Семинар-практикум "Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т.к. он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать многие положительные качества личности, такие, как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.
Одно из основных средств познания природы является наблюдение. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и не живой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят в жизнедеятельности живых организмов. Для этого необходимо нам частые непосредственные встречи с природой, наблюдения за его объектами. Это поможет воспитателю объяснить детям многие интересные проявления жизнедеятельности живых организмов. Но учитывая то, что представления дошкольников об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а трудовые умения только начинают формироваться, необходимо наблюдения за природой проводить систематически и целенаправленно.
Я немного хочу рассказать о том, какие формы по ознакомлению с природой провожу в своей работе с детьми в группе. Естественно, в экологическом воспитании детей основным является метод наблюдения. Поэтому для формирования у детей представлений о разнообразий растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов их свойств , признаков, качеств я использую разные виды наблюдения в уголке природы, на участке детского сада ( на огороде, в цветнике), в целевых прогулках на природе ( в парке, на речке…), игры с природными материалами. Наблюдения провожу в основном вне занятия, как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 чел.), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели, задач и содержания наблюдения. Но для уточнения и систематизации знания, так же организую занятия, где ведем наблюдения за животными, за растениями, трудом взрослых. На занятиях использую различный раздаточный материал.
В осенний и зимний период года, когда возможности ознакомления детей с природой ограничены в силу погодных условий, важным средством наблюдения является уголок природы. В уголке природы, созданный нами в группе, имеются комнатные растения, соответствующие возрасту детей и, конечно , все необходимые предметы по уходу за ними ( миски, грабельки, ветошь, лопаточка и т. д .).
Работу начинаю с уточнения знаний о комнатных растениях. Детям объясняю ,как они питаются, дышат, какие движения они осуществляют. В результате бесед, дежурства детей по уходу за растениями, ребята усвоили, что растениям необходимо тепло, свет, влага , почва. Узнали правила полива ( поливают растения водой комнатной температуры, что крупным растения надо больше воды, зимой им необходима редкая поливка). Детям показываю процесс рыхления почвы, где дети наблюдают и делают вывод, что через рыхлую землю к корням растения лучше проходит воздух и вода. В процессе наблюдения устанавливаем связь между потребностями растений в воздухе, удалением пыли с листьев и рыхлением почвы.
В уголке природы ,часто размещаю предметы для специально организованных наблюдений. Например, осенью заношу выкопанное цветущее грунтовое растение с клумб и одновременно делаю красивый букет из срезанных цветов. Поместив цветы в уголок природы, обращаю внимание детей на состояние тех и других. Впервые дни любуемся ими, предлагаю понюхать, рассмотреть цветы. Вместе с детьми заботимся о них ( наливаем воду в вазу, меняем ее, поливаем выкопанное растение), обсуждаем , что нужно растениям. В последующие дни сравниваем состояние растений, отмечаем скорое увядание растений в вазе, устанавливаем его признаки и причину - отсутствие корней и земли.
В уголок природы помещаем дары осени- овощи, фрукты, ягоды. Детей учим различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть их. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян, поэтому в уголок природы помещаем собранные на участке семена растений.
В зимнее - весеннее время объектом для наблюдения я выбираю овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Наблюдения проводим в течение февраля, марта. Первым овощем я беру лук, который легко прорастает в комнатных условиях.
Задача этого наблюдения состоит в том, чтобы показать детям влияние света, тепла , влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдение провожу поэтапно. С начала мы рассматриваем луковицу, обращаем внимание на форму, размер, цвет. Затем, в заранее подготовленную почву, сажаем одну луковицу в ведерко и ставим в темный шкаф, несколько луковиц сажаем в ящик и ставим на подоконник. Дети поливали одновременно луковицы. Через несколько дней дети стали замечать, что на луковицах, посаженные в ящике на подоконнике, стали появляться зеленые перышки , а в шкафу –желтые. Я спросила детей: « Почему у луковиц в ящике зеленые перышки, а луковицы в ведерке - желтые?». Дети подумали и догадались, что для правильного развития растений, необходимо не только тепло и вода, но и свет.
Аналогичную работу проводим наблюдения за горохом. Разница заключается в том, что семена гороха сначала проращивали, а потом сажали в землю. В процессе наблюдений дети видели, как крупные семена гороха быстро видоизменяются: набухают, увеличиваются в размере, лопается кожица, появляется белый росток. Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при наличии тепла и света. Потом вместе с детьми наблюдаем за ростом зеленой массой растения: стебель и листья. Таким образом, на примере одного растения прослеживается его последовательное изменения.
