Конспект ООД по окружающему миру с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект ООД по окружающему миру
с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 72»
г. Бийск
Конспект ООД по окружающему миру
с использованием технологии Н. А. Коротковой «Река времени».
По теме: Путешествие в прошлое лампочки.
ФИО: Трофимова А. В.
Должность: воспитатель
Февраль 2018 г.
Схема конспекта ООД
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Тема ООД: Путешествие в прошлое лампочки.
Цель ООД: расширить представления детей об истории создания предметов.
Задачи ООД:
- Познакомить детей с историей электрической лампочки.
- Уточнить и расширить представления детей об источниках света.
- Активизировать словарь детей.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: Чтение рассказа в стихах С. Маршака «Вчера и сегодня».
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения ООД:
Лучина, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники, фонарик (или картинки с их изображениями), карта – панно, с изображением реки, небольшие картинки с изображением различных источников света, рюкзак, игрушка Буратино, мешочек, изображение парохода, билеты на пароход, картинки «Древность», «Старина», «Наше время», Фотография Александра Лодыгина, круги по количеству детей зеленого и красного цветов, круги на стол зеленого и красного цвета, предметные картинки, клей, карточка на 2 стола, плакат с изображением 3-х лампочек, три тарелки с разноцветными кругами (зеленые, желтые, красные).
Задачи: - Настроить детей на участие в организованной образовательной деятельности. - Активизация мыслительных операций: вспомнить изученную ранее игру. - Развивать интерес к уже знакомым играм в рамках образовательной деятельности. Методы: словесный (беседа, вопрос). | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
- Ходим кругом Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Делаем вот так. - Здравствуйте. - Буратино -Здравствуй Буратино. - Да. - Лампочка. - Вызвать электриков, включить фонарь, зажечь свечу. - Интересно. | - Ребята я предлагаю вам сыграть в игру «Ходим кругом». Возьмитесь за руки. - Ходим кругом Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Делаем вот так. - Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем наших гостей. А еще к нам пришел необычный гость - сказочный. А что бы узнать, кто это отгадайте загадку: Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? - Правильно ребята это Буратино. Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй Буратино. - Буратино, а что ты нам принес? - Ребята, Буратино говорит, что для того чтобы узнать что он нам принес вы должны отгадать загадку. Попробуете? Слушайте внимательно. - Чудеса на потолке – Повисло солнце на шнурке. Висит оно без дела днем, А ночью освещает дом. - Ну что Буратино, правильно ребята отгадали? -Буратино говорит, что вы молодцы это действительно лампочка. - Ребята, а еще Буратино говорит, что у него дома не горит свет, ему темно и страшно, а что делать он не знает? А вы знаете, что делать? - Интересно, а как люди раньше жили без электричества, вам интересно узнать? Предлагаю, отправиться в путешествие, Буратино давай тоже с нами в путешествие собирайся. В прошлое электрической лампочки. | Дети стоят в кругу. Дети берутся за руки. Воспитатель вместе с детьми произносит текст и выполняет движения по тексту. Дети приветствуют гостей. Воспитатель загадывает загадку. Дети отгадывают загадку. Воспитатель делает вид, что слушает Буратино. Воспитатель загадывает загадку. Дети отгадывают. Воспитатель делает вид, что слушает Буратино. Воспитатель хвалит детей за правильный ответ и показывает детям электрическую лампочку. Воспитатель делает вид, что слушает Буратино. | |
2. Основная часть занятия Задачи: - создать мотивационный настрой: проблемная ситуация. - Познакомить детей с историей электрической лампочки. - Уточнить и расширить представления детей об источниках света. - Активизировать словарь детей. - Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение. - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Методы проведения: словесные (беседа, объяснение, комментарии, устная инструкция), наглядные (работа с изображениями, показ), практические (игровые упражнения, выполнение заданий). | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
