Семинар-практикум: «Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействия»
методическая разработка
Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействия
Художественное образование играет важную роль в становлении полноценной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_makarova_i.v.her_.docx | 59.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №467 Г. ЧЕЛЯБИНСКА
454904 г. Челябинск п.Новосинеглазовский ул. Громова, 9а
Телефон:280-01-37, факс:280-05-45
Семинар-практикум:
«Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействия»
Выполнила: учитель-логопед
Макарова И.В.
Челябинск 2015г.
Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействия
Художественное образование играет важную роль в становлении полноценной личности ребенка, в развитии его способностей. «Творчество, как универсальный способ самопознания (интеграция деятельности и личностно – ориентированного подходов в педагогике искусства)» говорит, что «эстетическая деятельность человека универсальна. В ней человек выражает свое отношение к окружающему миру и самому себе как уникальной частице мироздания. Эстетическое освоение мира человеком опирается на все многообразие эстетических свойств деятельности. Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества, как в сфере познания, так и в художественной деятельности». Поэтому разработаны и внедряются в образовательный процесс инновационные технологии. Их основой стала интеграция содержания образования, способная сформировать у дошкольников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.
Эти изменения отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, в котором изложено принципиально новое в содержании дошкольного образования: обязательность его соответствия заявленным принципам, и прежде всего принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,- говорил немецкий философ Г. Гегель. Правомерность этого суждения особенно понятна тем специалистам, для которых работа над речью, а точнее ее звучанием, осмысленностью, соответствием форм и содержания – и составляет ядро профессиональной деятельности.
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Этой проблемой занимались Т.А.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев и многие другие. Обучение связной речи детей имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Детей необходимо приобщать к миру искусства, как средству развития монологической речи. Искусство — одно из мощнейших средств воспитания чувств, поэтому так важно научить таких детей понимать и любить произведения живописи, литературы и музыки. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все его виды является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Формирование монологической связной речи и коррекция речевого дефекта у детей невозможны без взаимодействия всех участков образовательного процесса.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико- пространственных представлений. Для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно – образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому, используя различные виды искусств, можно говорить об эффективности образовательной работы.
Интегрированные занятия
Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию занятий весьма актуальна.
Интегрированные занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Как правило, дети-логопаты отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, логопеды связывают свою работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Сейчас я предлагаю вам в игру «Переводчик». Вы должны подобрать синонимы к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово (предложить игрушку для передачи друг другу)
Ответы участников семинара: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение, «два в одном».
Подведём итоги, на основании которых можно сделать вывод, что
• синонимическая замена («перевод»), который предлагали вы делает высказывание точным, понятным, правильным;
• синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.
Самое доступное, но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».
Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.
Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлениий и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Специфика интегрированных занятий заложена во многих современных программах для ДОУ, содержание которых в большинстве случаев построено на интегративной основе. Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий
Критерии сравнения | Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Определение | Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет | Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития |
Содержание | В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное одним сюжетом | Выделяется одно основное понятие, объект интеграции |
Задачи | Решается одна основная задача | Решается несколько задач. Решает не множество отдельных задач, а их совокупность |
Участие взрослых | Все части занятия ведет воспитатель | В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты |
Соотношение частей занятия | Какая-то часть занятия превалирует | Участие воспитателя и специалистов в равных долях |
Выбор объекта интеграции | Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема | |
Компоненты интеграции | Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкальной, речевой и т.д. | Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении |
Виды занятий | Тематическое обучающее занятие. Обобщающее занятие. Итоговое занятие | • Обобщающее занятие. • Итоговое занятие |
Периодичность | В соответствии с реализуемой программой | В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца |
Планирование | 1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада. 2. Определить доминирующую и дополняющие цели. 3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения. 4. Продумать развивающие задачи | 1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада. 2. Определить главную цель интегрированного занятия (берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации). 3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания. 4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. 5. Продумать развивающие задачи |
Структура занятия | 1. Вводная часть. 2. Основная часть. 3. Заключительная часть(все проводит воспитатель) | 1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель). 2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д. 3. Заключительная часть (проводит специалист) |
Методы и приемы | • словесные • наглядные • практические • проблемные | • словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,«как ты узнал?» и т.д.); • наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.); • практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность); • проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности) |
Требования к интегрированным занятиям
- Четкость, компактность, сжатость учебного материала (и вместе с тем его большая информационная емкость).
- Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
- Взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия (занятие строится на основе определённого авторского замысла, поэтому все его части должны быть логически взаимосвязаны)
- Доступность изложения материала (Занятие строится с учетом возрастных особенностей детей и должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития воспитанников»).
- Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.
Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).
Мозговой штурм
Ведущий: - Сейчас мы с вами проведем небольшой тренинг. Нам нужно найти ответ на вопрос «Как результативно осуществить интеграцию образовательных областей в педагогическом процессе?»
Для этого мы поставим перед собой проблему, казалось бы не имеющую никакого отношения к образованию - «Как заставить человека есть зеленый салат», используя средства, формы и методы. Для обсуждения вам дается 3 минуты.
Ответы педагогов: тщательно очистить его, украсить, подать в необычной сервировке, придумать салат с необычным вкусом, придумать интересное название, убедить в простоте приготовления, убедить в полезности.
Ведущий: - Если это перефразировать на педагогический лад, это будет выглядеть вот так:
Тщательно очистить его | Тщательнее подготовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты |
Украсить его | Использовать наглядность, ТСО, средства мультимедиа и др. |
Подать в необычной сервировке | Проводить в нестандартной форме |
Придумать салат с необычным вкусом | Интегрировать с другой деятельностью |
Придумать интригующее название | Превратить «скучные» темы организованной деятельности во «вкусные» |
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях | Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания |
Убедить в полезности состава ингредиентов | Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни |
В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.
«Чтение художественной литературы».
В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус.
Главная миссия области – воспитание в ребёнке читателя, который «Начинается» в дошкольном возрасте.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации ОО «ЧХЛ» являются:
- Формирование круга детского чтения (КДЧ)
- Организация процесса чтения.
Круг детского чтения
- Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)
КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.
Задание: определить, какие произведения входят в КДЧ.
Педагогам предлагаются произведения разных авторов и жанров. Необходимо распределить их на 4-5 групп.
В КДЧ входят (Гурович Л.М.):
- произведения детского фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
- произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
- произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
- произведения народов мира.
Как продолжить работу по прочитанному произведению?
Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Раскроем некоторые приёмы развития детского речевого творчества на основе народных сказок (Акулова, Гурович «О.О. «Чтение художественной литературы»).
- Метод «Сказка + слово».
Детям называют 5 слов — названий героев, предметов определенной сказки. Дошкольники узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе с воспитателем. Затем педагог называет шестое слово (предмет или героя), не имеющее отношения к сказке, и предлагает сочинить историю (новую сказку), придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя.
На первых этапах детям потребуется наглядность: комплект сюжетных картинок (иллюстраций), на которых изображен главный герой в какой-либо ситуации, и вырезанные фигурки разных литературных и мультяшных героев. Задача детей — выбрать подходящего героя и придумать историю или ее фрагмент. Сначала можно ограничиться диалогами героев, которые рассказывают о себе и своих приключениях, затем главный герой «просит оказать ему помощь», а в заключение герои пускаются в новое путешествие, не похожее на уже знакомое.
- Метод «Салат из сказок».
Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком в ходе переворачивания карточек с изображениями героев из сказок и прозаических текстов.
- Разыгрывание сказок, стихов с помощью пальцев.
- Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои).
- Игра «Меняем сюжет».
Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь.
- Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего?
Начинается пересказ новой сказки.
Дидактические игры.
Игра: «Четвёртый лишний»
Необходимо по набору картинок (слов), определить из какого они произведения и какая из них лишняя.
По произведениям Чуковского К.И.
- Комар, паук, таракан, пчела («Муха-цокотуха»)
- Гиппопотам, Бармалей и крокодил, зайчиха с зайчонком, акула Каракула («Айболит»).
- Крокодилы, Слон, Айболит, свинья («Телефон»).
