы |
2 | Взаимопосещение и обсуждение открытых занятий и уроков | сентябрь -май | воспитатели, учителя |
3 | День открытых дверей (для родителей и педагогов ДОУ) | март | директор школы учителя |
4 | Проведение совместной диагностики о готовности детей к школе | май | психолог учитель-логопед |
Работа с родителями | |||
1 | Родительское собрание с учителями начальных классов «Ваш ребенок будущий первоклассник» | октябрь | воспитатели
|
2 | Индивидуальные консультации родителей со специалистами по подготовке детей к школе | в течение года | узкие специалисты |
3 | Родительское собрание с учителями начальных классов на базе школы | февраль | директор школы учителя |
4 | День открытых дверей (для родителей и педагогов ДОУ) | март | специалисты учителя |
5 | День вопросов и ответов (консультации для родителей, педагогов) | апрель | Специалисты Учителя
|
4.3 План мероприятий
№ п/п |
Наименование мероприятия
| Сроки проведения |
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 | Взаимодействие: С отделом образования и молодежной политики города Смоленска.
С ИУУ города Смоленска.
С МБОУ СОШ № 38: Посещение детьми школьной библиотеки
«Мастерская деда Мороза» - изготовление и обмен елочными игрушками с учащимися 1 классов
Посещение детьми спортивного зала школы
Проводы русской зимы
«Веселые старты»
Интеллектуальная викторина
Приглашение учителей школы на выпускные утренники.
С библиотекой в мкр. Южный
С органами опеки и попечительства
С Инспекцией по делам несовершеннолетних
С СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Работа с поликлиникой № 4 (выявление неорганизованных детей, семей, находящихся в социально-опасном положении, многодетных семей в микрорайоне) |
в течение года
в течение года
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
в течение года
по необходимости
по необходимости
в течение года
в течение года |
5. РАБОТА С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
№ п/п |
Наименование мероприятия
| Сроки проведения |
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
|
Изучение медицинских карт детей
Анализ семей по социальным группам
Заполнение протоколов, обобщающих таблиц, журналов по результатам исследований, наблюдений, бесед
Составление социального паспорта МБДОУ
Составление календарного планирования
Заполнение социальных карт детей
Составление социальных карт групп
Подбор педагогической литературы для консультаций педагогов и родителей
Подбор диагностического материала
Оформление документов для компенсационных выплат по оплате за детский сад; льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду
Подготовка документов к новому учебному году |
сентябрь – октябрь
сентябрь, апрель
в течении года
сентябрь – октябрь
ежемесячно
в течении года
сентябрь, октябрь, апрель
в течении года
в течении года
в течении года
май
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ
Перечень программ, технологий, пособий | 1.Программа познавательных занятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 2.Программа познавательных занятий для детей 6-7 лет «Азбука здоровья» 3. «Признаки агрессивности» (Анкета) Лаврентьева, Титоренко Т.М. 4. Методика «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко (Диагностика интеллекта) 5. «Я- Ты- Мы» Программа социально- эмоционального развития дошкольников Козлова О.Л. 6. «Развитие социальной уверенности у дошкольников» Безруких М.М. 7. «Я человек» Козлова С.А. 8. «Машины сказки» Программа развивающих занятий для детей от 2 до 10 лет Ортис Г.Г., Куличковская Е.В. 9. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2- 7 лет 10. «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» Стёркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л. 11. Анкета для родителей «Выявление проблем связанных с воспитанием» 12. Диагностика «Достижение самооценки старших дошкольников» 13. Тест для родителей «Талантлив ли ваш ребёнок?» 14. Тест для родителей «Готов ли ребёнок к школе?» 15. Тест для детей «Готов ли ребёнок к школе?» 16. Тест для детей «Творческие способности» 17. Тест для родителей «Определение уровня тревожности у детей» 18. Тест для родителей «Признаки агрессивности» 19. Тест для родителей «Общение» 20. Тест для детей «Выявление статуса ребёнка в группе» |
КАРТА
усвоения дошкольниками социальных норм и правил
Возраст | Социальные нормы и правила |
1 | 2 |
3-4 | Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции. |
4—5 | В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения. Формируются представления об особенностях полового поведения. |
5-6 | Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями. |
6-7 | Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sots_pedagoga.doc | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социального педагога ДОО.
Рабочая программа социального педагога ДОО....
Рабочая программа " Социальный педагог "
Рабочая программа "Социальный педагог" разработана мною с целью создания условий для планирования, организации и управления воспитательно-образовательным процессом в МДОУ в рамках ре...
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Белоснежка"
Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики.Ра...
Рабочая программа социального педагога ДОУ
Данная программа может стать "помощником" при написании рабочих программ социальными педагогами ДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социального педагога МБДОУ "Д/С №45" г. Бакал Пешляевой Светланы Михайловны
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек явл...
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год Рыбак Регины Николаевны
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Радуга"...
Рабочая программа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник дошкольного образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспита...