Проблемно - педагогическая ситуация "Бабушка потеряла внука"
материал (старшая группа)
Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе. Решить проблему развития саморегуляции и эффективной социализации дошкольников позволяют авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательной организации», разработанные Н.П. Гришаевой. Одной из таких технологий является проблемно-педагогическая ситуация (ППС).
Проблемно-педагогическая ситуация в ДОУ является составной частью педагогического процесса, которая может возникать стихийно или быть организована специально.
Целью проблемно-педагогической ситуации является научить детей самоопределяться в эмоционально напряжённой ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-pedagogicheskaya_situatsiya.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-педагогическая ситуация «Бабушка потеряла внука»
Воспитатели: Заволокина Н.И., Федорова С.Е.
МБДОУ «ДСОВ № 135»
Сценарий
- Цель: учить детей самоопределяться в эмоционально-напряженной ситуации
- Задачи:
- формировать у детей знания о нормах поведения с незнакомыми людьми
- развивать свободное общение взрослых и детей
- воспитывать чувство уважения и заботы к старшим
- Срок проведения: неделя
- Время проведения: 15-20 мин.
- Возраст: старшая группа
- Предварительная работа: Беседы: «Какие слова можно сказать о любимой бабушке», «Как и чем мы можем помогать бабушке?», «Что такое доброта?», «Что такое вежливость?».
Чтение художественной литературы: «Бабушка» Г. Х. Андерсен; «Бабушка отдыхает», «Пусть я буду, ваша бабушка» В. А. Сухомлинский; рассказ «Любимая бабушка».
Проигрывание ситуаций: «Чего ты плачешь, бабушка?», «Если бабушка болеет», «Чем можно порадовать бабушку?», «Вежливая просьба», «Поступи правильно».
- Оборудование: видеокамера (телефон с видеокамерой) для съемки ППС.
Персонажи: бабушка (пожилая женщина, которую не знают дети)
- Ход ППС
На площадку к детям приходит бабушка (пожилая женщина), с большой сумкой. Здоровается. Дети не знают её и никогда не видели. Это очень важно, ведь как бы вы ни загримировались и не переоделись, дети узнают вас, тогда ситуация из реальной превратится в игровую. Всё происходит во время прогулки. Воспитатель заранее прячется на территории участка, ведет видеосъемку ситуации. Помощник воспитателя провожает детей до участка, дети садятся на скамейки на веранде и говорит о том, что сейчас позовет воспитателя. После того как помощник уходит, на участок приходит бабушка и говорит:
- Здравствуйте, ребята! Ой, какая красивая у вас площадка! Сколько красивых построек! Вы, наверное, очень любите играть здесь? (Ответы детей).
- Я бабушка Саши Иванова (выдерживает паузу, следит за реакцией детей).
- Я потеряла своего внука. Не знаю, в какой он группе (оглядывается, выдерживает паузу, выслушивает ответы детей).
- Ой, как я устала, у меня так болят ноги, где же можно присесть? (ищет место, где можно присесть).
- Так вы не знаете Сашу Иванова? (выслушивает ответы детей).
- Ребята, может кто-нибудь проводит меня в другую группу? (следит за реакцией детей, выслушивает ответы детей).
- Ну, ладно, пойду спрошу на соседнем участке, может он там.
Благодарит детей и уходит. На площадке появляется воспитатель.
Рефлексия.
Воспитатель рассаживает детей в круг. Примерный перечень вопросов, которые может задать воспитатель детям после ППС:
1) Что сейчас произошло?
2) Что ты делал, что чувствовал?
3) Что ты будешь делать в следующий раз, если придёт незнакомая бабушка?
Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и так далее. Выслушивая правдивые или не очень ответы, воспитатель не даёт никаких оценок. Можно лишь слегка вопросом выделить понравившуюся реакцию: «Оля, тебе действительно было жалко бабушку?»
Дети вместе с воспитателем обсуждают возможные пути решения проблемы. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других детей, а иногда и усомниться в правильности своего предположения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение проблемного педагогического совета «Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми по развитию связной речи»
Открытие педсовета-деление на 2 группы. Справка по результатам тематического контроля. Разминка. Дискуссионная часть. Практическая часть:Составление и анализ плана занятия. Ответить на вопросы. Творче...
Проведение проблемного педагогического совета «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»
Цель– определение инновационных ресурсов организации образовательного пространства ДОУ с использованием метода проектов. Форма: организационно-деятельностная игра. Метод:"мозговой штурм".Установочное ...
Проблемные педагогические ситуации
I группа- проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.II...
Проблемная педагогическая ситуация
Проблемная педагогическая ситуация...
Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»
Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»...
Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»
Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...
Педагогическая технология "Проблемная педагогическая ситуация"
Педагогическая технология...