РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социального педагога МБДОУ "Д/С №45" г. Бакал Пешляевой Светланы Михайловны
рабочая программа на тему
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивлятся жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права. На решение данных актуальных задач и направлена настоящая Программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_peshlyaevoy_s._m.docx | 80.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №45"
Саткинского района, Челябинской области
Утверждаю
Заведующий МБДОУ "Д/С №45"
______________Э.З. Алимбекова
Приказ №____
от ________________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социального педагога
Пешляевой Светланы Михайловны
ПРИНЯТО
Протокол педагогического совета №____
От ______________________________
Бакал 2015г
I Пояснительная записка
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Наше будущее и будущее России от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права. На решение данных актуальных задач и направлена настоящая Программа/
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, воспитателей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, детских садов, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Рабочая программа социального педагога разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральные государственные требования к структуре основной об-
щеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20 июля 2011 г. № 2151;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г. № 26)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45» города Бакала.
Настоящая рабочая программа (далее Программа) разработана на основе
Адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
Профилактическая - профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
Защитно-охранная - защита и охрана прав ребенка; защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней; и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны ребенка;
Организационная - координация действий и средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации.
Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи программы социального педагога:
Цель программы:
- оказание компетентной помощи ребенку и родителям;
- содействие социальному формированию личности ребенка;
- защита прав ребёнка.
Задачи:
1. Повысить эффективность профилактики и предупреждения неблагополучия в семье и в коллективе детского сада.
2. Способствовать повышению правовых знаний по вопросу защиты и охраны прав ребенка среди педагогов, родителей и самих детей.
3. Стимулирование детей к формированию у них адекватной оценки, их взаимодействию с окружающей действительностью.
4. Создание атмосферы доброжелательности и взаимной заботы как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет социального педагога соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Кабинет социального педагога
Функциональное использование | Оснащение |
-Индивидуальное консультирование родителей и педагогов -Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (беседа, тестирование, рисование). -Реализация организационно-планирующих функций | -Рабочая зона социального педагога -Библиотека специальной литературы и пособий -Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства -Уголок для консультаций Информационный уголок для родителей |
Основные направления работы:
1. Работа с семьями воспитанников:
- Педагогическое просвещение родителей;
- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с педагогами детского сада:
- Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
- Изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве детского сада.
3. Работа с воспитанниками детского сада:
- Организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
- Коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
- Организация досуга детей.
4. Работа с другими службами :
- Координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.
Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков:
1. Информационно-аналитический_блок:
- информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях;
- изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях;
- оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
2. Практический блок (работа, направленная на решение конкретных задач,
которые связаны со здоровьем и развитием детей):
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- социализация личности ребенка;
- коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
3. Контрольно-оценочный блок:
- анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный) по взаимодействию с родителями и детьми.
В 2015-2016 учебном году в МДОУ «Детский сад № 45» города Бакала
функционируют 12 групп:
Количество воспитанников на 01.09.2015 года: детей
на 01.09.2016 года: детей
на 01.09.2017 года: детей
Количество групп для детей дошкольного возраста от 1года до 7 лет
№ | 2015 | 2016 | 2017 | ||||||
Возраст | Количество групп | Количество человек | Возраст | Количество групп | Количество человек | Возраст | Количество групп | Количество человек | |
Сведения о семьях воспитанников
Социальный паспорт МДОУ «Детский сад №45» города Бакала
Группы | Всего | Полные семьи | Непол ные семьи | Сироты опекае мые | Много детные | Мало обеспе ченные | Мать одиночка | Инвалиды | Родители инвалиды | Неблаго получные |
Итого |
Данные сведения используются при планировании работы, для организации системы взаимодействия с родителями, установления режима взаимопонимания и сотрудничества.
1. Взаимодействие с семьями воспитанников
Одна из главных целей работы социального педагога – способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда и главная задача: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, социально -благополучный микроклимат в семьях воспитанников, повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей.