В конце зимы я предлагаю детям выяснить, живые ли зимой растения на улице. Для проверки предположений, сделанных ребятами, провожу опыт по проращиванию срезанных веток. Дети определяют проявление их жизни - набухание почек, появление листьев. Сравнивая состояние растений в групповой комнате и на улице, определяем причины его различия.
Очень богатый и интересный материал для наблюдения являются природные явления. Наблюдения за снегом и игры с ним организовываю на каждой прогулке. Детей знакомлю со свойствами снега, провожу несложные опыты как на улице , так и в группе. Наблюдаем за движением снега в тихую погоду, при сильном ветре, даем определения этим явлениям – снегопад, пурга, вьюга. Делаем вывод, почему это происходит. Определяем состояние земли под снегом (замерзла, твердая), состояние воды (превратилась в лед).
Также провожу циклические наблюдения за растениями в течение года. Например, за рябиной в разное время года. Цикл наблюдений за рябиной начинаем весной, когда дерево начинает пробуждаться после зимы. Дети обращают внимание на набухание почек, распускание листьев, и появление цветов. Летом перед началом наблюдения, дети рассматривают фотографии весенних этапов, а потом отмечаем , какие изменения произошли за это время. Осенью, опять же, рассматривая в группе весенние и летние фотографии рябины, отмечают во время прогулки, какие изменения произошли с ней: изменился цвет листьев, ягоды стали ярко-красного цвета и т.д. А зимой , наблюдая за ней, дети делают выводы, что на рябине нет листьев, остались только гроздья ягод. Рябина находится в состоянии зимнего покоя.
Весенние изменения в природе вызывают радостные переживания детей, активное познавательное отношение ко всему происходящему вокруг. Наблюдения за изменениями в неживой природе помогают установить те факторы среды, которые определяют пробуждение в жизни растений и животных: повышение температуры воздуха, увеличение длительности дня, таяние снега, появление большого количества воды, согревание земли и т.д. Я организую опыты с сосульками, мокрым снегом , ручейками, с талой водой.
Дальше мы наблюдаем за появлением набухших почек, первых листочков, травы, первоцветов. Ищем причины этих явлений. Наблюдаем за насекомыми, за их местом обитания, где наиболее часто бывают, на способы их передвижения, особенности внешнего строения. Обращаю внимание на поведение птиц на участке. Наблюдаем, как птицы устраивают гнезда, выводят потомства . При этом помогаю детям установить связь этого явления с потеплением и наличием пищи для птиц.
Летом дети больше находятся на воздухе. Большой интерес детей вызывают летние явления неживой природы. В процессе наблюдений, игр, практических действий, они знакомятся со свойствами природных материалов – песка, глины, воды, камня. Закрепляем представления о состоянии погоды летом ( тепло, свет, солнце), ярких летних явлениях ( гроза, радуга, дождь, ветер). Летом предметом наблюдения является рост и развитие растений. Поэтому, высадив семена цветущих растений в землю, организую наблюдения за изменениями во внешнем виде растений . В такие наблюдения включаю игровые задания : « Кто быстрее найдет», «Кто первый увидит». Подвожу детей к выводу о том, почему растения высаживаются специально приготовленное место – на клумбу, грядку. Для этого предлагаю сравнить землю на дорожке и на грядке. Использую обследовательские действия ( надавить, сделать пальцем углубления и т. д.),дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптано – корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля мягкая, рыхлая – посевам удобно в ней расти. В течение лета мы ухаживаем за огородом и цветником. После дождя, полива и рыхления почвы дети наблюдают за состоянием растения и устанавливают связь между состоянием растения и условиями , в которых оно находится, уходом за ним.
В течение года организую ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Наблюдаем за насекомыми, знакомлю детей с луговыми растениями. Тем самым воспитываем бережное отношение к природе.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что наблюдения за природой являются не только фактором умственного воспитания, где у ребенка формируется представления об объектах природы, их взаимосвязи, но и нравственного воспитания. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать свое поведение по отношению к живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т.к. он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать многие положительные качества личности, такие, как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.
Одно из основных средств познания природы является наблюдение. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и не живой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят в жизнедеятельности живых организмов. Для этого необходимо нам частые непосредственные встречи с природой, наблюдения за его объектами. Это поможет воспитателю объяснить детям многие интересные проявления жизнедеятельности живых организмов. Но учитывая то, что представления дошкольников об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а трудовые умения только начинают формироваться, необходимо наблюдения за природой проводить систематически и целенаправленно.