Литературные игры
«Шуточная реклама».
Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения
(При ответах указывается название и авторство произведений)
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапочка»)
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.
(Баба Яга)
Театрализованная деятельность в работе логопеда
Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности: Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения. Развитие адаптивного процесса общения повышает эффективность коррекции: коммуникативные сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи. Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития.
Логоритмика
Для повышения эффективности коррекционной работы логопеды используют логоритмику, то есть сочетание музыки, движения и речи. Г.А. Волкова впервые в нашей стране создала логопедическую ритмику как специальную науку. Музыка — это «звучащее лекарство». А.В.Запорожец отмечал, что система движений влияет на психические процессы, а также развивает речь. В.А. Гиляровский подчеркивал, что музыка влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга. «В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально- положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма». Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, коррекционных задач каждого этапа логопедической работы. Многообразие средств логоритмики дает возможность всем специалистам, работающим с данной категорией детей, включать эти средства в свои занятия. Хорошо известна взаимосвязь общей и речевой моторики, которая подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сначала развиваются движения тонких пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук занимает важнейшее место в коррекционной работе и содержит целый комплекс мер, в которые входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения; пальчиковый театр; рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.; графические упражнения; лепка; ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.
Продуктивная деятельность – это деятельность ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.
Продуктивная деятельность входит в условиях ФГТ в образовательную область «Художественное развитие».
Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, квиллинг играют важную роль в развитии дошкольника. Все предметы, с которыми действует ребенок, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В нашей группе пять детей с дизартрией, поэтому мы отводим больше времени занятиям продуктивной деятельностью. Во время работы руками у детей снимаются спазмы в мышцах речевого аппарата.
Обговаривание действий, комментирующая речь эффективно влияют на коррекцию речи и воспитывают навык прислушивания к речи взрослых и сверстников. А значит, происходит интеграция продуктивной деятельности и в образовательную область «социально-коммуникативное развитие».
Лепка из глины и пластилина, теста – неотъемлемая часть продуктивной деятельности. Развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Лучше использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука дошкольника нуждается в щадящих нагрузках.
Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
Хорошо формирует мелкую моторику рук и нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов.
Невозможно переоценить значение этой работы в укреплении здоровья малыша, его иммунитет также находится на кончиках пальцев. Этому способствует и выкладывание фигур из ниток или веревочек, плетение косичек, выкладывание из них изображений по контуру, создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей.
Бумажная пластика
Дошкольная программа развития и обучения детей предусматривает работу с самыми разными материалами. Самая интересная, незаменимая, разнообразная – это работа с бумагой. Она пластична, легка в обработке, не требует больших усилий, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы, имеет приятный для восприятия цвет, разнообразные фактуру и структуру. Используют различные виды бумажной пластики: аппликация – создание работ с помощью ножниц или путем обрывания, мозаика из резаной крошки; витражи и силуэтные вырезания; конструирование из бумажных полос – скручивание, выгибание; папье – маше; оригами- складывание листа бумаги в различных направлениях. Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука. А в оригами и лепке очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи. Специалисты-медики считают, что занятия оригами и лепкой позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.
Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков, содружеству обеих рук в работе, что и формирует навыки самообслуживания у ребенка.
Дети испытывают особую радость, когда сделанная самостоятельно бумажная игрушка действует: вертушка вертится, кораблик плывёт, самолётик и змей взлетают. Салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Коллективные работы украшают групповую комнату. Аппликации из цветной бумаги, ткани, открыток, тесьмы, ниток, ватных шариков используются детьми и для поздравления близких с праздниками.
Формируя тонкую моторику рук, используется изготовление поделок в технике квиллинг. Искусство бумагокручения, «бумажная филигрань» - это один из видов изобразительного творчества, которым дети очень любят заниматься. Основным приёмом квиллинга является закручивание тонких полосок бумаги в плотные диски, с которыми затем производятся разнообразные действия: распускание, выдавливание, сжатие, формование.
Увлекательно у нас в группе проходят занятия для развития мелкой моторики с использованием техники ниткопись (выкладывание веревочки, обводка, копирование с помощью красок). Этот прием хорошо тренирует навык безотрывного письма и вызывает бурный восторг детей.