При анализе контингента семей выявлено, что дети МДОУ «Детский сад № 45» города Бакала воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия социального педагога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, комфортной атмосферы в МДОУ «Детский сад № 45» города Бакала, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте.
Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки .
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов; создание семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра; привлечение к участию в детской исследовательской и проектной деятельности; привлечение родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и планы взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей; сопровождение и поддержание семьи в реализации воспитательных воздействий;
Знакомство родителей с Конвенцией о защите прав детей; обозначить позицию МДОУ, как защитника прав воспитанников.
Формы сотрудничества с семьей.
- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- Активизация родительского сообщества в ходе совершенствования работы;
- Учет индивидуальности ребенка;
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
- Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. При этом учитывается тип семей и стиль семейных отношений;
- Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семьи.
Основные принципы при организации работы с семьями:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в детском саду.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы с семьей:
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в МДОУ.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании.
- Преемственность с общественными организациями родителей.
2.Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Программой предусматривается проведение театрализованных и дидактических игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организуется проблемно-поисковая деятельность (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателями, родителями проектов); создаются условия для продуктивной деятельности. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Совместная деятельность социального педагога и детей по Программе проводится в соответствии с тематическим планом один раз в неделю.
План работы
по социальному развитию детей в подготовительной группе
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1.«Что такое обязанность» 2.«Страна, в которой мы живем» право на гражданство 3.«Знаем правила движения как таблицу умножения» 4. «Доброе слово лечит, а худое калечит» | 1.Показать детям единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности. 2.Познакомить с правом на гражданство; расширять представления детей о территории России; воспитывать чувство гордости за свою страну, за людей, живущих в ней; уважение к своей малой родине. 3. Закреплять правила поведения детей на улице и дороге; о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. 4. Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей; развивать умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми; воспитывать культуру поведения. |
Октябрь | 1. «Я не должен» 2.«Право на любовь».
3.«Все мы родные» (значение семьи в жизни ребенка, о традициях...)
4. «День народного единства» | 1. Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. 2. Познакомить с правом на любовь и заботу; воспитывать доброту, заботу, внимание к людям. 3. Закрепить представления о родственных связях, о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения; формировать уважительное, заботливое отношение к близким людям. 4. Продолжать знакомство с праздником – День народного единства; воспитывать уважение к людям разных национальностей, проживающих на территории России. |
Ноябрь | 1.«Нам на улице не страшно» ПБП 2.«Почему бывают драки» 3.«Право на свободу» 4.«День Матери» | 1.Закреплять правила безопасного поведения на детской площадке (на качелях, каруселях, на спортивном оборудовании…); воспитывать чувство ответственности за личную безопасность. 2. Формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации. 3. Продолжать формировать первоначальные правовые знания, познакомить с правом на свободу; учить цивилизованно отстаивать это право; воспитывать чувство собственного достоинства. 4. Продолжать формировать представления о празднике «День Матери»; понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать её. |
Декабрь | 1.«Осторожно, гололед» 2.«Террор – это война» (Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья) 3.«Мое, чужое, общее…» 4.«Пусть елка новогодняя вам радость принесет» ППБ | 1. Дать детям представление о гололёде как о явлении природы; познакомить со знаком «скользкая дорога»; воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения. 2.Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстриму. ( 3. Отработка четкой дифференциации понятий: «моё», «чужое», «общее»; 4. Продолжать формировать представления о необходимости соблюдать все правила в новогодние праздники; выявить возможные причины пожара во время празднования Нового года; формировать готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. |
