Парциальна программа кружка "Игровые технологии по ФЭМП"
проект (младшая группа)
Парциальна программа кружка для детей младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_1.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» структурное подразделение «Детский сад «Рябинушка»
РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета ПРОТОКОЛ № _____ «_____»__________________2024 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «ОСОШ №1» От «______» _________________2024.№______ ______________________/Харитонова Е. Н. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФЭМП»
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ С 3 ДО 4 ЛЕТ
Срок реализации программы - 2024-2025 учебный год
Руководитель: воспитатель высшей
квалификационной категории
Котова Е. В.
п. Октябрьский
2024 г.
1.Абдулхаков Абдуллахдчон |
2.Акберов Адам |
3.Аверкина Таисия |
4.Ананьина Варвара |
5.Балина Кира |
6.Васильев Алексей |
7.Волов Платон |
8.Дибиралиев Абубакар |
9.Журавлёв Кирилл |
10.Кокорин Захар |
11.Кокорина Милана |
12.Лесуков Станислав |
13.Маркин Григорий |
14.Пинижанинов Доминик |
15.Спиридонов Матвей |
16.Чесноков Денис |
Список детей на платный кружок
«Игровые технологии по ФЭМП»
Для детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровые технологии по ФЭМП» (далее программа) относится к социально-гуманитарной направленности ориентирована на развитие у дошкольников математических, пространственных представлений и логического мышления в соответствии с их возрастными возможностями. Программа разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой с учётом требований нормативных документов об образовании и методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Подготовка к математике по своему содержанию не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Для подготовки к усвоению математических знаний не менее важным является формирование логического мышления.
Актуальность.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в процессе сенсорного развития ребенка формируются представления о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровые технологии по ФЭМП» ориентирована на развитие психических процессов, мыслительных операций, на способность конструировать и моделировать, используя блоки Дьенеша.
Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве пред математической подготовки к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, РППС, разработан перспективный план.
Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста через игровые занятия с блоками Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота.
Развивающие:
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
Формы и методы организации образовательного процесса.
Основными методами, обеспечивающими усвоение воспитанниками материала являются: игровые занятия, игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, наглядные схемы и карточки. На занятиях используются беседы, упражнения и объяснения игры и игровые приемы, которые создают непринужденную психологическую атмосферу. Играя, ребенок живет в мире экспериментов и превращений, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, форме и т.д.).
Условия реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий не более 15 мин. Численность детей в кружке – человек Возраст детей 3-4 лет.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая база:
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на каждого ребёнка
- Схемы для составления изображения
с помощью блоков Дьенеша. - 1 на всех детей.
Примерная структура занятия
1. Организационный этап (создание моральной заинтересованности детей), проходит в виде сюрпризного момента
2. Планирование деятельности (обсуждение предстоящего занятия)
3. Формирование практических навыков. Практическая часть включает в себя игры и игровые ситуации с блоками Дьенеша
Планируемые результаты
В результате освоения программы:
ребенок проявляет самостоятельность, инициативность;
у ребенка развиты сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений);
у ребенка развито воображение;
ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности;
у ребенка развиты разные виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное;
у ребенка развито наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
ребенок понимает словесные указания педагога;
у ребенка расширяется словарный запас;
ребенок умеет отвечать на вопросы педагога;
у ребенка развито положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действий.
Содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности И представляет систему занимательных игр, с блоками Дьенеша, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке в пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Развивающая игра содержит два начала: познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, соответственно, играя, учатся. Следует отметить, что сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, в полной мере воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину), формировать полноценное восприятие окружающей действительности.
Календарно – тематическое планирование
для II младшей группы
Месяц | Дата проведения | Тема занятий | Содержание |
Сентябрь | Диагностика | Выявления уровня знания детьми основных цветов, геометрических фигур | |
Диагностика | Выявления уровня знания детьми основных цветов, геометрических фигур | ||
Диагностика | Формирование первого представления о блоках Дьенеша. | ||
Диагностика | Формирование первого представления о блоках Дьенеша. | ||
Октябрь | Игра «Знакомство с блоками Дьенеша» | Знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый | |
Игра «Что нам привёз Мишутка?» | Способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета | ||
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» | Закреплять умение различать и называть основные цвета | ||
Игра на внимание «Найди пару» | Закреплять умение различать и называть основные цвета | ||
Ноябрь | Игры «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» | Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник | |
Игра «Что нам привёз Лисёнок?» | Способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры | ||
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения | ||
Игра «Отгадай фигуру» | Способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур) | ||
Декабрь | Игра «Продолжи дорожку» | Способствовать развитию умения различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу | |
Игра «Угости матрешек печеньем» | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | ||
Игры «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» | Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины | ||
Игра «Продолжи дорожку» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу | ||
Январь | Игра «Укрась елки игрушками» | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу | |
Игры «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» | Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы | ||
Игра «Что лежит в корзинке?» | Способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет | ||
Февраль | Игра «Построй домик» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу | |
Игра «Садовники» | Закреплять способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу | ||
Игры «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» | Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. | ||
Игра «Садовники» | Закреплять способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу | ||
Март | Игра «Мы - конструкторы» | Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему | |
Игра «Продолжи ряд» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление | ||
Игра «Хоровод» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | ||
Игра «Бусы для мамы» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | ||
Апрель | Игра «Волшебное дерево» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | |
Диагностика | Выявление уровня овладения программой кружка «Цветная логика. Блоки Дьенеша» | ||
Диагностика | Выявление уровня овладения программой кружка «Цветная логика. Блоки Дьенеша» | ||
Итоговое мероприятие для родителей: Игра-занятие «Кукла в гостях у малышей» | Цель: закреплять у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать пространственное воображение, сообразительность, логическое мышление. | ||
Май | Игра «Магазин» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | |
Игра «Угости Мишек печеньем» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | ||
диагностика | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | ||
диагностика | Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».
На мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их р...
«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л.Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»
Доклад на районный семинар из моего опыта работы по парциальной программе Л.Н. Коломийченко" Дорогою добра"Идите по жизни дорогой добра!Доброта – это чувство, причём, быть ...
Конспект ООД по формированию математических представлений (ФЭМП) в старшей группе (5-6лет) с использованием парциальной программы Е. В. Колесниковой и сказочными персонажами В.В.Воскобовича.
знаЗнакомство с порядковым и количественным счётом в пределах шести, закрепление знание цифр в пределах шести, знаки (=, +), сложение числа 6 из двух меньших, логическая задач...
Парциальная программа по использованию элементов технологии ТРИЗ
laquo;Программа по использованию элементовтехнологии ТРИЗ» направлена на развитие мотивацииличности ребенка к познанию и творчеству, и предназначена для детей дошкольного возраста 5 - 7 л...
Участие в городском семинаре « Современные технологии. Мультстудия «Я творю мир» в модуле парциальной программы STEM- образование детей дошкольного возраста»
В нашем детском саду работает мультстудия "Я творю мир", она реализуется в модуле «Мультипликация в парциальной программе STEM- образование детей дошкольного возраста»...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
Педагогические технологии и парциальные программы в ДОУ
Что такое педагогическая технология? Чем отличается от парциальной программы? Где и когда можно применять? Ответить на эти вопросы поможет данная консультация...