Игры с песком
Многим логопедам нравится такой способ креативной терапии, как рисование на песке, игры с песком. Взаимодействие с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Таким образом, элементы рисования, лепка, аппликации, оригами и др. способствуют не только развитию мелкой моторики, но и скоординированности речи и движения, формированию правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря. Задачи здоровьесбережения решаются и при организации игр с песком, особенно в летнее время на участке. Дети сооружают сказочные замки и украшают их мелкими камешками, прилагая при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.
Книга своими руками
Владея ножницами и бумагой, можно предложить детям сделать книжку своими руками. При работе по изготовлению книжки интегрируются умения детей по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности. Создаются условия для подготовки детей к школе: накапливается словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования, уделяется внимание звукопроизношению, фонематическому слуху, формируется мотивация чтения и грамотности письма. А мы знаем, что любовь к художественной литературе формируется с детства, и это очень важно для формирования полноценной личности.
Использование картин на логопедических занятиях
Ни один логопед не обходится на своих занятиях без помощи картин наших знаменитых художников В. Васнецова, Шишкина, Брюллова и многих других. Произведения художников учат фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание создать самим что-то красивое. Так зарождается творчество. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и отражаются в содержании речи. Они учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события, объяснять выбранный художником колорит, настроение и чувства, соотнося картину с литературным произведением. Дети обучаются составлению рассказов по пейзажной картине. Конечно, этому предшествует наблюдение за явлениями природы, сезонным изменениям, описанием природы, рассматривание произведений пейзажной живописи, беседы по содержанию картины. Наша задача — вызвать у ребенка эмоциональное отношение к изображению для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения, закрепляя и автоматизируя грамматические формы.
Взаимосвязь разных видов искусств
Организация работы с бросовым материалом тоже способствует полноценному развитию ребенка. Сначала были проведены экскурсии к плотнику, где ребята увидели, какими инструментами он пользуется и как получаются стружки и опилки в процессе его работы. Интересно и полезно детям работать с такими материалами, как пластиковые бутылки, коробочки из-под йогурта, шоколадных яиц, упаковочного картона, завинчивающихся пробок от бутылок и банок, вкладышей от конфет, пакетов. Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но прежде всего она учит беречь природу родного края, воспитывает бережливость. Немаловажной стороной этой деятельности является соблюдение техники безопасности, происходит интеграция с образовательной областью «Безопасность».
Сотрудничество (в разных формах) ДОУ и семей воспитанников позволяет установить взаимопонимание, взаимоуважение, проникновение в проблемы сада и семьи по вопросам развития ребенка. А это очень важно особенно в коррекционной работе. Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. Зрелому мастеру – логопеду каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, легкости, или же, напротив, трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае.
Работа над спектаклем.
Цели: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого; реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе.
В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. Сценарии разрабатываются педагогами. У всех спектаклей есть специфика: Главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные «речевые» испытания. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальные и хореографические части, принимают участие все без исключения дети группы.
Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом должны быть пробы детей на различные роли и распределение ролей. Это происходит следующим образом: дети по своему желанию выбирают роль и, перевоплотившись в героя проигрывают небольшие этюды.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов ДОУ. Повторный показ – для родителей и гостей.
В процессе создаются театральная галерея, фотоальбом, видеозаписи. Зрители могут записать свои впечатления, какие-то пожелания в театральной книге отзывов. В конце года, на заключительном спектакле, все дети, игравшие роли в течение года, награждаются дипломами юного актера.
Использование рассмотренных выше видов продуктивной деятельности – яркий пример интеграции в коррекционно – педагогическом процессе образовательных областей в условиях перехода на новые федеральные требования дошкольного воспитания.
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации, используя интегративные подходы — вот задачи, стоящие на данном этапе развития нашей науки перед каждым логопедом- практиком. Взаимосвязь разных видов искусств и каждый вид искусства в отдельности углубляют необходимые и неожиданные ассоциации, помогают понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа, что является важнейшим звеном в цепи коррекционной работы.