Январь | 1.«Небезопасные зимние забавы» 2.« Какой я и каким я хочу быть" 3.«Легко ли быть справедливым» | 1. Закрепить правила катания с горки, игры в снежки; вспомнить опасные ситуации зимой (тонкий лед, неизвестные тропинки под снегом) 2. Формирование положительного образа себя в будущем, умения находить для себя положительный идеал; формирование умения видеть и находить в людях не только плохое, но и хорошее. 3. Формировать представления детей о праве на справедливость для каждого члена общества; обогащать представления о людях, их нравственных качествах, тендерных отличиях и профессиональных ролях. |
Февраль | 1.«Как вести себя в обществе» 2. «Без труда и чести не получишь" 3.«Мальчик – мужчина – защитник» 4.«Право на защиту от насилия (личную неприкосновенность)» | 1.Развивать необходимость знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах. 2. Закреплять у детей этические представления о понятиях «трудолюбие» и «лень»; воспитывать уважение к трудолюбивым людям. 3. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. 4. Познакомить детей с правом на защиту от насилия; воспитывать самоуважение и уважение к другим людям, сверстникам, чувство собственного достоинства, социальную активность. |
Март | 1.«Девочка – женщина – мама» 2.«Жизнь дана на добрые дела» 3.«Зло в гостях" 4. . «Где прячется опасность» | 1. Воспитывать у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление аккуратности и порядку. 2. Воспитание доброжелательного отношения к людям: уважение к людям пожилого возраста, забота о младших, помощь и внимание к сверстникам. 3. Познакомить с понятием «зло», выражением «злой человек»; учить давать самостоятельную оценку отрицательным поступкам людей; подвести к пониманию того, что зло всегда наказуемо и с ним можно и нужно бороться. 4. Закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности. |
Апрель | 1.«Опасные люди: кто они?» 2.«Мы все знаем и умеем» 3.«Что такое милосердие» 4.«Дети планеты Земля» | 1. Довести до сведения детей , кого мы называем опасными людьми (психбольные, насильники, убийцы, воры, наркоманы …); объяснить какую угрозу они представляют при встрече. 2. Учить детей формулировать правила поведения; анализировать собственные поступки; воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества. 3. Формировать представление о такой этической категории, как милосердие; побуждать проявлять милосердие к окружающим людям. 4. Сформировать четкое понимание о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей; воспитывать уважение к национальным культурам разных народов. |
Май | 1.« О добром и злом огне» 2.«Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок» 3.«Мы будущие школьники» | 1. Закрепить знания детей о том, что может быть причиной пожара, вспомнить какую пользу приносит огонь; предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов 2. Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах. 3. Развивать стремление стать школьником, воспитывать уверенность и желание принять новую позицию. |
План работы
по социальному развитию детей в старшей группе
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1.«Конвенция о правах ребенка» 2. «Опасность вокруг нас» 3. «Что такое право» 4. «Нарочно и нечаянно» | 1.Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка; показать значимость документа для каждого ребенка. 2. Формировать представления детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях 3.Познакомить с понятием «право»; воспитывать уважение к правам человека. 4. Развить нравственные чувства — сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров. |
Октябрь | 1.«Право на жизнь» 2. «Моя полиция меня бережет» 3. «Семья - семь Я» (право ребенка на семью) 4. «День народного единства» | 1.Продолжать формировать первоначальные знания на основе Конвенции о правах ребенка; дать представление о праве на жизнь; воспитывать жизнелюбие. 2. Познакомить детей с номером телефона «02»; научит вызывать полицию; сформировать представление о профессии полицейского. 3. Познакомить с правом ребёнка воспитываться в семье; показать значение семьи в жизни человека. 4.Познакомить с праздником – День народного единства; расширять представления детей о территории России, народах её населяющих. |
Ноябрь | 1. «Опасности нашего двора» ПДД 2. «Я вам представлюсь» (право ребенка на имя, фамилию) 3. «Кто нас защищает» 4. «День Матери» | 1. Формировать представления детей об опасных и безопасных местах для игр во дворе. 2. Сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, фамилию. 3. 4.Формировать представления о празднике «День Матери»; воспитывать любовь, уважение к матери. |