- Нет. Не всегда. - Знания. - Компас. - Карту. - Дисциплину. - Улыбку - Хорошее настроение. - Дружбу. - На пароходе. - Они зажигаются и дают свет. - Древний мир, древность. - Он разжигал в пещере огонь, и от огня становилось светлее. - Трудно. - Ничего не видно, темно. - Фонари. - Нет. - Палка. - Нет, не удобно. Быстро сгорает и коптит. - Плывем. - Ею можно обжечься. - Из-за нее может начаться пожар, она коптит. - Дает мало света. - Нет. Из-за нее может начаться пожар, она коптит. - Дает мало света. - Отправляемся. -Александр Лодыгин. - Понравилось. | - Ребята, присаживайтесь на стулья. - Ребята, а как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка? - Мы отправимся в прошлое электрической лампочки, чтобы узнать, как она появилась. Но мы не просто отправимся, а поплывем по реке времени в прошлое. Но перед тем как отправиться, мы должны собраться в дорогу. Как вы думаете, что мы должны положить в рюкзак? - Хорошо, рюкзак мы собрали. А на чем мы отправимся путешествовать по реке? - Правильно ребята мы с вами отправимся в путешествие на пароходе. - А чтобы нам пройти на пароход, нам нужны билеты. Вот они! - Ребята, что за предметы изображены на билетах? - Что общего у этих предметов? - Правильно ребята! Эти предметы объединяет то, что все они горят и дают свет. И сейчас я предлагаю отправляться в наше путешествие и узнать, как человек придумал лампочку. Вот мы с вами на пароходе. Итак, отправляемся. Динамическая пауза - От зеленого причала, Оттолкнулся пароход. Он шагнул назад сначала, А потом шагнул вперед. И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход - И вот первая наша остановка, как вы думаете, куда мы приплыли? - Правильно мы приплыли с вами, в древность. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? - А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? Почему? - Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? - Нет, фонари появились позже, а давным – давно люди придумали факелы. Вы знаете, что такое факел? - Обычно это палка с намотанной на конце, пропитанной в смоле тканью. С факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. - Затем люди придумали лучину. Что это такое? - Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли на подставке, а другой зажигали. Чтобы она лучше светила, ее нужно правильно расположить. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. - Ребята, как вы думаете? Такое освещение удобно? Почему? - Сейчас ребята, я предлагаю тем, у кого билеты с изображением лучины и факела прикрепить их к древности. Давайте прикрепим их. - Ну что, плывем дальше? Пальчиковая гимнастика По реке плывет кораблик, Он плывет издалека. На кораблике четыре, Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты. И страшны им только кошки, Только кошки да коты! - И следующая наша остановка «старина». - Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. - Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала. - Внутри у свечи есть фитиль, сделанный из ниток. С помощью него мы можем ее зажечь. - Как вы думаете, чем неудобна свеча? - Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и придумали керосиновые лампы. - Внутрь керосиновой лампы заливают керосин, через специальное отверстие и поджигают фитиль. - Ребята, а керосиновая лампа была удобной? Почему? - Я предлагаю тем детям у кого билеты с изображением предметов старины прикрепить их на нашу остановку. - Отправляемся дальше? Физминутка: Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах, На раздутых парусах. Начался вдруг сильный шторм, Прогремел на небе гром.
Наш кораблик закачался, Вверх с волной сперва умчался.
А потом упал он вниз, Вверх-вниз, вверх – вниз. - Наш пароход прибывает в «наше время». - С тех пор прошло много лет. Человек искал разные способы удобного освещения своего жилья. Когда появилось электричество, один человек придумал электрическую лампочку. Звали его Александр Лодыгин. - Давайте повторим – Александр Лодыгин. Лампочка и сейчас освещает наши дома. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы, улицы освещаются фонарями. - Те дети у кого билеты с изображением современных средств освещения прикрепите их к нашему времени. - Ребята вот мы и вернулись домой. Вам понравилось наше путешествие? - А тебе, Буратино понравилось наше путешествие? - Буратино говорит, что ему было очень интересно. Он узнал много нового. - Ребята, давайте повторим, с чего начиналось рождение лампочки? Для этого я предлагаю вам подойти к столам. Те дети у кого на груди красный круг, идут к красному столу, с зеленым кругом - к зеленому столу. - У вас на столах предметные картинки, нужно наклеить их на карточки в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы с вами сейчас об этом говорили. Наклейте, пожалуйста, картинки на карточки по порядку, каждая группа на своем столе. - А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. - Молодцы ребята, каждая группа справилась с заданием. Присаживайтесь на стульчики. | Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики. Дети садятся. Воспитатель показывает реку времени. Воспитатель достает рюкзак. Дети перечисляют, что они положат в рюкзак и кладут в рюкзак то, что называют. Воспитатель прикрепляет изображение парохода на реку. Раздает билеты. Дети перечисляют предметы, изображенные на билетах. Воспитатель произносит слова и вместе с детьми выполняет движения, согласно тексту. Дети встают. Дети покачиваются. Шагают назад. Шагают вперед. Имитируют плавание. Ходьба на месте. Садятся