Использование рассмотренных выше видов продуктивной деятельности – яркий пример интеграции в коррекционно – педагогическом процессе образовательных областей в условиях перехода на новые федеральные требования дошкольного воспитания.
ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Театральная игра (упражнения и этюды)
Цели: Развивать игровое поведение, готовность к творчеству; Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
«Словесный портрет»
Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова: «В центр круга ты вставай и глаза не открывай, Поскорее дай ответ – Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет названного ребенка.
«Тень»
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Водящий ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3 -5 чел), как тень следуют за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
«Стульчики»
Цели: прививать умение свободно передвигаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.
По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.
«Работа со схемами-эмоциями»
Цель: Развивать фантазию, воображение, логическое мышление.
Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в группы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например: схема: грустьудивление-радость. «Шел грустный цыпленок, увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».
«Одно и то же по-разному»
Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.п. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны
догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться и в группах, каждая из которых получает определенное задание.
«Превращение комнаты»
Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.
Дети распределяются на 2-3 группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: театр, магазин, больница, берег моря…
«Превращение детей»
Цель та же, что и в превращении комнаты.
По команде педагога, дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, деревья.
«Кругосветное путешествие»
Цели: Развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию.
Детям предлагается отправиться в путешествие и придумать, где проляжет их путь – по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны менять свое поведение.
«Этюды»
Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.
Этюды могут быть предложены педагогом, или придуманы детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.) Следующий этап – сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.)
Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.
Речевые игры и упражнения
Цели: формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение, расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
Речевые игры и упражнения желательно включать в каждое занятие, а так же сочетать с ритмопластическими и театральными играми.
«Игра со свечой»
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
«Больной зуб»
Цель: Преодолевать твердую атаку гласных.
Детям предлагают представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звук [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышци свободны. Звук монотонный, тянущийся.
«Самолет»
Цель: расширять диапазон голоса.
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то спускается, то снова резко взмывает в небо. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
«Эхо»
Цель: развивать силу голоса.
Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает «Ау» (повторять 3 – 5) раз.
«Фраза по кругу»
Цель: учить четкой дикции, интонационной выразительности речи.
Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.
«Мяч эмоций»
Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу»
Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч, и называет одну из эмоций (грусть, радость, …) Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.
«Фантазии о …»
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что чувствует вещь, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я – утюг», «Я – кошка», «Я – кукла» и т.д.
«Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о…»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
Ритмопластика
Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакций, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).
«Мороженое»
Цели: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно тает». Дети постепенно расслабляют мышцы.
«Конкурс лентяев»
Цель: обучать полному расслаблению мышц всего тела.
Педагог читает: «Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный,
Сладко спит в норе прохладной. (В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука: ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
«Заяц – барабанщик»
Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.
Ведущий – заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети – зайчата пытаются повторить ритмический рисунок.
«Не ошибись»
Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание.
Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
Этюд «Осенние листья»
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр)
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листочками, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс – фантазия»)
«Новая кукла»
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело кружится, скачет и играет с куклой» (П. Чайковский «Новая кукла»)
«Заколдованный лес»
«Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая потников в самую чащу» (М. Мусоргский, «картинки с выставки»)
«В царстве золотой рыбки»
«В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб…» (К. Сен-Санс «Аквариум»)
«Танец огня»
«Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры. (Де Фалла «Ритуальный танец огня» из балета «Любовь-волшебница»)
«В стране гномов»
Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли кто чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой траве и вновь полные сил, отправляются дальше. (Э.Григ «Шествие гномов»)
«Времена года»
Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы. (Отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..
Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
Поликультурный подход к художественно эстетическому развитию дошкольников
в данной статье говорится о становлении ребенка в детском саду, о художественно-эстетическом воспитании ребенка....
Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по поликультурному воспитатнию детей. В методическом материале отражено ознакомление дошкольников с культурой народов России, которое является частью поликультурного воспит...
Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Тематический план на учебный год для старшей и подготовительной групп...
Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
«Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействия»
Один из путей познания мира – художественное творчество. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,- говорил немецкий философ Г. Ге...