Декабрь | 1. «Гололед» 2. «В гостях хорошо, а дома лучше» (право на жилье) 3. «Моё, твое, чужое» 4. «Новый год пусть только радость принесет» ППБ | 1. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице. 2. Познакомить с правом на жильё и его неприкосновенность; учить соблюдать элементарные правила общежития. 3.Профилактика понятия того, что является, а что не является воровством. 4.Формировать представления о необходимости соблюдать все правила в новогодние праздники; выявить возможные причины пожара во время празднования Нового года. |
Январь | 1. « Небезопасные зимние забавы» 2. «Учимся честно говорить о проступке» 3. «Учись отстаивать своё мнение» | 1. Познакомить с правилами катания с горки, игры в снежки; познакомить с опасными ситуациями зимой (тонкий лед, неизвестные тропинки под снегом) 2. Формировать у детей умение честно рассказывать о своем проступке, давать ему оценку. 3.Учить понимать причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие окружающих, уважать чувства и мнения других. |
Февраль | 1. «Право ребенка на охрану физического здоровья» 2.«Кто может представлять опасность для тебя и для других» 3.«Мальчик – мужчина – защитник» 4.«Секреты вежливости» | 1.Дать первоначальное представление о праве на охрану и укрепление здоровья; расширять и обогащать знания о здоровом образе жизни. 2. Знакомить детей с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми дома и на улице; воспитывать осторожность и осмотрительность. 3. Дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника и охранителя. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь 4. Продолжать знакомить с правилами вежливого отношения к другим людям; формировать навыки вежливого обращения. |
Март | 1.«Девочка – женщина – мама» 2.«Не каждый встречный – друг сердечный» (безопасность на улице) 3. «Как дружить без ссоры»
4.«Худо тому, кто добра не делает никому» | 1. Формировать умение выделять качества, характерные девочкам (доброта, красота, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям); Воспитывать в девочках уважительное, внимательное отношение к мальчикам, желание заботиться о них. 2. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми; объяснить, что приятная внешность человека не всегда означает его добрые дела. 3. Учить детей сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. 4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям; развивать у детей желание доставлять им радость, оказывать посильную помощь. |
Апрель | 1.«Опасности моего дома» 2.«Как и зачем люди отдыхают» познакомить с правом на отдых 3.«Чего в другом не любишь, того и сам не делай» 4.«Правила дорожные детям знать положено» | 1.Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать дома; воспитывать осторожность. 2. Познакомить с правом на отдых; учить пользоваться этим правом и не нарушать право других людей на отдых. 3. Формировать навыки вежливого обращения и поведения; умение проявлять уважение, терпение, внимание к окружающим. 4. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения; предупреждать наиболее распространенные ошибки поведения на улице (игры у и на дороге, езда на велосипеде по дороге…) |
Май | 1.«Грамоте учиться всегда, пригодиться» (право на образование) 2.«Большая беда от маленькой спички» 3.«Что такое хорошо и что такое плохо» | 1.Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека; познакомить с правом на образование. 2. Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров. 3. Формировать у детей представление о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества у окружающих. |
Содержание работы по освоению детьми
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Цель. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творчество и самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях. Формировать представление о правах, обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Связь образовательной области «Социально-коммуникативное развитие" с другими образовательными областями
Образовательная область | Интеграция задач и содержания |
«Познавательное развитие» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, гендерных особенностях, социуме, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и представлений о труде взрослых. |
«Физическое развитие» | Формирование представлений о преемственности традиций в формировании физической культуры и досуга. Расширение кругозора в части представлений о здоровом образе жизни. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира. |
«Речевое развитие» | Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания и закрепления области «Социально-коммуникативное развитие»
|
Перечень программ, технологий, методических пособий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса
Направление развития ребенка | Образовательная Область | Задачи образовательной области | Перечень программ, методических пособий |