на стулья. Воспитатель перемещает пароход по реке времени в древность. Воспитатель показывает факел. Дети рассматривают факел. Воспитатель показывает лучину. Дети рассматривают лучину. Дети прикрепляют свои билеты к древности. Воспитатель произносит слова и вместе с детьми выполняет движения, согласно тексту. Прижимают нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показывают «кораблик». Приставляют горизонтально левую руку к глазам – «смотрят в даль». Показывают 4 пальца. Приставляют обе ладошки к своим ушам. Кончики пальцев обеих рук соединяют вместе и далее медленно разводят руки в стороны. Показывают две открытые ладошки, затем пальчики слегка сгибают – получаются «Коготки». Воспитатель перемещает пароход на реке в «старину». Воспитатель показывает свечу. Дети рассматривают свечу, трогают. Воспитатель зажигает свечу. Воспитатель задувает свечу. Воспитатель показывает керосиновую лампу. Дети рассматривают лампу. Дети прикрепляют билеты к «старине». Воспитатель произносит слова и вместе с детьми выполняет движения, согласно тексту. Руки наверху раскачивают, ноги по очереди сгибают. Дуют. Руки на пояс бег на месте. Сильно раскачивают руками и делают круговые движения с поднятыми руками. Руки в стороны, ноги врозь, качаются. Руки волнообразно поднимают вверх. Садятся. Приседают. Воспитатель передвигает пароход по реке в «наше время». Воспитатель показывает фотографию Александра Лодыгина. современных светильников. Дети прикрепляют билеты. Воспитатель делает вид, что слушает Буратино. Дети делятся на команды в соответствии с цветом. Подходят каждая группа к своему столу. Дети выполняют задание в группах. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания в каждой группе. Садятся на стулья. Воспитатель хвалит детей за правильное выполнение задания. | |
3. Заключительная часть занятия: Задачи: - подвести итог занятия с детьми; - провести рефлексию; | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
- Мне все понравилось и все получилось. - Мне все было понятно. - У меня были трудности. Я прикрепила свой билет не на ту остановку. - Хорошо. | - Перед вами три лампочки и три тарелочки с зелеными, желтыми и красными кругами. - Если вам было все понятно и у вас все получилось - возьмите зеленый круг и прикрепите к первой лампочке, если у вас были какие-то затруднения, возьмите желтый круг и прикрепите его ко второй лампочке, если у вы ничего не поняли, и у вас ничего не получилось - возьмите красный круг и прикрепите к третьей лампочке. - Пожалуйста, выбирайте свои круги и прикрепляйте к нашим лампочкам. - Алиса, почему ты взяла зеленый круг? - Илья, а ты почему взял зеленый круг? - Маша, а почему ты взяла желтый круг? - Смотрите ребята, лампочка стала зеленой, как буд - то она у нас зажглась, это значит, у нас все получилось. - А те ребята, у кого были затруднения, мы с вами на следующем занятии повторим еще раз, и у вас все получится. Хорошо? - На этом наше занятие закончено. Спасибо вам за работу. | Воспитатель показывает плакат с изображением трех лампочек и три тарелки с цветными кругами. Воспитатель показывает, как прикреплять круги к лампочкам. Дети выбирают круги и прикрепляют их к лампочкам. Воспитатель показывает на зеленую лампочку. Воспитатель благодарит детей за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
Опыт работы по внедрению технологии Н. Коротковой " Река времени"
Технология Коротковой "Река времени" используется с детьми дошкольного возраста....
Сценарий НОД по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой "Река времени" по теме "Путешествие в прошлое игрушек" с детьми подготовительной к школе группы
Знакомство детей подготовительной к школе группы с народными играми и игрушками прошлого, с их изменениями от древности до настоящего времени, используя технологию Н.А.Коротковой «Река времени&r...
Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.
- расширять представления детей об историческом времени:древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии жилище, одежды, об их изменениях о...
Технологическая карта НОД в старшей группе комбинированной направленности по технологии Н.А. Коротковой "Река времени"
Представлена непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой «Река времени» по теме «Путешествие в прошлое посуды» ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром дошкольников подготовительной группы «Путешествие по реке времени» История жилища человека
Возраст детей: подготовительная группаПриоритетные образовательные области: познавательное развитие.Цель:создание условий для развития у детей познавательной активности и представлений об истори...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром дошкольников подготовительной группы «Путешествие по реке времени» «Как жили люди на Руси»
Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.Виды деятельности:— познавательно-исследовательская;— коммуни...