Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

Пронькина Елена Владимировна

Тематический план на учебный год для старшей и подготовительной групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikultura.docx39.11 КБ
Файл peskografiya.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию старших дошкольников

Воспитатель Пронькина Е.В.

Тематический план работы на 2018-2019 у.г.

Месяц

Содержание работы

Цель

Сентябрь

Сентябрь

Беседа «Как люди жили раньше?»

Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре.

Беседа «По следам сказочной полбы». Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». История происхождения злаковых и рассказ о хлебе в культурах разных народов.

Формировать представления детей о то, что люди в разных странах по-разному готовят хлеб, но схожи в своём отношении к нему как основе жизни.

Беседа «Хлеб разных стран».

Формировать знания детей о взаимосвязи и взаимозависимости людей, живущих в разных странах, взаимообмене знаниями, технологиями, который постоянно происходит в истории человечества, на примере истории происхождения злаковых культур, широко распространённых в настоящее время на территории России.

Продуктивная деятельность«Декоративное панно».

Упражнять детей в работе с природным материалом - соломой, отрабатывать умение сочетать ее с различными материалами.

Презентация «Русский национальный костюм»

Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему. Учить классифицировать предметы одежды.

Продуктивная деятельность«Украшение русского национального костюма». Рисование по трафарету.

Показать красоту изделий, развивать умение составлять композицию узора, воспитывать любовь и уважение к истории и традициям своего народа

Октябрь

Познавательная беседа «Роспись силуэтов дымковской игрушки». Разучивание стихов о дымковских игрушках.

Знакомство с дымковской игрушкой, рассказать  о славных дымковских мастерах, технике ее изготовления.

Продуктивная деятельность. Изготовление из бросового материала (пластилина и пластиковой бутылки) фигурки по мотивам вятской игрушки «Дымковская барыня» с последующим раскрашиванием.

Создание условий для творчества детей по мотивам дымковской игрушки

«Моя семья». Родословное древо. Герб нашей семьи. Творческая работа детей и родителей.

Расширять представления о своей семье, формировать представления о семейных традициях, родственных отношениях.

Презентация «Красная книга Самарской Луки».

Продолжать знакомить с флорой и фауной Самарской области

Продуктивная деятельность. Коллективная аппликация «Самарская Лука».

Создание коллективной композиции из ленточных аппликаций (деревьев ) на основе объединяющих образов (животных). Закреплять умение планировать и выполнять коллективную работу.

Ноябрь

Познавательная беседа «Россия».

Формировать представление о государстве (президент, правительство, армияполиция), закрепить знания о символике страны, о том, что в стране живут люди разных национальностей, воспитывать толерантное отношение к разным народам, населяющих страну.

Презентация «Мой любимый город Тольятти»

Расширять знания детей о своем городе и его достопримечательностях, о том, люди каких национальностей живут в нашем городе (русские, татары, чуваши, мордва, башкиры, украинцы, немцы и т.д.)

Чтение и обсуждение башкирской народной сказки «Лентяйка»

Знакомство с башкирским народным творчеством.

Продуктивная деятельность«Украшение башкирского национального костюма». Разукрашивание макета.

Показать красоту изделий, развивать умение составлять композицию узора, воспитывать любовь и уважение к истории и традициям башкирского народа

Познавательная беседа «Путешествие по России. Казань»

Объяснить детям, что в составе России кроме городов есть республики, одна из которых Татарстан, столица его – многонациональный город Казань, один из старейших городов России.

Презентация « Казанский Кремль»

Рассказать детям историю Казанского Кремля, легенду башни «Сиюмбике»

Декабрь

Чтение и обсуждение татарской народной сказки «Отцовские советы»

Вызвать интерес к татарскому народному творчеству, побуждать у детей желание понимать смысл мудрых народных сказок и делать выводы

Презентация «Национальная татарская кухня»

Познакомить детей с такими блюдами национальной татарской кухни как чак-чак, кыстыбы, эчпочмак, пермяч и т.д.

Беседа о мастерах русских народных промыслов. Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек и узоров на них 

Знакомство  с  хохломской и  городецкой росписью, обобщить знания детей о народных промыслах, формировать уважительное отношение к родной стране, воспитывать интерес к народным традициям.

Продуктивная деятельность: знакомить с разными приемами росписи по дереву на примере деревянных ложек (хохломская, городецкая роспись).

Расширять знания детей о народных промыслах, развивать творческое воображение

Познавательная беседа «Путешествие по миру. Великобритания. Лондон».

Формирование элементарных представлений о незнакомой стране, ее истории; развитие любознательности, расширение кругозора; закрепление навыков работы с географической картой; развитие наглядно-образного мышления. Закреплять понятие «столица» (Москва — столица нашей родины); формировать представления о том, что в каждой стране есть столица

Продуктивная деятельность: конструирование «Дворцы и соборы» 

Учить создавать различные модели по собственному замыслу, совершенствовать координацию руки и глаза.