Социально- личностное | Социально-коммуникативное развитие | -развитие игровой деятельности детей; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу | -Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера, 2006. -Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру (приложение к программе социального развития «Я – человек»), С.А.Козлова, М, 2000г -Развивающие игры для детей, Е.О.Смирнова, З.М.Богуславская М.:Просвещение, 1991 год -Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками», Е.А.Алябьева,, М:Творческий центр, 2004 год -Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МО- ЗАИКА-СИНТЕЗ. 2011. -Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для заня- тий с детьми 5-10лет.-М.: ТЦ Сфера, 2007. -«Уроки хорошего поведения» DVD-диск (Мульт) |
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
на 2015-2016 учебный год
№ пп | Содержание работы | М е р о п р и я т и я | Сроки |
1 | Формирование целей и задач деятельности. | В соответствии с программой. | Август |
2 | Выбор главных ориентиров в организации социально- педагогической деятельности | Корректировка планов работы социального педагога (в соответствии с анализом проделанной работы). | Август |
3 | Формирование вспомогательных сил, социально- педагогических служб. | - Согласование плана работы психолого- педагогической службой. | Август |
4 | Общая диагностика контингента воспитанников | - Составление социального паспорта МДОУ; - Составление социальных карт групп - Составление социального портрета вновь поступивших детей; | Сентябрь |
5 | Социально - педагогическая поддержка вновь прибывших детей. | Беседы с родителями, вновь поступивших детей; - Консультирование родителей по адаптации и компенсации по оплате за детский сад; - Посещение и проведение родительских собраний | Сентябрь Октябрь |
6 | Работа с педагогами по раз- витию эмпатии и педагогической рефлексии. | - Ознакомление педагогов с тематикой бесед, консультаций, тестирования. - Выступление на педсоветах. | Сентябрь В течение года |
7 | Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста | - Профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка. - Координация действий и средств, которые способствуют выходу ребенка из трудных ситуаций. (вопросы, тесты, рисование, беседы…) | октябрь- май |
8 | Вовлечение родителей в ак- тивную социально- педагогическую деятельность. | - Беседы по индивидуальному плану. - Выступление на общем родительском собрании ДОУ. - Организация анкетирования, бесед, консультаций для родителей | В течение года |
9 | Установление «педагогического моста» между воспитателями и родителями | - Совместное посещение неблагополучных семей, беседы с родителями. - Посещение групповых родительских собраний, тестирование родителей. - Профилактические беседы с родителями | В течение года |
10 | Оказание консультативной помощи ребенку в семье | - Через обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных.. - Индивидуально-консультационная помощь родителям. | В течение года |
11 | 11 Изучение психолого-медико - педагогических особенностей детей | -Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и свободной деятельностью детей. - Тестирование, интервьюирование детей по правам ребенка. | В течение года |
12 | Способствование формированию благоприятного микроклимата | -Информация о социально-демографической обстановке в МДОУ. -Индивидуальная помощь воспитателям. - Роль защитника интересов в разрешении кон- фликтов. - Пропаганда знаний о правах ребенка | Октябрь |
13 | Защита и охрана прав детей. | -Обеспечение постоянной связи с опекаемыми детьми и их опекунами. - Обеспечение контроля за воспитанием и образованием опекаемых детей. - Систематический контроль (2 раза в год) за воспитанием, обучением, материально-бытовым содержанием подопечных детей, выполнением опекунами своих обязанностей. - Представление в отдел опеки актов и характеристик на опекаемых | Сентябрь Май |
14 | Организация межведомственного взаимодействия социальных, административных, правовых и иных структур. | - Выполнение социального заказа Комитета по образованию. - Совместная работа МДОУ с школой - Совместная работа с детской поликлиникой и - С отделом опеки | В течение года |
15 | Повышение профессиональной компетентности | -Семинары социальных педагогов. - Самообразование | В течение года Постоянно |
16 | Анализ социально-педагогической деятельности за прошедший год. | - Подведение итогов выполненной работы. - Выявление недоработок, коррекция плана работы. - Отчет о проделанной работе. | Май |
17 | Составление плана работ на следующий учебный год. | - Составление плана на следующий учебный год, с учетом недоработок | Июнь |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА НА 2015-2016 уч. год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Заключение договоров с родителями воспитанников | Август-сентябрь, по мере поступления | Заведующий |
2 | Проведение цикла бесед, НОД, собеседований, интервьюирования, досугов по теме «Права ребенка» | В течение года | Воспитатели, специалисты ДОУ |