Я немного хочу рассказать о том, какие формы по ознакомлению с природой провожу в своей работе с детьми в группе. Естественно, в экологическом воспитании детей основным является метод наблюдения. Поэтому для формирования у детей представлений о разнообразий растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов их свойств , признаков, качеств я использую разные виды наблюдения в уголке природы, на участке детского сада ( на огороде, в цветнике), в целевых прогулках на природе ( в парке, на речке…), игры с природными материалами. Наблюдения провожу в основном вне занятия, как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 чел.), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели, задач и содержания наблюдения. Но для уточнения и систематизации знания, так же организую занятия, где ведем наблюдения за животными, за растениями, трудом взрослых. На занятиях использую различный раздаточный материал.
В осенний и зимний период года, когда возможности ознакомления детей с природой ограничены в силу погодных условий, важным средством наблюдения является уголок природы. В уголке природы, созданный нами в группе, имеются комнатные растения, соответствующие возрасту детей и, конечно , все необходимые предметы по уходу за ними ( миски, грабельки, ветошь, лопаточка и т. д .).
Работу начинаю с уточнения знаний о комнатных растениях. Детям объясняю ,как они питаются, дышат, какие движения они осуществляют. В результате бесед, дежурства детей по уходу за растениями, ребята усвоили, что растениям необходимо тепло, свет, влага , почва. Узнали правила полива ( поливают растения водой комнатной температуры, что крупным растения надо больше воды, зимой им необходима редкая поливка). Детям показываю процесс рыхления почвы, где дети наблюдают и делают вывод, что через рыхлую землю к корням растения лучше проходит воздух и вода. В процессе наблюдения устанавливаем связь между потребностями растений в воздухе, удалением пыли с листьев и рыхлением почвы.
В уголке природы ,часто размещаю предметы для специально организованных наблюдений. Например, осенью заношу выкопанное цветущее грунтовое растение с клумб и одновременно делаю красивый букет из срезанных цветов. Поместив цветы в уголок природы, обращаю внимание детей на состояние тех и других. Впервые дни любуемся ими, предлагаю понюхать, рассмотреть цветы. Вместе с детьми заботимся о них ( наливаем воду в вазу, меняем ее, поливаем выкопанное растение), обсуждаем , что нужно растениям. В последующие дни сравниваем состояние растений, отмечаем скорое увядание растений в вазе, устанавливаем его признаки и причину - отсутствие корней и земли.
В уголок природы помещаем дары осени- овощи, фрукты, ягоды. Детей учим различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть их. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян, поэтому в уголок природы помещаем собранные на участке семена растений.
В зимнее - весеннее время объектом для наблюдения я выбираю овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Наблюдения проводим в течение февраля, марта. Первым овощем я беру лук, который легко прорастает в комнатных условиях.
Задача этого наблюдения состоит в том, чтобы показать детям влияние света, тепла , влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдение провожу поэтапно. С начала мы рассматриваем луковицу, обращаем внимание на форму, размер, цвет. Затем, в заранее подготовленную почву, сажаем одну луковицу в ведерко и ставим в темный шкаф, несколько луковиц сажаем в ящик и ставим на подоконник. Дети поливали одновременно луковицы. Через несколько дней дети стали замечать, что на луковицах, посаженные в ящике на подоконнике, стали появляться зеленые перышки , а в шкафу –желтые. Я спросила детей: « Почему у луковиц в ящике зеленые перышки, а луковицы в ведерке - желтые?». Дети подумали и догадались, что для правильного развития растений, необходимо не только тепло и вода, но и свет.
Аналогичную работу проводим наблюдения за горохом. Разница заключается в том, что семена гороха сначала проращивали, а потом сажали в землю. В процессе наблюдений дети видели, как крупные семена гороха быстро видоизменяются: набухают, увеличиваются в размере, лопается кожица, появляется белый росток. Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при наличии тепла и света. Потом вместе с детьми наблюдаем за ростом зеленой массой растения: стебель и листья. Таким образом, на примере одного растения прослеживается его последовательное изменения.
В конце зимы я предлагаю детям выяснить, живые ли зимой растения на улице. Для проверки предположений, сделанных ребятами, провожу опыт по проращиванию срезанных веток. Дети определяют проявление их жизни - набухание почек, появление листьев. Сравнивая состояние растений в групповой комнате и на улице, определяем причины его различия.