Познавательная беседа «Как встречают новый год в Великобритании?»

Расширить представления у детей о традициях встречи нового года у других народов, развивать любознательность, воспитывать интерес к культуре народов мира.

Январь

Познавательная беседа: «Рождественский сочельник». Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Разучивание загадок о зиме, примет, колядок«Коляда, коляда, поехала по дрова»«Коляда, коляда. Я у батюшки одна».

Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. 

Музыкально-литературное развлечение «Пришла Коляда – открывай ворота».

Расширить представления о русских народных праздниках, воспитывать интерес к истории и традициям своего народа.

Познавательная беседа «Путешествие по миру. Япония. Искусство создания оригами»

Формирование элементарных представлений о стране восходящего солнца, ее истории и традициях; закрепление навыков работы с географической картой; развитие наглядно-образного мышления,  

Продуктивная деятельность«Подарок для друга» (оригами).

Закреплять умение работы с бумагой, вызвать желание порадовать друга, воспитывать усидчивость, терпение, бережное отношение к бумаге.

Познавательная беседа «Республика Мордовия»

Познакомить с республикой, ее народом  дать представление о традициях и обычаях мордовского народа, воспитывать уважительное отношение к другим народам.

В гостях у сказки. Чтение и обсуждение мордовской народной сказки «Вершки и корешки»

Продолжить знакомить детей с творчеством народов Самарской области

Февраль

Дидактические игры «Чей флаг?»«Подбери костюм».

Уточнить и углубить знания детей о символике изученных стран и республик

Путешествие - занятие по познавательному развитию «Здравствуй, Украина».

Познакомить с государством ближнего зарубежья – Украиной, народом – украинцами, дать представление о стране, традициях и обычаях украинского народа, напомнить, что украинцы живут и в нашем городе.

Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для фольклорного развлечения

Развивать любовь и уважение к истории и традициям украинского народа, желание принимать участие в коллективной работе

Развлечение. Народная украинская хороводная игра «Подоляночка»

Знакомить детей с народным фольклором Украины, расширять и обогащать представление о традициях у других народов, воспитывать эмоционально положительное отношение к фольклору других народов.

Презентация «Русь мастеровая».

Показать красоту изделий, выполненную умелыми руками, развивать и воспитывать любовь и уважение к истории и традициям своего народа.

Развлечение «Масленица»

Углубить интерес к культуре русского народа. На музыкальных развлечениях познакомить с малыми формами фольклора, хороводными играми, народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора.

Март

Познавательная беседа просмотр слайдов, фотографий «Здравствуй, Чувашия»

Познакомить с республикой, ее народом  дать представление о традициях и обычаях чувашского народа, воспитывать уважительное отношение к другим народам

Чтение рассказа «Черное ухо»

Познакомить с творчеством чувашской писательницы Игнатьевой В.Н.

Познавательная беседа «Мама – хранительница тепла, семейного очага, продолжательница человеческого рода»

Формировать основы культуры речевого этикета, воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности, а также любви и уважения к своим близким

Продуктивная деятельность. Модульная аппликация «Подарок для мамы»

Закреплять умение аккуратно соединять воедино модули аппликации, приветствовать творческий подход к работе и желание принести радость маме

Знакомство с техникой изготовления народных игрушек из глины.

Расширять знания детей о народных промыслах, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к изготовлению игрушек из глины

Продуктивная деятельность.

Раскрашивание глиняных игрушек-заготовок

Вызвать интерес и желание проявлять творчество при выполнении работы

Апрель

Познавательная беседа «Православная пасха».

Расширить представления о православных праздниках, воспитывать интерес к истории и традициям русского народа

Продуктивная деятельность: Лепка с элементами рисования «Чудо-писанки» (изготовление яйца из пластилина с его последующим раскрашиванием).

Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Дать представление о истории возникновения этого вида искусства, специфике композиции и орнаментального строя. 

Путешествие-занятие, просмотр слайдов «Путешествие по миру: Где на карте Китай?»

Расширить представления о нашем мире и его населении, климатических особенностях и природе, формировать интерес к истории и традициям других народов

Познавательная беседа «Почему мы такие разные?»

Познакомить с характерными особенностями внешности китайцев, их одежды, украшений, прически, развивать умение сравнивать находить общие признаки и отличия, воспитывать толерантное отношение к людям разных рас

Познавательная беседа «Из истории чая». Чаепитие по китайским традициям.

Закрепить знания о русских традициях связанных с чаепитием, дать представление о происхождении чая, его пользе, формировать интерес к новым открытиям, воспитывать уважительное отношение к традициям народов мира

Продуктивная деятельность. Рисование с элементами конструирования из бумаги «Роспись китайского веера».

