Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
рабочая программа по математике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Принято на заседании УТВЕРЖДЕНА
педагогического совета приказом МАДОУ
Протокол № «Верхнекетский детский сад»
от от №
директор МАДОУ «Верхнекетский
детский сад________МЛ.Березкина
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся:3-4 года
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Чиркова Е.Ю., воспитатель
Белый Яр - 2019
- Пояснительная записка.
Как писал Корней Чуковский, дети дошкольного возраста от двух до пяти лет осваивают все грамматические формы родного языка и логические конструкции, ему свойственные. Трехлетний возраст - это период, когда процесс познания в самом разгаре, и наша основная цель- подготовить почву для этого процесса.
Логика - наука, которая учит думать размышлять находить в рассуждении правильный ответ, способствует развитию интеллекта. Именно логика делает детей смышлеными, понимающими содержание текста, умеющими осмыслить полученную информацию.
Актуальность программы «Логика для малышей» заключается в развитии логического мышления посредством выполнения различных словесных и логических заданий, опирающихся на жизненный и образовательный опыт юных исследователей. Для этого в программе представлены задания с непривычными формулировками. Выполняя их, дети делают самостоятельные умозаключения или вступают в диалог с педагогом. Именно на это нас ориентирует ФГОС ДО.
Данная программа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку, использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.
Программа разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
-Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
-Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
-Постановлением Администрации Верхнекетского района от 14.07.2011г№757 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания»;
-Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.
2. Цель программы «Логика для малышей»: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления, активизации познавательной деятельности у дошкольников.
3.Задачи:
- Формировать умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов.
- Развивать пространственное мышление на основе конструктивного характера; умение ориентироваться на листе бумаги, творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.
- Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
- Формировать позитивное отношение к освоению логики.
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 15 минут.
| 2 мин. |
| 3 мин. |
| 8 мин. |
| 2 мин. |
Ожидаемые результаты:
- Выделение свойств предметов, нахождение сходств и различий предметов по внешним признакам.
- Сравнение, классифицирование, обобщение, систематизация предметов окружающей действительности.
- Ориентирование в пространстве.
- Сопоставление части и целого для предметов и действий;
- Расстановка событий в правильной последовательности;
- Описание простого порядка действий для достижения заданной цели;
- Нахождение ошибок в неправильной последовательности простых действий;
- Проведение аналогий между разными предметами;
- Запоминание, воспроизведение усвоенного материала, доказывание,
рассуждение.
- Проявление доброжелательного отношения к сверстнику,предложение помощи по необходимости.
4.Календарный учебный график.
№ | Наименование оказываемой услуги | Группа | Форма органи зации | Учебный год | Учеб- ных недель | Количе ство часов | |
в неделю | всего | ||||||
1. | «Логика для малышей» | младшая группа | групповая | Начало учебного года окончание учебного года | 28 | 1 | 28 |
5.Учебно-тематический план
(младшая группа)
Месяц | Тема | Количество часов | Дата | |
Октябрь | Вводная ООД «Умный мышонок пришел в гости к ребятам» | 1 | ||
«Чем различаются гномы?», «Выше-ниже», «Вверх-вниз» | 1 | |||
«Хитрое зеркало», «Большой-маленький», «Выше-ниже». | 1 | |||
«Зайцы и бабочки», «Низкий-высокий», «Быстрее-медленнее» | 1 | |||
Ноябрь | «Широкий-узкий», «Выбери ответ», «Кто раньше проедет мостик?» | 1 | ||
«Выше-ниже», «Каких попугаев больше?», «Какие диски видны?» | 1 | |||
«Какая машина едет в одну сторону с автобусами?», «Близко-далеко», «Поровну». | 1 | |||
«Выбери цветок с такими же лепестками», «Друг за другом», «Домик в котором никто не живет». | 1 | |||
Декабрь | «Найди середину», «Найди ошибку художника», «Задом на перед». | 1 | ||
«Больше-меньше», «Друг за другом», «Найди одинаковые портреты». | 1 | |||
«Чем отличается рыбка от предыдущей?», «Расставь солдатиков по порядку». | 1 | |||
Январь | «Большой, средний, маленький», «Найди одинаковые портреты», «Выбери одинаковые цветы». | 1 | ||
«Найди одинаковые фонари», «Куда идет Свинка?», «В каком кузове машины кубиков больше?». | 1 | |||
«Помоги клоуну выбрать башенку», «Расставь свечи в подсвечники», «Определи к какому грибу идет олень». | 1 | |||
«Найди отличия», «Высоко-низко», «Найди такую же башню». | 1 | |||
Февраль | «Определи в какую сторону несут кубики?», «Найди одинаковые портреты», «Каких кубиков больше?». | 1 | ||
