Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
статья

Ольга Анатольевна Толмачева

В статье описан опыт работы по поликультурному воспитатнию детей. В методическом материале отражено ознакомление дошкольников с культурой народов России, которое является частью поликультурного воспитания детей. Большое внимание уделяется воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям. Каждый наделён правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»

Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия - родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. У нас - общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации.

В многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям. Ознакомление дошкольников с культурой народов России является частью поликультурного воспитания. Мы убеждены, что приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, т. к. детские впечатления неизгладимы, дети очень доверчивы, открыты. Каждый наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Знать только о своем народе для современного человека очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: петь, танцевать, играть в их игры, попробовать готовить их национальные блюда. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой.

Поэтому, педагогический коллектив нашего детского сада поставил перед собой цель: формирование поликультурной личности ребенка.

Цель определила задачи:

- формировать у детей представление о многообразии культур в России;

- воспитывать позитивное отношение к культурным различиям;

- выявить в культуре российских народов общие элементы традиций, позволяющие жить в мире и согласии;

- приобщать детей к родной культуре, а от нее - к российской и мировой;

- воспитывать детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.

Свою работу по поликультурному воспитанию мы осуществляем в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений мы используем разнообразные средства:

- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, традиции;
- музейную педагогику;

- родительский клуб «Семейный очаг».

В работе с детьми мы проводим тематические занятия. Работаем по таким направлениям как: твои друзья, дружба, честность, мой дом, моя семья, добро и зло. Дети получают знания о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей. Знакомим детей со знаковой символикой России. Приобщаем их к семейно-бытовым традициям и обычаям. Знакомим с художественно-литературными произведениями, декоративно-прикладным искусством разных народов России. Углублению возникших дружеских чувств детей к сверстникам другой национальности способствует чтение соответствующих художественных произведений, в которых рассказывается о дружбе детей разных национальностей.

Чтение обязательно сопровождается беседой, цель которой - рассказать дошкольникам, о том, что наша Родина многонациональна. Показать им, что дети любой национальности живут, так же как и они: ходят в детский сад, играют, помогают взрослым. Вместе со всей страной отмечают те же праздники, так же, как и они, ребята эти хотят вырасти сильными и здоровыми.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей: мордва, татары, чуваши, мари эл, украинцы, армяне, казахи, узбеки. Как правило, дети всегда проявляют к ним повышенный интерес. В этом случае, начиная с первого знакомства детей, мы проводим беседы о том, что люди бывают разные. Но все дети хотят дружить. Воспитывая у детей дружеские чувства по отношению к ребёнку другой национальности, мы не ставим его в особое положение, не создаём особые условия пребывания в детском саду. К нему предъявляются такие же требования, как и ко всем детям, и у него следует воспитывать отзывчивость и внимание по отношению к детям другой национальности. Поощряем детей, когда они оказывают внимание, помощь, товарищам по группе. Приучаем в дни рождения дарить друг другу небольшие подарки - книжки. Традиционно проводим утреннее поздравление именинника.

В каждой группе создан центр нравственно - патриотического воспитания. В нем содержится материал по ознакомлению с родным селом, страной. Подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России. Карта России. Макет родного села. Тематические папки о России. Дидактические игры для детей. Куклы в национальной одежде. Презентации о нашей стране. Материал для ознакомления с защитниками Отечества. Наборы открыток. Атрибуты русского костюма (сарафан, кокошник, ленты, рубаха, пояс). Тематические папки и книги по темам «Как жили люди на Руси», «Русский дом», «Из истории русского народного костюма». Предметы народного декоративно – прикладного искусства. Собраны сказки народов России, былины, народные мелодии. Энциклопедии по истории, географии, глобус. Материал для познавательных бесед о родном крае, о России, о Москве; государственной символике России; игры патриотического содержания.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с песнями, танцами разных народов. В процессе организованной образовательной деятельности средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации, мы стараемся открыть дошкольникам мир ценностей человека.

Приобщение детей к культурному богатству русского народа осуществляем через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды. Ведь в устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера.

Книжные уголки пополняются познавательной и художественной литературой, принесенной родителями и детьми из дома. Здесь дети рассматривают тематические иллюстрации, закрепляют представление о природе и климате страны, костюмах и праздниках народов России.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Очень любят дети народные игры: подвижные, хороводные. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

В процессе дидактических игр мы закладываем у детей основы поликультурного образования, например: «Назови элементы национального костюма», «Составь узор», «Какая роспись?», «Было – стало», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм».

В мини-музеях дети знакомятся с народной декоративной росписью (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово), с народной игрушкой, со старинными предметами русского быта. Окружение предметами национального характера помогает детям понять, что они - часть великого русского народа.

На совместных встречах детско-родительского клуба «Семейный очаг» дети и родители знакомятся с русской народной культурой и основами православия.

Мы учим детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Говорим об общечеловеческих ценностях: доброте, дружбе, честности, любви, справедливости, взаимопомощи.

Неотъемлемая часть народной культуры – это народные праздники, обычаи, традиции.

Традиционно в нашем детском саду проводятся государственные, народные и православные  праздники.

Мы считаем, что поликультурное воспитание тесно связано с гражданско-патриотическим воспитанием. В детском саду ежегодно проводится праздник «День защитника Отечества», “День Победы», «День народного единства», «День матери».

Одним из важных звеньев поликультурного образования дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к народным праздникам, тематическим выставкам, изготовлению поделок. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению элементов костюмов, к участию в совместных праздниках, развлечениях, к работе по обогащению предметно-развивающей среды групп и мини-музеев. Главные направления в работе с родителями - это установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Большое значение для нас имеет сотрудничество с социумом: районной детской библиотекой,  районным Домом Культуры, Кинель-Черкасским историко-краеведческим музеем, домом детского творчества.

Работа по поликультурному воспитанию, позволяет нам формировать у детей представление о культурных различиях, приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций. Дети начинают понимать, что каждый человек уникален и неповторим, учатся общаться со сверстниками, позитивно относятся к окружающему миру, национальному наследию родной страны, другим людям.

Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...