Дополнительная общеразвивающая программа «Логика для малышей»
рабочая программа (подготовительная группа)
Данная программа дополнительного образования детей «Логика для малышей» является программой социально-гуманитарной направленности. Направлена на логико - математическое развитие, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_logika_dlya_malyshey.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка»
г. Канска
РАССМОТРЕНО: на Педагогическом совете МБДОУ №50 «Журавушка»г. Канска Протокол № 6 «23» июля 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ №50 __________ О.В. Воробьева «23» июля 2024 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Логика для малышей»
Социально-гуманитарная направленность
Стартовый уровень программы
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор:
воспитатель
Червякова Л.М.
2024
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Логика для малышей» разработана с учетом:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г., утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Направленность программы
Данная программа дополнительного образования детей «Логика для малышей» является программой социально-гуманитарной направленности. Направлена на логико - математическое развитие, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Новизна и актуальность
Современному обществу нужны люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность развивать оригинальность мышления. Кроме того программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно. Эти факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.
Отличительные особенности программы
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.
В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка взрослого человека имеют значимость для них самих и для общества.
Адресат программы
Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей старшего дошкольного возраста развитию логического мышления.
Наполняемость группы на занятиях – 12 детей.
Предполагаемый состав групп – дошкольники в возрасте 5-7 лет.
Условия приема детей: добровольное желание ребенка и родителя.
Срок реализации программы, форма обучения, режим занятий
Обучение осуществляется в очной форме, в течение 1 года: 72 часа, 2 раз в неделю вторник и четверг по 1 учебному часу (30 минут)
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления
Задачи: обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
Учить ориентироваться в пространстве, Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
Воспитывать стремление и преодоление трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Ожидаемый результат: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления.
Содержание программы
№ п/п | Тематический блок | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Определение и выделение существенных признаков | 3 | 1 | 2 | Тестирование, беседа |
2 | Сравнение | 3 | 1 | 2 | Тестирование, беседа |
3 | Классификация предметов | 3 | 1 | 2 | Тестирование, беседа |
4 | Знакомство с противоположными понятиями | 3 | 1 | 2 | Тестирование, беседа |
5 | Знакомство с родовыми и видовыми понятиями | 3 | 1 | 2 | Тестирование, беседа, анализ пройденного материала |
6 | Развитие умения выявлять нелогичные ситуации. | 3 | 1 | 2 | Беседа |
7 | Определение количественных и качественных признаков | 5 | 1 | 4 | Тестирование |
8 | Изучение времени и пространства | 5 | 1 | 4 | Тестирование |
9 | Развитие умения разгадывать ребусы | 3 | 1 | 2 | Тестирование, беседа |
10 | Закономерность | 5 | 1 | 4 | Итоговое тестирование |
Всего | 36 | 10 | 26 |
Содержание учебного плана программы
Тема 1. Определение и выделение существенных признаков
Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?
Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша.
Существенные (основные) признаки предмета – это цвет, форма, размер.
Несущественные признаки: запах, материал, где растет, как используется человеком, использование в пище, вкус, живое-неживое и т.д.
Тема 2. Сравнение
Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Умение сравнивать повышает уровень произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти, усидчивость дошкольника.
Сравнение предметов по форме и цвету. Сравнение предметов по размеру и массе. Сравнение предметов по скорости движения. Сравнение предметов по расположению. Сравнение предметов по назначению.
Тема 3. Классификация предметов
Классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеют свое место. Очень важен выбор основания классификации. Умение классифицировать
Классификация по существенным признакам (основная)
Классификация по несущественным признакам (вспомогательная)
Классификация предметов по назначению
Тема 4. Знакомство с противоположными понятиями
Умение определять, различать и правильно применять противоположности развивает речь, внимание, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления
Понятия: «большой-маленький», «толстый-тонкий», «длинный-короткий», «узкий-широкий», «высокий-низкий», «правый-левый», «открытый-закрытый», «тяжелый-легкий», «горячий-холодный», «твердый-мягкий» и т.д.