«Выше-ниже», «Какие диски видны?», «В какую сторону идут грибники?». | 1 | |||
«Поменяй местами», «Найди одинаковые мячики», «Найди отличия». | 1 | |||
«Лучник», «Высоко-низко», «Каких грибов больше?». | 1 | |||
Март | «Соедини одинаковые пазлы», «Ближе-дальше», «Больше-меньше». | 1 | ||
«Найди одинаковые портреты», «Кто выше?», «Найди такую же башню». | 1 | |||
«Ближе-дальше», «Ширина и высота», «Поменяй местами». | 1 | |||
«Найди общее», «Сравни рамки картин», «Какие диски видны?». | 1 | |||
Апрель | «Каких рыбок больше?», «Помоги почтальону разложить письма», «Расставь свечи в подсвечники». | 1 | ||
«Кто выше?», «Поменяй местами», «Найди отличия». | 1 | |||
«Хитрое зеркало», «Большой-маленький», «Чего больше?». | 1 | |||
Познавательно-развлекательная игра «Умники и умницы». | 1 |
Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
1 | Вводная «Умный мышонок пришел в гости к ребятам» | Игровые упражнения | Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям. Развивать у детей всех видов мышления: -наглядно-действенного; -наглядно-образного; -словесно-логического. | Наглядный, показ, наблюдение. | Цветные карандаши рабочая тетрадь. |
2 | «Чем различаются гномы?», «Выше-ниже», «Вверх-вниз» | Игра –занятие | Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандаши деревян-ный конструк-тор, набор машинок, рабочая тетрадь. |
3 | «Хитрое зеркало», «Большой-маленький», «Выше-ниже». | Игра –занятие | Развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления; Развивать у детей умение рассуждать, доказывать. | Наглядный, устный. Игровые – упражнения. | Цветные карандаши мягкие игрушки, рабочая тетрадь. |
4 | «Зайцы и бабочки», «Низкий-высокий», «Быстрее-медленнее» | Дидактические упражнения | Развивать у детей младшего дошкольного возраста воображение, умение фантазировать. Развивать качество творческого мышления. | Наглядный, словесный | Цветные карандаши мягкие игрушки, рабочая тетрадь. |
5 | «Широкий-узкий», «Выбери ответ», «Кто раньше проедет мостик?» | Игра-занятие | Развивать различные виды памяти: сенсорную (зрительную, слуховую, моторную, образную, словесно – логическую). | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандашинабор солдати-ков, набор фруктов и овощей, конструк-тор, рабочая тетрадь. |
6 | «Выше-ниже», «Каких попугаев больше?», «Какие диски видны?» | Игра-занятие | Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания, используя дидактические игры. | Наглядный, словесный. | Цветные карандашипирамидкирабочая тетрадь. |
7 | «Какая машина едет в одну сторону с автобусами?», «Близко-далеко», «Поровну». | Дидактические упражнения | Развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления; Развивать у детей умение рассуждать, доказывать. | Практический словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандашинабор машинок, конструк-тор, рабочая тетрадь. |
8 | «Выбери цветок с такими же лепестками», «Друг за другом», «Домик в котором никто не живет». | Игра-занятие | Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность. | Словесные, наглядные. | Цветные карандаши карточки для д/игр. рабочая тетрадь. |
9 | «Найди середину», «Найди ошибку художника», «Задом на перед». | Познава- тельная игра | Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандашинабор солдати-ков, набор машинок, рабочая тетрадь. |
10 | «Больше-меньше», «Друг за другом», «Найди одинаковые портреты». | Дидактические упражнения. | Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя дидактическую игру. | Практические и игровые. | Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь. |
11 | «Высокий-низкий», «Столько же…», «Холодный-горячий». | Игра-занятие | Продолжать обучать детей логическим операциям. Развивать у детей умение рассуждать, доказывать. | Словесные, наглядные, игровые. | Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь. |
12 | «Чем отличается рыбка от предыдущей?» «Расставь солдатиков по порядку». | Игра-занятие | Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность. | Словесные, наглядные. | Цветные карандашикарточки для д/игр, деревян-ные кубики, рабочая тетрадь. |
13 | «Большой, средний, маленький», «Найди одинаковые портреты», «Выбери одинаковые цветы». | Дидактические игры | Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление. | Словесные, наглядные, игровые. | Цветные карандашикарточки для д/игр, деревян-ные кубики, пирамидки рабочая тетрадь. |
14 | «Найди одинаковые фонари», «Куда идет Свинка?», «В каком кузове машины кубиков больше?». | Игра-занятие | Продолжать повышать уровень произвольного внимания старших дошкольников, используя дидактическую игру. | Словесные, наглядные, игровые. | Цветные карандашикарточки для д/игр, деревян-ные кубики рабочая тетрадь. |
15 | «Помоги клоуну выбрать башенку», «Расставь свечи в подсвечники», «Определи к какому грибу идет олень». | Игра-занятие | Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления; Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, учить детей ориентироваться в пространстве. | Игровые, словесные, наглядные. | Цветные карандаши деревян-ные кубики, набор машинок, рабочая тетрадь. |