Очень богатый и интересный материал для наблюдения являются природные явления. Наблюдения за снегом и игры с ним организовываю на каждой прогулке. Детей знакомлю со свойствами снега, провожу несложные опыты как на улице , так и в группе. Наблюдаем за движением снега в тихую погоду, при сильном ветре, даем определения этим явлениям – снегопад, пурга, вьюга. Делаем вывод, почему это происходит. Определяем состояние земли под снегом (замерзла, твердая), состояние воды (превратилась в лед).
Также провожу циклические наблюдения за растениями в течение года. Например, за рябиной в разное время года. Цикл наблюдений за рябиной начинаем весной, когда дерево начинает пробуждаться после зимы. Дети обращают внимание на набухание почек, распускание листьев, и появление цветов. Летом перед началом наблюдения, дети рассматривают фотографии весенних этапов, а потом отмечаем , какие изменения произошли за это время. Осенью, опять же, рассматривая в группе весенние и летние фотографии рябины, отмечают во время прогулки, какие изменения произошли с ней: изменился цвет листьев, ягоды стали ярко-красного цвета и т.д. А зимой , наблюдая за ней, дети делают выводы, что на рябине нет листьев, остались только гроздья ягод. Рябина находится в состоянии зимнего покоя.
Весенние изменения в природе вызывают радостные переживания детей, активное познавательное отношение ко всему происходящему вокруг. Наблюдения за изменениями в неживой природе помогают установить те факторы среды, которые определяют пробуждение в жизни растений и животных: повышение температуры воздуха, увеличение длительности дня, таяние снега, появление большого количества воды, согревание земли и т.д. Я организую опыты с сосульками, мокрым снегом , ручейками, с талой водой.
Дальше мы наблюдаем за появлением набухших почек, первых листочков, травы, первоцветов. Ищем причины этих явлений. Наблюдаем за насекомыми, за их местом обитания, где наиболее часто бывают, на способы их передвижения, особенности внешнего строения. Обращаю внимание на поведение птиц на участке. Наблюдаем, как птицы устраивают гнезда, выводят потомства . При этом помогаю детям установить связь этого явления с потеплением и наличием пищи для птиц.
Летом дети больше находятся на воздухе. Большой интерес детей вызывают летние явления неживой природы. В процессе наблюдений, игр, практических действий, они знакомятся со свойствами природных материалов – песка, глины, воды, камня. Закрепляем представления о состоянии погоды летом ( тепло, свет, солнце), ярких летних явлениях ( гроза, радуга, дождь, ветер). Летом предметом наблюдения является рост и развитие растений. Поэтому, высадив семена цветущих растений в землю, организую наблюдения за изменениями во внешнем виде растений . В такие наблюдения включаю игровые задания : « Кто быстрее найдет», «Кто первый увидит». Подвожу детей к выводу о том, почему растения высаживаются специально приготовленное место – на клумбу, грядку. Для этого предлагаю сравнить землю на дорожке и на грядке. Использую обследовательские действия ( надавить, сделать пальцем углубления и т. д.),дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптано – корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля мягкая, рыхлая – посевам удобно в ней расти. В течение лета мы ухаживаем за огородом и цветником. После дождя, полива и рыхления почвы дети наблюдают за состоянием растения и устанавливают связь между состоянием растения и условиями , в которых оно находится, уходом за ним.
В течение года организую ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Наблюдаем за насекомыми, знакомлю детей с луговыми растениями. Тем самым воспитываем бережное отношение к природе.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что наблюдения за природой являются не только фактором умственного воспитания, где у ребенка формируется представления об объектах природы, их взаимосвязи, но и нравственного воспитания. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать свое поведение по отношению к живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...
Консультация для педагогов " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов "наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников" представлена в виде презентации. Использовались яркие и красочные фото, иллюстрации из сети Ин...
Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей
Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...
Экологические акции как эффективная форма работы в рамках экологического воспитания старших дошкольников в ДОУ
Современная экологическая обстановка в России становится все более напряженной. Необходимо вырастить новое поколение людей с активной жизненной позицией, способных жить в согласии со своей средой обит...
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...
Наблюдение за природой организуемые в рамках экологического воспитания дошкольников. (Из опыта работы с детьми 2-3 лет)
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной, т.к. человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому в экологическом воспитании так важен начальный этап дошколь...