Тема 5. Знакомство с родовыми и видовыми понятиями
Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями, например: стул, табурет, кресло.
Родовые понятия - предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)
Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков
Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое, что различное у всех видов и делаем вывод)
Деление предметов на подгруппы по разным признакам (например, одежда девочек, одежда мальчиков)
Беседа с использованием наглядности в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов формирование умения выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы.
Тема 6. Развитие умения выявлять нелогичные ситуации
Моделирование ситуации, в которой прослеживается несоответствие явлений, нарушение в логике событий, неправильная последовательность иллюстраций и т.д.
Умение выявлять и разгадывать нелогичные ситуации развивает память ребёнка и мышление, воображение и внимательность, формирует умение отличать реальное от выдуманного, дошкольник учится строить умозаключения. Детская игра в нелепицы — это фактически проверка того, прочно ли усвоил ребёнок внешний облик предметов, признаки явлений, последовательность связей между ними.
Разгадывание небылиц
Разгадывание задачек-шуток
Дидактические игры
Тема 7. Определение количественных и качественных признаков
Качественные признаки – это те признаки, которые можно описать. Например, светлые волосы у куклы, мягкая шерсть у кошки…
Количественные признаки – их можно определить измерением. Например, 2 машинки, 5 конфет, легкий шарик и тяжелый слон
Метод наложения и метод приложения
Тема 8. Изучение времени и пространства
Пространственное мышление – способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.
Соотнесение предметов по форме и размеру, подбор деталей или фрагментов, подходящих друг к другу или к предложенному образцу.
Формирование навыка пространственного мышления развивает у дошкольника произвольное внимание и зрительное восприятие.
Знакомство с различными конструкторами, мозаикой, строительным материалом, пазлами и головоломками.
Знакомство и закрепление понятий: «слева-справа», «больше-меньше», «выше-ниже», «вперед-назад», «вверху-внизу», «впереди-сзади»
Ориентировка во времени – знакомство дошкольников с элементарным представлением о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности, всех дней недели, месяцев, времен года.
Знакомство с понятиями: утро, день, вечер, ночь, сутки, дни недели.
Установление последовательности различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определение того, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра
Знакомство и закрепление понятий: «раньше-позже», «сначала-потом»
Тема 9. Развитие умения разгадывать ребусы (
Ребус - это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания.
Умение разгадывать ребусы способствует: развитию мышления, тренирует сообразительность, логику, интуицию, смекалку, помогают расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы, тренируют зрительную память.
Объяснение правил разгадывания ребуса
Ребусы в виде картинок и иллюстраций.
Ребусы-слова.
Математические ребусы.
Тема 10. Закономерность
Закономерность – установление связей между предметами и явлениями, основанных на действии определенных законов.
Умение устанавливать закономерности развивает логическое и абстрактное мышление, словарный запас, умение объяснять то или иное решение при определении и выявлении закономерностей.
Закономерность «Было-стало»
Закономерность в графических объектах, рисунках
Закономерность в расположении фигур, предметов
Закономерности по видам «Чередование», «Увеличение», «Уменьшение», «Изменение», «Комбинирование»
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Создание собственной загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения.
Умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Метапредметные результаты:
У ребят сформированы представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира — форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях. Имеются выработанные коммуникативные способности и навыки общения, умение отвечать на вопросы и задавать их
развиты активность, инициативность, самостоятельность.
Предметные результаты:
К концу года дети должны знать и уметь:
Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.
Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.
Знать особенности логических и математических задач, решать их.
Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.
Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.
Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.
Легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.
Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 | 2024-2025 | 01.10.2024 | 31.05.2025 | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 ч. | Входной контроль: 19-30.10.2024г. Текущий контроль: в течение учебного года. Итоговый контроль: Конец мая 2025 года |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия с дошкольниками проводятся в помещении группы
Перечень оборудования в учебном помещении:
- магнитная двусторонняя доска;
- столы и стулья для обучающихся и педагога;
- стеллажи и полки для хранения дидактических пособий и учебных материалов
Перечень технических средств обучения:
- проектор
- экран
- ноутбук
- колонки
Перечень материалов, необходимых для занятий:
- учебный комплект на каждого обучающегося: тетрадь, ручка, карандаш,
фломастеры, цветные карандаши, картон, счетные палочки
- настольно-печатный материал
- специальные развивающие пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,
Колумбово яйцо, Танграм, Монгольская игра и т.д.)
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение
Программа реализуется воспитателем, имеющим 37 летний опыт работы в дошкольном образовательном учреждении, образование средне-профессиональное, профильное или педагогическое.
Формы аттестации и оценочные материалы
Способом проверки уровня операций логического мышления являются итоговые занятия после каждого раздела и диагностики, проводимые в январе и мае. По методике Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Подведение итогов проводится в вариативных формах:
- беседа;
- тестирование;
- анализ.
Методические материалы
«Скоро в школу» для детей 4-7 лет (наглядный и дидактический материал);
С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Психолого педагогическое обследование детей»;
«Психолого педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А.Стребелевой
Методы и приёмы реализации программы:
Для качественного развития логического мышления предусмотрено:
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.
Среди методов используются такие как: беседа, объяснение, игра, выставки, праздники; а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике: интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании наглядно – образного логического мышления.
Применяются такие методы как фонетическая зарядка, игры с настольно – печатным материалом, чистоговорки, языколомки, словесные игры, анализ и синтез предметов, пальчиковая гимнастика, загадки, работа с раздаточным материалом, работа с рабочими тетрадями «Развиваем творческие способности: для детей 4-6 лет» и «Солнечные ступеньки».
Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам
- Гаврина С.Е. и др. Мышление: Подготовка к школе. Тесты. 6-7 лет- М.: Росмэн.- 2012.- 79 с.: ил. (Школа для дошколят).
- Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет: Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий.- М.: Акалис, 1996.- 126 с.: ил. – Серия «Опыт работы практического педагога».
- Логика: Задания на развитие логического мышления: Для детей 4-5 лет.- Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 16 с.: ил.- Серия «Папка дошкольника».
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада.- 2-е изд., доработанное.- М.: Просвещение, 1990.-94 с.: ил.
- Пройди лабиринты: Задания на зрительное восприятие и мелкую моторику рук -Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 16 с.: ил.- Серия «Папка дошкольника».
- Развиваем творческие способности: Часть 1.- Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 32 с.: ил.- Серия «Рабочие тетради дошкольника».
- Развиваем творческие способности: Часть 2.- Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 32 с.: ил.- Серия «Рабочие тетради дошкольника».
- Систематизация.- Киров: ОАО «Дом печати «Вятка». – 32 с.: ил. – Серия «Умный малыш»
- Солнечные ступеньки. Развиваем творческие способности. Часть 1. Тетрадь для рисования.- Киров, 2008.- 32 с.
- Солнечные ступеньки. Развиваем творческие способности. Часть 2. Тетрадь для рисования.- Киров, 2008.- 32 с.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия, 2000.- 158 с.: ил.
- Умозаключения.- Киров: ОАО «Дом печати «Вятка». – 32 с.: ил. – Серия «Умный малыш».
Список литературы, рекомендованный родителям
- Бортникова Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 5-6 лет): Тетрадь.- Екатеринбург: Издательский дом «ЛИТУР», 2017 .- 32 с.: ил.- (Серия «Рабочая тетрадь»)
- Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей. Часть 1.-Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА».- 32 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Английский для малышей"
Дополнительная общеразвивающая программа "Английский для малышей" предназначена для обучения английскому языку детей от 5 до 6 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»...
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича
Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...
Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.
Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»
Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....