Семинар «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости- один из важнейших показателей готовности ребенка к школе »
учебно-методический материал (подготовительная группа)

 Савина Елена Дмитриевна

1.Повышать психологическую компетентность педагогов.

2.Мотивировать педагогов на взаимодействие с семьей по подготовке детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Семинар- практикум

«Формирование у детей психологической  готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости- один из важнейших показателей готовности ребенка к школе »

Цель: просвещение педагогического коллектива о компонентах

             готовности к школе.

Задачи:

  1. Повышать психологическую компетентность педагогов.
  2. Мотивировать педагогов на взаимодействие с семьей по подготовке детей к школьному обучению.

                                                                                                         

Воспитатель: Савина Е.Д.

                               

                                План семинара- практикума

  1.   Приветствие,сообщение темы.
  2. Упражнение «Дерево ожидания».
  3. Тест «Опытный воспитатель».
  4. Мини- лекция  «Основные компоненты готовности к школе»
  5. Упражнение «Распространенные фразы взрослых».
  6. Тест  «Кому что подходит?»
  7. Вручение воспитателям памяток
  8. Рефлексия «Дерево ожидания», подведение итогов, прощание.

                                                       Ход   семинара

    1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара: «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием  Л.А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».

2.Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:

  • морфофункциональный (психофизиологический);
  • социальный;
  • психологический.

Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.

Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность – это потребность ребенка в  социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.

Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:

  • умение выстраивать отношения со взрослыми;
  • умение взаимодействовать со взрослыми;
  • принятие помощи взрослого;
  • умение взаимодействовать со сверстниками;
  • умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;
  • умение самостоятельно принимать решения;
  • умение сдерживать и контролировать свое поведение.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы                    сформированности определенных навыков, необходимых  будущему первокласснику в учебной деятельности:

  • мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);
  • интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);
  • эмоционально-волевая сфера.

Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации  включает: наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.

5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные), которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

-« Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться  комплекс  неполноценности и др);

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

6. А сейчас, я вам предлагаю  тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.

БОЛЬШОЙ-  МАЛЕНЬКИЙ                 ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ                      БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ                            СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИЙ                        БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ                        АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ                                      СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ                            СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ

Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.

    Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.

    Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость( контролировать свое поведение).

- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.

7. Рекомендации для родителей и воспитателей по формированию :

                          психофизиологической готовности к школе

    Чтобы подготовить ребенка к школе, следует помнить о полноценном физическом развитии, обеспечить необходимую для этого двигательную активность. Физиологи отмечают, что утомление у учащихся первых классов на уроках вызвано прежде всего статической нагрузкой при длительной вынужденной позе сидя. Для многих первоклассников долгое сидение на уроке самое трудное в начале обучения. Поэтому тренировка и укрепление мышц спины в период подготовки ребенка к школе имеет  важное  значение.

Для этого родителям нужно:

- проконсультироваться у врача;

-  соблюдать режим дня (здоровый сон, полноценное витаминизированное питание и т.д.);

- ежедневные обязательные прогулки с двигательной активностью (подвижные игры, закаливание и т.д.);

- уделяйте внимание утренней гимнастике;

- выбирайте удобный портфель с равномерной распределенной  нагрузкой;

- следите за осанкой ребенка;

- контролируйте зрительную нагрузку глаз ребенка (зрительная гимнастика).

                          социальной готовности у детей.

Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс. Где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и  защищаться.

Для этого родителям нужно:

- гулять с ребенком на детских площадках, в парке, на аттракционах;

- способствовать совместному времяпровождению ребенка со сверстниками (приглашать друзей ребенка домой, устраивать детские праздники);

- читать ребенку художественную литературу (сказки, стихи, рассказы о дружбе);

- прививать ребенку социальные навыки (быть вежливым, культурным, обходительным);

- подавать ребенку личный пример во взаимоотношениях со взрослыми людьми.

                           

мотивационной готовности у детей.

Формирование мотивов учения и  положительного отношения к школе- одна из важнейших задач. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей  главной деятельностью- учением.

Для этого родителям нужно:

- делать с ребенком экскурсии в школу;

- познакомиться с будущим учителем;

- играть с ребенком в сюжетно- ролевую игру «Школа»;

- рассказывать ребенку  интересные истории из школьной жизни.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка нужно:

- предоставлять больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде;

- стараться показывать необходимость каждого знания, приводить примеры;

-связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми;

- давать ребенку посильные задания;

- самим проявлять интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон;

-отмечать «рост», терпение, старание ребенка. Пусть он ощущает свои успехи, достижения;

- не сравнивать своего ребенка с другими детьми, только с самим собой.

          интеллектуальной готовности у детей:

Интеллектуальная готовность- это общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний и умений, который необходим для обучения в школе.

Для  развития интеллектуальной готовности нужно:

- развивать у ребенка познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь)

              эмоционально волевой готовности:

волевые качества, необходимые школьнику- целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.- являются предпосылкой формирования  дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни.

- помочь ребенку  не бояться трудностей;

-  развивать и поддерживать в ребенке стремление преодолевать        

трудности, не отказываться от намеченной цели;

- воспитывать в ребенке самостоятельность, организованность.

8.Наш семинар- практикум подходит к концу, сейчас я попрошу вас ,каждого по очереди, (если данный семинар- практикум оправдал ваши ожидания, был для вас полезен- взять яблочки, написать на них свои пожелания, предложения, замечания (у кого  они есть) и прикрепить на наше «Дерево Ожиданий».

                                     Использованная литература:

  1. М. Н. Ильина «Подготовка к школе» развивающие тесты и упражнения. Питер, 2007.
  2. Г. Монина, Е. Панасюк «Пред школьный бум». Екатеринбург У- Фактория, 2007.

_________________________________________

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником».

_____________________________________

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

______________________________________

-« Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

_________________________________________

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться  комплекс  неполноценности и др);

_________________________________________

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

__________________________________________

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

________________________________________

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

_________________________________________

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

_________________________________________

БОЛЬШОЙ-  МАЛЕНЬКИЙ    

ВЗРОСЛЫЙ-      ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ     БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ                            СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИЙ                        БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ                        АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ                                      СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ                            СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

«Уровень развития мелкой моторики детей - важный показатель готовности ребёнка к школе»

Одним из показателей готовности детей дошкольного возраста к переходу в школу является уровень развития мелкой моторики. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, психическо...

Основные показатели готовности ребенка к школе

Основные показатели готовности ребенка к школе...

Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста

Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе»

В консультации представлены аспекты готовности ребенка к школе....