3 | Создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ. | Октябрь | Социальный педагог |
4 | Оформление текстовой информации, буклетов, стендов по семейному воспитанию, правам ребенка | В течение года | Социальный педагог |
5 | 5 Консультация для воспитателей: «Особенности реализации прав ребенка через социальное взаимодействие | Октябрь | Социальный педагог |
6 | Анкетирование воспитателей: «Мои права» | Ноябрь | Социальный педагог |
7 | Аспектный анализ деятельности и поведения детей в воспитательно- образовательном процессе ДОУ, стиля общения педагога с детьми. | В течение года | Специалисты ДОУ старший воспитатель |
8 | ОД детей старшей и подготовитель- ной групп по семейному воспитанию | В течение года по плану | Социальный педагог |
9 | Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок» | Январь | Социальный педагог |
10 | 10 Анкетирование воспитателей: «Какой я воспитатель» | Март | Социальный педагог |
11 | 11 Выставки совместных творческих работ родителей и детей на тему: «Вместе дружная семья» | Апрель | Воспитатели, специалисты |
12 | Кружковая работа по развитию индивидуальных способностей детей | В течение года | Воспитатели |
13 | Анкетирование родителей: «Показатель удовлетворенности родителей работой ДОУ» | Май | Социальный педагог |
II Мониторинг освоения детьми Программы
Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детьми.
Установлена следующая периодичность исследований – два раза в год:
на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня
развития детей и корректировки содержания учебно-воспитательного процесса; на конец учебного года – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» и интегративных навыков осуществляется по пятибалльной системе, описанной в пособиях
Н.В.Верещагиной.
Методы обследования: изучение документации (сбор анамнеза),
- метод беседы (с родителями, с детьми);
- метод наблюдения;
- изучение результатов деятельности детей;
- метод тестирования;
- метод анкетирования.
Результаты мониторинга представляются каждым специалистом ДОУ на заседании психолого-медико-педагогического консилиума два раза в год, в середине учебного года (конец января) проводится промежуточное заседание ПМПк по обсуждению темпов динамики развития детей, имеющих низкий уровень, с целью отслеживания результатов работы и дальнейшей корректировки содержания коррекционно-образовательного процесса.
Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств, придаётся особое значение.
Сформированные интегративные качества ребёнка — итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы формировать его отдельные составляющие — промежуточные результаты.
Интегративные качества | Динамика формирования интегративных качеств |
1.Любознательный, активный | Социализация Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задаёт вопросы о России, её общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задаёт вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность. Организует сюжетно- ролевые, театрализованные, режиссёрские игры. |
2.Эмоционально отзывчивый | Социализация Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Сочувствует, сопереживает, порадуется. Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине. |
3. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | В общении преобладают конструктивные способы разрешения конфликта. Самостоятельно ориентируется на партнёра (без указаний и просьб взрослых и детей). Проявляет большую инициативность при общении и взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками. Социализация Инициирует общение в корректной форме. Достигает успеха в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении и т. д. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения. |
4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Выделяет элементарные социальные нормы как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами. Замечает и негативно относится к их несоблюдению. Социализация Имеет широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (четыре - пять). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи слова плохо (плохой) — хорошо (хороший), добрый — злой, употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, скромный — нескромный, честный — лживый и др.). Правильно дифференцирует одно-два близких по значению нравственных понятия (например, жадный — экономный). Владеет знаниями о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть). Во всех случаях осознаёт социально положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, в том числе соответствующих идеалу мужчины или женщины. В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более трёх) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценностные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый). Совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия (принёс стул и предложил сесть уставшей воспитательнице, поднял и подал няне выроненную из рук вещь, утешил обиженного сверстника и т. д.). |
