Проблемно - педагогическая ситуация "Бабушка потеряла внука"
материал (старшая группа)

Заволокина Надежда Ильясовна

Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе. Решить проблему развития саморегуляции и эффективной социализации дошкольников позволяют авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательной организации», разработанные Н.П. Гришаевой. Одной из таких технологий является проблемно-педагогическая ситуация (ППС).

Проблемно-педагогическая ситуация в ДОУ является составной частью педагогического процесса, которая может возникать стихийно или быть организована специально.

Целью проблемно-педагогической ситуации является научить детей самоопределяться в эмоционально напряжённой ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-pedagogicheskaya_situatsiya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-педагогическая ситуация «Бабушка потеряла внука»

Воспитатели: Заволокина Н.И., Федорова С.Е.

МБДОУ «ДСОВ № 135»

Сценарий

  1. Цель: учить детей самоопределяться в эмоционально-напряженной ситуации
  2. Задачи:

- формировать у детей знания о нормах поведения с незнакомыми людьми

- развивать свободное общение взрослых и детей

- воспитывать чувство уважения и заботы к старшим

  1. Срок проведения: неделя
  2. Время проведения: 15-20 мин.
  3. Возраст: старшая группа
  4. Предварительная работа: Беседы: «Какие слова можно сказать о любимой бабушке», «Как и чем мы можем помогать бабушке?», «Что такое доброта?», «Что такое вежливость?».

Чтение художественной литературы: «Бабушка» Г. Х. Андерсен; «Бабушка отдыхает», «Пусть я буду, ваша бабушка» В. А. Сухомлинский; рассказ «Любимая бабушка».

Проигрывание ситуаций: «Чего ты плачешь, бабушка?», «Если бабушка болеет», «Чем можно порадовать бабушку?», «Вежливая просьба», «Поступи правильно».

  1. Оборудование: видеокамера (телефон с видеокамерой) для съемки ППС.

Персонажи: бабушка (пожилая женщина, которую не знают дети)

  1. Ход ППС

На площадку к детям приходит бабушка (пожилая женщина), с большой сумкой. Здоровается. Дети не знают её и никогда не видели. Это очень важно, ведь как бы вы ни загримировались и не переоделись, дети узнают вас, тогда ситуация из реальной превратится в игровую. Всё происходит во время прогулки. Воспитатель заранее прячется на территории участка, ведет видеосъемку ситуации. Помощник воспитателя провожает детей до участка, дети садятся на скамейки на веранде и говорит о том, что сейчас позовет воспитателя. После того как помощник уходит, на участок приходит бабушка и говорит:

- Здравствуйте, ребята! Ой, какая красивая у вас площадка! Сколько красивых построек! Вы, наверное, очень любите играть здесь? (Ответы детей).

 - Я бабушка Саши Иванова (выдерживает паузу, следит за реакцией детей).

- Я потеряла своего внука. Не знаю, в какой он группе (оглядывается, выдерживает паузу, выслушивает ответы детей).

- Ой, как я устала, у меня так болят ноги, где же можно присесть?  (ищет место, где можно присесть).

- Так вы не знаете Сашу Иванова?  (выслушивает ответы детей).

- Ребята, может кто-нибудь проводит меня в другую группу? (следит за реакцией детей, выслушивает ответы детей).

- Ну, ладно, пойду спрошу на соседнем участке, может он там.

Благодарит детей и уходит. На площадке появляется воспитатель.

Рефлексия.

Воспитатель рассаживает детей в круг. Примерный перечень вопросов, которые может задать воспитатель детям после ППС:

1) Что сейчас произошло?

2) Что ты делал, что чувствовал?

3) Что ты будешь делать в следующий раз, если придёт незнакомая бабушка?

        Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и так далее. Выслушивая правдивые или не очень ответы, воспитатель не даёт никаких оценок. Можно лишь слегка вопросом выделить понравившуюся реакцию: «Оля, тебе действительно было жалко бабушку?»

         Дети вместе с воспитателем обсуждают возможные пути решения проблемы. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других детей, а иногда и усомниться в правильности своего предположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение проблемного педагогического совета «Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми по развитию связной речи»

Открытие педсовета-деление на 2 группы. Справка по результатам тематического контроля. Разминка. Дискуссионная часть. Практическая часть:Составление и анализ плана занятия. Ответить на вопросы. Творче...

Проведение проблемного педагогического совета «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»

Цель– определение инновационных ресурсов организации образовательного пространства ДОУ с использованием метода проектов. Форма: организационно-деятельностная игра. Метод:"мозговой штурм".Установочное ...

Проблемные педагогические ситуации

I группа- проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.II...

Проблемная педагогическая ситуация

Проблемная педагогическая ситуация...

Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»

Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»...

Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»

Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...