Мастер класс Н.А.Короткова По реке времени
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тема: Знакомство с методикой организации проектной деятельности в форме «Путешествие по реке времени».

Цель: Знакомство участников мастер-класса с инновационной педагогической методикой «Путешествие по реке времени».

Здравствуйте, коллеги. Сегодня на мастер-классе хочу с вами поделиться с опытом применения методики Коротковой Надежды Александровны путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города).

Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Также понадобятся одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см).

 

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»

  • Обсуждение реального или вымышленного события
  • Постановка цели исследования (узнать)
  • Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
  • Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
  • Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
  • Вывешивание таблицы на стене группового помещения
  • Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

 

Более подробно я хочу вам рассказать о данной методике на примере работы с картой-панно на тему «Осветительные приборы». Вас я приглашаю не только освоить эту методику, но и выступить в роли детей.

 Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени лампочки. На столе лежат предметные картинки, это осветительные приборы, мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.

Первая остановка называется «Древний мир». Сейчас вы попробуйте отгадать загадку и узнаете, чем люди в древности освещали свои пещеры.

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода хорошо,

Но с собой не понесешь.

Что это? (Костер)

Верно, они разжигали костер, на котором готовили пищу. Подумайте и скажите, для чего еще древние люди использовали костер? (тепло, свет, приготовление пищи, отпугивание животных).

А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Факел).

         Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Старина».

Воспитатель загадывает загадку.

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали.

Песню пели, славно чинно

А зовут ее …(лучина). Удобно ли такое освещение? Почему? (От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит). 

         Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.

          Будто стройная березка,

          Только сделана из воска.

          Что это? (свеча). Чем неудобно свеча? (Ею можно ожечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

         Коллеги, продолжим наше путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать нефть и уголь. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали? (Керосиновая лампа).

Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Еще она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь).

         Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир». Я вам загадаю загадку, а вы отправьте отгадку «домой».

       Дом стеклянный пузырек

       А живет в нем огонек.

       Днем он спит, а как проснется

       Ярким пламенем зажжется. (лампочка). Благодаря появлению лампочки в наших домах много разных, красивых светильников.

     Предлагаю выбрать по одной картинке среди предлагаемого набора и наклеить их на реку времени:

12. Рефлексия.

- Где мы сегодня побывали?

- Что понравилось в путешествии?

-Что нового узнали?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_n.a.korotkovoy_po_reke_vremeni.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с методикой организации проектной деятельности в форме «Путешествие по реке времени».

Цель: Знакомство участников мастер-класса с инновационной педагогической методикой «Путешествие по реке времени».

Здравствуйте, коллеги. Сегодня на мастер-классе хочу с вами поделиться с опытом применения методики Коротковой Надежды Александровны путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города).

Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Также понадобятся одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см).

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»

  • Обсуждение реального или вымышленного события
  • Постановка цели исследования (узнать)
  • Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
  • Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
  • Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
  • Вывешивание таблицы на стене группового помещения
  • Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Более подробно я хочу вам рассказать о данной методике на примере работы с картой-панно на тему «Осветительные приборы». Вас я приглашаю не только освоить эту методику, но и выступить в роли детей.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени лампочки. На столе лежат предметные картинки, это осветительные приборы, мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.

Первая остановка называется «Древний мир». Сейчас вы попробуйте отгадать загадку и узнаете, чем люди в древности освещали свои пещеры.

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода хорошо,

Но с собой не понесешь.

Что это? (Костер)

Верно, они разжигали костер, на котором готовили пищу. Подумайте и скажите, для чего еще древние люди использовали костер? (тепло, свет, приготовление пищи, отпугивание животных).

А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Факел).

Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Старина».

Воспитатель загадывает загадку.

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали.

Песню пели, славно чинно

А зовут ее …(лучина). Удобно ли такое освещение? Почему? (От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит).

Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.

Будто стройная березка,

Только сделана из воска.

Что это? (свеча). Чем неудобно свеча? (Ею можно ожечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

Коллеги, продолжим наше путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать нефть и уголь. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали? (Керосиновая лампа).

Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Еще она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь).

Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир». Я вам загадаю загадку, а вы отправьте отгадку «домой».

Дом стеклянный пузырек

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется. (лампочка). Благодаря появлению лампочки в наших домах много разных, красивых светильников.

Предлагаю выбрать по одной картинке среди предлагаемого набора и наклеить их на реку времени:

12. Рефлексия.

- Где мы сегодня побывали?

- Что понравилось в путешествии?

-Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

       Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...

Мастер-класс для воспитателей "Необычайное путешествие по временам года"

"Быть, может, труд наш с виду неприметен. Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат, торопят маму: "Давай, скорее, мама, побежим! " Вот в этом ведь и есть секрет: ценнее нашего труда на свет...

Конспект ООД по окружающему миру с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени».

Конспект ООД по окружающему миру с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени»....

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ КОРОТКОВОЙ Н.А. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

Представлено ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО   ТЕХНОЛОГИИ КОРОТКОВОЙ Н.А. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»для старшей и п...

Опыт работы по внедрению технологии Н. Коротковой " Река времени"

Технология Коротковой "Река времени" используется с детьми дошкольного возраста....