5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы по- ведения. | Социализация В играх и повседневной жизни вступает в различного рода социальные взаимодействия, устанавливает конструктивные ролевые и реальные социальные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Может организовывать совместную с другими детьми игру, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты «Мы будем играть не в шофёров, как вчера, а в шофёров-дальнобойщиков»). Объединяет некоторые сюжетные линии в игре, расширяет состав ролей (например, «А давай, у мамы будет ещё одна дочка — Катя. Она будет учиться в школе»). Умеет комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в город приехал цирк и т. д.). Может согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих. Умеет выполнять разные роли. Согласовывает свои действия с действиями партнёров по игре, помогает им при необходимости, справедливо разрешает споры. |
6. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | Социализация Положительно оценивает себя на основе собственных особенностей, достоинств, возможностей и перспектив своего развития («Скоро буду школьником»). Называет в типичных и нетипичных ситуациях свои имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес. Определяет своё место в ближайшем социуме (член семьи, группы детского сада, кружка и т. д.), гендерные отношения и взаимосвязи («Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей — отцом»). Положительно относится к возможности выполнения гендерных ролей в обществе. Знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, её природе, определяет собственную принадлежность к государству. Имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты. |
7. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятель- ности. | Способен воспринимать и удерживать составную инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа её выполнения, описывать процесс выполнения задания, проводить его самоанализ, давать самооценку результатов. Умеет действовать по собственному плану. |
8. Овладевший необходимыми умениями и навыками | Способен создавать и развивать игровые замыслы, применяет игровые умения. Выбирает тему для игры, сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Согласовывает тему игры, распределяет роли. Договаривается о последовательности совместных действий. Усложняет игру путём расширения состава ролей. Коллективно возводит постройки. Уважительно относится к окружающим. Сообща играет, трудится, занимается. Заботиться о младших. Проявляет сочувствие, отзывчивость. Оценивает поступки сверстников. Выражает своё отношение к окружающему. Проявляет активную позицию через проектную деятельность. Взаимодействует с детьми других возрастных групп. Посильно участвует в жизни дошкольного учреждения. |
III Литература:
1. Л.Е. Осипова. Работа детского сада с семьей. Учебно-методическое
пособие – Издательство Скрипторий 2008
2. А.В. Дронь, О.Л.Данилюк. Взаимодействие ДОУ с родителями дошко-
льников - Детство – Пресс 2011
3. Т.А. Харитончик. Правовое воспитание. Издательство «Учитель»
2012
4. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. Дошкольные учреждения и семья. Ме-
тодическое пособие ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
5. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина Работа ДОУ с семьей. Методическое
пособие – ТЦ – СФЕРА – 2004
6. О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец Работа с родителями в детском саду.
Издательство ТЦ СФЕРА 2005
7. Т.Н. Зенина Родительские собрания в детском саду. Педагогическое
общество России, 2006
8. А.А. Майер, О.И. Давыдова 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в
жизнь детского сада. ТЦ СФЕРА, 2011
9. Л.Н. Попова Детско-родительский клуб «Веселая семейка» ТЦ СФЕРА
2012
10. Л.В. Коломийченко Я – компетентный родитель. ТЦ СФЕРА 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социального педагога ДОО.
Рабочая программа социального педагога ДОО....
Рабочая программа " Социальный педагог "
Рабочая программа "Социальный педагог" разработана мною с целью создания условий для планирования, организации и управления воспитательно-образовательным процессом в МДОУ в рамках ре...
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Белоснежка"
Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики.Ра...
Рабочая программа социального педагога ДОУ
Данная программа может стать "помощником" при написании рабочих программ социальными педагогами ДОУ...
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год Рыбак Регины Николаевны
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Радуга"...
Рабочая программа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник дошкольного образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспита...
Рабочая программа социального педагога
на 2018-2019 учебный год...