Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
рабочая программа по математике (средняя группа)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logika_dlya_malyshey_sr.gr_.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. Математическая грамотность – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Цель программы–всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи программы:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение классификация, конкретизация, аналогия).
- Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
- Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть
волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и
планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными
правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
- Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями
математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением
величин, пространственными и временными ориентировками.
Концептуальная основа программы.
Занятия кружка «Логика для малышей» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
Занятия проводятся с подгруппой детей 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 20 минут.
Методы и приёмы.
Словесный метод
Беседы, чтение рассказов, загадок, использование образцов педагога, физкультминутки.
Информационно-рецептивные методы
Рассматривание иллюстраций, показ воспитателя, объяснения.
Репродуктивный метод
Самостоятельная деятельность на занятиях
Иследовательский метод
Направлен на развитие фантазии и творчества
Ожидаемы результаты:
К концу обучения по программе «Логика для малышей» основным результатом должно стать продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей (исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль), в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом).
При этом у детей формируются следующие основные умения:
- Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком.
Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
- Умение считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке.
- Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.
- Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под,
вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед.
- Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Умение различать правую и левую руку.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб,цилиндр, призму, пирамиду.Находить в окружающей обстановке предметы,сходные по форме.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:
1.Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
2. Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
3. Технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Формы подведения итогов реализации программы
- Контрольные задания.
- Открытые занятия.
Умение считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке. | Умение соотносить запись чисел 1 - 8 с количеством и порядком предметов. | Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды. | Умение называть части суток, устанавливать их последовательность. | Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед. | Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб, цилиндр, призму, пирамиду.Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. | |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. |
Каледарно-тематическое планирование
№ | Тема | Цель, задачи | Содержание |
Октябрь | |||
1. | Повторение. | Выявить уровень сформированности умений считать до трех, соотносить цифры 1-3 с количеством, различать геометрические фигуры по форме, сравниватьчисленность групп предметов с помощью счета, ориентироваться на плоскости. | Д/и «Угости гостей яблоками»» Д/и «Магазин» Д/и «Право-лево» |
2. | Раньше, позже. | Уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» - «позже», «сначала» - «потом», тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный ряд по данным временным отношениям. | Д/и «Что было раньше, а что потом» Д/у «Дорисуй картинку» |
3. | Счет до четырех. Число и цифра 4. | Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру 4 с количеством. | Д/у «Раскрась флажки» Д/и «Разные пуговицы» |
4. | Квадрат и куб. | Сформировать представление о квадрате и кубе как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат и куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата и куба. | Д/и «Что общего» Д/и «Фотографы» |
Ноябрь | |||
5. | Вверху, внизу | Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения. | Д/и «Светофор» Д/у «Разложи на полках игрушки» |
6. | Сравнение по ширине | Уточнить пространственные отношении «шире» - «уже»,сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно и использовать в речи слова «широкий!, «узкий». | Д/и «Рыбки» Д/у «Помоги маме развесить полотенца» |
7. | Счет до пяти. Число и цифра 5 | Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством. | Д/у «Раскрась флажки» Д/у «Что забыли положить на полку» |
8. | Овал | Сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять форму овала среди фигур разной формы. | Д/и «Поймай шарик» Д/и «Угадай фигуру» |
Декабрь | |||
9. | Внутри, снаружи | Уточнить понимание смысла слов «внутри» , «снаружи» и грамотно употреблять их в речи; тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание , память , речь, фантазию, воображение, мелкую моторику рук и мимику лица. | Д/и «Собери клубочки» Д/и «Что лишнее» |
10. | Впереди, сзади, между | Уточнить понимание смысла слов «впереди», сзади», между» и грамотно употреблять их в речи | Д/и «Поезд» Д/и «Разложи предметы по коробкам» |
11. | Пара | Уточнить понимание детьми значение слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком | Д/и «Найди парные предметы» Д/и «Одинаковые коврики» |
12. | Прямоугольник | Сформировать представление о прямоугольнике , умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы. | Д/у «Дорисуй картинку» Д/и «Зажги в окошках свет» |
Январь | |||
13 | Числовой ряд | Сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счёта от 5 до 1 | Д/и «Точки» Д/и «Какая цифра потерялась» |
14. | Ритм (поиск и составление закономерностей) | Сформировать представление о ритме (закономерности) , умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур. | Д/и «Музыканты» Составление закономерностей Д/и «Что лишнее» |
15. | Счёт до шести. Число и цифра 6 | Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством | Образование числа 6. Цифра 6. Д/и «Путаница» |
16. | Порядковый счёт | Сформировать представление о порядковом счёте, закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифры 1-6 с количеством. | Д/и «Репка» Д/у «Подбери недостающий кружок» |
Февраль | |||
17. | Сравнение по длине | Уточнить понимание слов «длинный» , «короткий» закрепить сравнение по длине , сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов , развивать глазомер | Д/и «Цветные ленты» Д/и «Идем в гости» |
18. | Счёт до семи Число и цифра 7 | Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством | Д/и «Закрой коробки крышками» Д/у «Раскрась картинку» |
19. | Сравнение по толщине и высоте | Уточнить понимание слов «толстый » , «тонкий» , сформировать умение сравнивать предметы по толщине 2 Сравнение по толщине Уточнить понимание слов «высокий » , «низкий» , сформировать умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов , развивать глазомер | Д/и «Посади дерево» Д/и «В гостях у Айболита» |
20. | Цилиндр | Сформировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди фигур разной формы. | Д/и «Найди похожий предмет» Д/и «Паспортный стол» |
Март | |||
21. | Сравнение предметов | Закрепить умение выделять , называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине и высоте. | Д/и «Найди мышонка» Д/у «Раскрась в нужный цвет» |
22. | План (карта путешествий) | Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. | Д/и «Театр» Д/и «В гости к кукле» |
23. | Счёт до восьми. Число и цифра 8 | Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми и обратно, соотносить цифру 8 с количеством. | Д/и «Собери бусы» Работа со счетными палочками |
24. | Конус | Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур . | Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Числовое лото» |
Апрель | |||
25. | Призма | Сформировать представление о призме и некоторых ее свойствах, умение распознавать предметы формы призмы в окружающей обстановки и среди других фигур . | Д/и «Найди фигуру» Д/и «Цветные круги» |
26. | Пирамида | Сформировать представление о пирамиде и некоторых ее свойствах, умение распознавать предметы формы пирамиды в окружающей обстановки и среди других фигур . | Д/и «Разложи подарки» |
27. | Геометрические тела | Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умения ориентироваться на план-карте; Сформировать опыт контроля и самоконтроля | Д/и «Волшебный мешочек» «Веселый лабиринт» |
28. | Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем" | Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем" | Игра-путешествие |
Используемая литература.
- Л. Г. Петерсон, Е .Е. Кочемасова. ИгралочкаПрактический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации–М.: Ювента , 2014 г
- Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.
- Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
- Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»...
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)
Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной памяти, мышления, ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»
Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....