Семинар - практикум. "Наблюдение как один из важнейших элементов прогулки"
материал

Шульгина Лариса Александровна

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое значение для экологического воспитания детей: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида»

Семинар - практикум

«Организация и методика проведения прогулки.»

«Наблюдение как один из важнейших элементов прогулки.»

Подготовил:

воспитатель

Шульгина Л. А.

Омск 2024

«Организация сезонных наблюдений»

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое значение для экологического воспитания детей: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

(Слайд2)

Прогулка состоит из следующих компонентов: наблюдение,

трудовые поручения,

игровая деятельность,

индивидуальная работа с детьми,

самостоятельная деятельность детей.

(Слайд 3)

Объектами наблюдений могут быть:

Неживая природа: сезонные изменения в природе, погодные и природные явления

Дети наблюдают за появлением инея.

Живая природа: растения, животные, птицы, насекомые.

Появление собаки вызвало у детей неподдельный интерес.

Явления и изменения в окружающей действительности: труд взрослых, движение транспорта, игры детей старшего или младшего возраста и т. д.

Ребята наблюдают за работой дворника, за движением транспорта.

Бывают и такие аномальные явления, запланировать наблюдение, за которыми просто невозможно. Например, появление вертолета,  и даже падение Омского метеорита. Всё это объекты для наблюдений. Планируем: живая, не живая, труд людей в течение недели обязательно.

(Слайд 4)

Виды наблюдений. (в зависимости времени наблюдения)

1. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

2. Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.)

(Слайд 5)

Формы организации наблюдений

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

1. Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.

2. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. (например, повторно рассматриваем березку с теми детьми, у которых не получилось нарисовать её.)

(Слайд 6)

Планирование наблюдений.

Для каждого вида наблюдений выбирается тема, определяются цель и задачи, подбирается оборудование, определяются методические приёмы.

Методика проведения наблюдений.

Николай Николаевич Поддъяков выделяет 3 этапа наблюдения.

1 этап. Вводный. Цель: Постановка познавательной задачи перед детьми, формирование мотивирующей деятельности.

Методические приёмы: Игровая мотивация (сюрпризный момент, сказочные истории, логические загадки)

2 этап. Основной. Цель: Рассматривание объекта, обследовательские действия по изучению свойств и качеств предмета, наблюдение во всех проявлениях.

Методические приёмы: Вопросы к детям, сравнения, обследовательские действия, пояснения.

3 этап. Итоговый. Цель: Закрепление и уточнение полученных знаний.

Методические приёмы: Вопросы обобщающего характера, дидактические игры, составление загадок с детьми.

При планировании наблюдений воспитатель продумывает:

оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения,

размещение детей;

приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

(Слайд7)

При планировании наблюдений следует учитывать следующие принципы.

1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

(Слайд 8)

Наблюдения на прогулке. Младший возраст.

Продолжительность наблюдений : 7-10 минут.

Наблюдение должно быть ярким, интересным, содержательным, несущим в себе новизну.

Вопросы задаваемые детям должны быть:

- Чёткими

- Подсказывающими (содержащими в себе ответ)

- Обращены ко всем детям («Ребята…», а затем спросить 3-4 детей)

- Нельзя задавать вопросы, требующие односложных ответов

(да, нет)

(Слайд9)

Средняя группа.

Длительность наблюдений увеличивается до 15 минут, усложняется содержание наблюдений

Организуются наблюдения за развитием и ростом животных, растений.

- Вопросы носят поисковый характер: «Почему?»«Как ты думаешь?»

-Вопросы на рассуждение

-Вопросы сравнительного характера

(Слайд10)

Старший и подготовительный возраст.

Длительность наблюдений увеличивается от 15 до 25 минут.

Основная тенденция познавательной деятельности детей старшего возраста — стремление к обобщению.

Формируется умение анализировать и фиксировать наблюдение в дневниках наблюдений.

Вопросы предполагают ответ – рассказ («Опишите лист : какого он цвета, формы, размера»)

(Слайд 11)

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте - один из важных этапов перехода к разумному чтению.

Опыт работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Контроль - один из важных этапов методической работы в ДОУ

качество и эффективность контроля, система контроля в ДОУ, алгоритм и организация контроля в соответствии с ФГОС ДО...

Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество

В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать пед...

Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"

В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя  детей от 0 до 7 лет...

Семинар-практикум "Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания"

Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взросло...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «Сплочение педагогического коллектива – один из важнейших факторов в решении профессиональных задач в условиях ДОУ».

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....