Семинар «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости- один из важнейших показателей готовности ребенка к школе »
учебно-методический материал (подготовительная группа)
1.Повышать психологическую компетентность педагогов.
2.Мотивировать педагогов на взаимодействие с семьей по подготовке детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум
«Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости- один из важнейших показателей готовности ребенка к школе »
Цель: просвещение педагогического коллектива о компонентах
готовности к школе.
Задачи:
- Повышать психологическую компетентность педагогов.
- Мотивировать педагогов на взаимодействие с семьей по подготовке детей к школьному обучению.
Воспитатель: Савина Е.Д.
План семинара- практикума
- Приветствие,сообщение темы.
- Упражнение «Дерево ожидания».
- Тест «Опытный воспитатель».
- Мини- лекция «Основные компоненты готовности к школе»
- Упражнение «Распространенные фразы взрослых».
- Тест «Кому что подходит?»
- Вручение воспитателям памяток
- Рефлексия «Дерево ожидания», подведение итогов, прощание.
Ход семинара
1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара: «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л.А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».
2.Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)
3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:
- морфофункциональный (психофизиологический);
- социальный;
- психологический.
Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.
Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.
Социальная готовность ребенка к школе
Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.
Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:
- умение выстраивать отношения со взрослыми;
- умение взаимодействовать со взрослыми;
- принятие помощи взрослого;
- умение взаимодействовать со сверстниками;
- умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;
- умение самостоятельно принимать решения;
- умение сдерживать и контролировать свое поведение.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:
- мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);
- интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);
- эмоционально-волевая сфера.
Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает: наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.
5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные), которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:
- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»
(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);
-« Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»
(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);
- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»
(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).
- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»
(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).
6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.
БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ
ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ
ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ
ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИЙ БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ
ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ
ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ
БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ
СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ
Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.
Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.
Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость( контролировать свое поведение).
- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.
7. Рекомендации для родителей и воспитателей по формированию :
психофизиологической готовности к школе
Чтобы подготовить ребенка к школе, следует помнить о полноценном физическом развитии, обеспечить необходимую для этого двигательную активность. Физиологи отмечают, что утомление у учащихся первых классов на уроках вызвано прежде всего статической нагрузкой при длительной вынужденной позе сидя. Для многих первоклассников долгое сидение на уроке самое трудное в начале обучения. Поэтому тренировка и укрепление мышц спины в период подготовки ребенка к школе имеет важное значение.
Для этого родителям нужно:
- проконсультироваться у врача;
- соблюдать режим дня (здоровый сон, полноценное витаминизированное питание и т.д.);
- ежедневные обязательные прогулки с двигательной активностью (подвижные игры, закаливание и т.д.);
- уделяйте внимание утренней гимнастике;
- выбирайте удобный портфель с равномерной распределенной нагрузкой;
- следите за осанкой ребенка;
- контролируйте зрительную нагрузку глаз ребенка (зрительная гимнастика).
социальной готовности у детей.
Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс. Где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Для этого родителям нужно:
- гулять с ребенком на детских площадках, в парке, на аттракционах;
- способствовать совместному времяпровождению ребенка со сверстниками (приглашать друзей ребенка домой, устраивать детские праздники);
- читать ребенку художественную литературу (сказки, стихи, рассказы о дружбе);
- прививать ребенку социальные навыки (быть вежливым, культурным, обходительным);
- подавать ребенку личный пример во взаимоотношениях со взрослыми людьми.
мотивационной готовности у детей.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе- одна из важнейших задач. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью- учением.
Для этого родителям нужно:
- делать с ребенком экскурсии в школу;
- познакомиться с будущим учителем;
- играть с ребенком в сюжетно- ролевую игру «Школа»;
- рассказывать ребенку интересные истории из школьной жизни.
Для того, чтобы заинтересовать ребенка нужно:
- предоставлять больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде;
- стараться показывать необходимость каждого знания, приводить примеры;
-связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми;
- давать ребенку посильные задания;
- самим проявлять интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон;
-отмечать «рост», терпение, старание ребенка. Пусть он ощущает свои успехи, достижения;
- не сравнивать своего ребенка с другими детьми, только с самим собой.
интеллектуальной готовности у детей:
Интеллектуальная готовность- это общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний и умений, который необходим для обучения в школе.
Для развития интеллектуальной готовности нужно:
- развивать у ребенка познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь)
эмоционально волевой готовности:
волевые качества, необходимые школьнику- целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.- являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни.
- помочь ребенку не бояться трудностей;
- развивать и поддерживать в ребенке стремление преодолевать
трудности, не отказываться от намеченной цели;
- воспитывать в ребенке самостоятельность, организованность.
8.Наш семинар- практикум подходит к концу, сейчас я попрошу вас ,каждого по очереди, (если данный семинар- практикум оправдал ваши ожидания, был для вас полезен- взять яблочки, написать на них свои пожелания, предложения, замечания (у кого они есть) и прикрепить на наше «Дерево Ожиданий».
Использованная литература:
- М. Н. Ильина «Подготовка к школе» развивающие тесты и упражнения. Питер, 2007.
- Г. Монина, Е. Панасюк «Пред школьный бум». Екатеринбург У- Фактория, 2007.
_________________________________________
- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником».
_____________________________________
(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);
______________________________________
-« Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»
_________________________________________
(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);
_________________________________________
- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»
__________________________________________
(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).
________________________________________
- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»
_________________________________________
(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).
_________________________________________
БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ
ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ
ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ
ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ
ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИЙ БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ
ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ
ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ
БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ
СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...
«Показатели готовности ребенка к школе»
ПАМЯТКА...
«Уровень развития мелкой моторики детей - важный показатель готовности ребёнка к школе»
Одним из показателей готовности детей дошкольного возраста к переходу в школу является уровень развития мелкой моторики. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, психическо...
Основные показатели готовности ребенка к школе
Основные показатели готовности ребенка к школе...
Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста
Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста...
Презентация "Формирование основ коммуникативной компетенции дошкольников при изучении английского языка как один из важных этапов подготовки ребенка к обучению в школе"
Презентация по основам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе»
В консультации представлены аспекты готовности ребенка к школе....