16 | «Найди отличия», «Высоко-низко», «Найди такую же башню». | Дидактические игры | Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандашикарточки для д/игр, деревян-ные кубики, рабочая тетрадь. |
17 | «Определи в какую сторону несут кубики?», «Найди одинаковые портреты», «Каких кубиков больше?». | Игровые упражнения | Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление. | Словесные, наглядные, игровые. | Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь. |
18 | «Выше-ниже», «Какие диски видны?», «В какую сторону идут грибники?». | Игра-занятие | Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя дидактическую игру. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у детей. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь. |
19 | «Поменяй местами», «Найди одинаковые мячики», «Найди отличия». | Игра-занятие | Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления; Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику. | Словесные, наглядные, практические и игровые. | Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь. |
20 | «Лучник», «Высоко-низко», «Каких грибов больше?». | Игра-занятие | Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность. | Игровые, наглядные, словесные. | Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь. |
21 | «Соедини одинаковые пазлы», «Ближе-дальше», «Больше-меньше». | Игровые упражнения | Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандашиматрешки, рабочая тетрадь. |
22 | «Найди одинаковые портреты», «Кто выше?», «Найди такую же башню». | Игровые упражнения | Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя игровые упражнения. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у дошкольников. | Словесные, наглядные, игровые. | Цветные карандашидеревян-ные кубики, мягкие игрушки, рабочая тетрадь. |
23 | «Ближе-дальше», «Ширина и высота», «Поменяй местами». | Игра-занятие | Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления; Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику. | Игровые, наглядные, словесные. | Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь. |
24 | «Найди общее», «Сравни рамки картин», «Какие диски видны?». | Игра-занятие | Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность. | Словесные, наглядные, игровые. | Цветные карандашипирамидки игрушки животных,рабочая тетрадь. |
25 | «Каких рыбок больше?», «Помоги почтальону разложить письма», «Расставь свечи в подсвечники». | Игровые упражнения | Формировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Цветные карандаши набор рыбок, карточки для д/игр, рабочая тетрадь. |
26 | «Кто выше?», «Поменяй местами», «Найди отличия». | Игра-занятие | Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя игровые упражнения. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у детей. | Словесные, наглядные, игровые. | Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь. |
27 | «Хитрое зеркало», «Большой-маленький», «Чего больше?». | Игровые упражнения | Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления; Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику. | Игровые, Наглядные, словесные. | Цветные карандашидеревян-ные кубики, Набор грибов, рабочая тетрадь. |
28 | Познавательно-развлека-тельная игра «Умники и умницы». | Викторина | Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление. Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние. | деревян-ные кубики, пирамидкикарточки для д/игр набор машинок. |
Список литературы:
1. А. Бостельман «Математика в любое время!» под ред. Н.А. Воробьёва изд. Национальное образование / Москва 2016 г.
2. Л. В. Михайлова-Свирская «Математика повсюду» изд. Национальное образование / Москва 2015 г.
3. А.В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников» Москва 2013 г.
4. А.В. Белошистая «Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций» Москва 2004 г.
5. М.В.Беденко «Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет» Москва, изд. ВАКО, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Английский для малышей"
Дополнительная общеразвивающая программа "Английский для малышей" предназначена для обучения английскому языку детей от 5 до 6 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913981-1491499928.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913981-1491499928.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1248893-1589452593.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича
Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1248893-1589452593.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.
Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/18/picture-1482438-1702850656.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»
Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-99558-1449292956.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Логика для малышей»
Данная программа дополнительного образования детей «Логика для малышей» является программой социально-гуманитарной направленности. Направлена на логико - математическое развитие, раз...