Продолжать развивать интерес к искусству другой страны, расширять кругозор, учить новым приемам техники рисования,  побуждать проявлять самостоятельность

Май

В гостях у сказки. Чтение и обыгрывание украинской народной сказки «Колосок», немецкой народной сказки «Гензель и Гретель»

Учить детей сравнивать сказки разных народов, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказок, учить осмысливать характеры персонажей, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки.

Презентация «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Показ слайдов  о воинах – защитниках Отечества.

Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и подвигах, воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению; обратить внимание детей на то, что в войне участвовали люди разных национальностей (перечислить)

Музыкально-тематическое занятие, посвященное 9 мая.

Познакомить детей с песнями военных лет. Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о войне, армии, победе. Развивать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее.

Продуктивная деятельность: рисование узоров национального характера «Подбери узор к костюму».

Закрепить знания детей об особенностях национальных узоров народов Тольятти и Самарской области, находить в них сходство и отличия, развивать эстетический вкус.

Музыкально-литературное развлечение «Крепче за руки возьмемся».

Расширять представления детей о равноправии людей разных национальностей. Способствовать выразительности речи детей, актуализировать и обогащать словарь. Развивать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно и полно познавать себя и других людей. Воспитывать в детях толерантность, сплочённость, сотрудничество, понимание, уважение друг к другу.

Празднование дня толерантности. Игры разных народов Самарской области

Обобщить полученные знания о народах разных национальностей, проживающих в Тольятти и Самарской области



Предварительный просмотр:

Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста

Пронькина Елена Владимировна,

воспитатель МАОУ детского сада № 49 «Весёлые нотки» г.о. Тольятти

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического развития детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие моторики. Для сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Песочные игры для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком также оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Программа «Волшебный песок» предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

        Программа разработана для воспитанников 1 младшей группы (2-3 лет).

Цель:  развитие художественно-эстетической и познавательной сфер у детей раннего возраста с использованием песка.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие

- знакомить с пластическим материалом;

- вызывать интерес к действиям с песком;

- развивать чувство радости от красоты окружающих предметов;

- способствовать развитию положительных эмоций;

Познавательное развитие

- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

- развивать умение воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину);

- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

- развивать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук;

- формировать представления о величине и форме;

- уметь употреблять сравнения «много», «больше», «меньше».

Социально-коммуникативное развитие

- побуждать детей к игре, вызывая эмоционально- положительный отклик на игровое действие;

- воспитывать самостоятельность в сюжетных играх в песочнице.

Речевое развитие

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, активизировать словарь детей, используя существительные, глаголы, прилагательные;

- формировать диалогическую и монологическую речь.

Ожидаемые результаты

  • ребенок знает и называет форму, цвет и размер предмета;
  • ребенок умеет распределять внимание;
  • ребенок способен воображать, запоминать, воспринимать;
  • у ребенка развита мелкая моторика.

Методическое обеспечение

На занятиях используются:

  1.  индивидуальные лоточки-подносы с песком;
  2.  фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
  3.  шаблоны-трафареты;
  4.  кисточки, лопаточки, грабельки и пр.

Содержание программы

Месяц

неделя

Пескография

Песочные игры

Занятия с кинетическим песком

октябрь

1

Знакомство с материалом, правилами его использования.

Знакомство с ящерицей, которая живет в песке. Обыгрывание ситуаций с персонажем.

2

Обрисовывание следа от ладони.

Знакомство со свойствами кинетического песка

3

Рисование листочка с помощью трафарета и без него.

Составление композиции и обыгрывание на тему «Осень золотая».

4-5

Самостоятельная деятельность (проявление творчества)

ноябрь

1

Показать приемы получения точек и коротких линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Игровая ситуация «Дождевые капельки».

Применить прием просеивания песка через сито (песочный дождик), затем увлажнить каплями с мокрых пальцев или ткани.

2

Рисование бабочки  ладонями, пальцами с использованием дополнительных деталей (камушки,  лоскутки ткани).

Лепка бабочки. Создание узоров на крыльях с помощью  надавливания пальцами

3

Рисование насыпью лучиков солнышка.

Игра «Секретики»

Найти спрятанные в песке игрушки, при этом тайник помечен

4

Рисование точек (ягодки) симметрично образцу.

Лепка шариков и смешивание (варим варенье)

декабрь

1

Рисование падающего снега, снежинок пальцами, мячиков-ёжиков.

Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры».

2

Рисование узоров по образцу.

Лепка узора снежинки по образцу.

3

Рисование елочки разными способами

Обыгрывание темы «Новый год».

4

Рисование елочных игрушек по трафарету с использованием дополнительных деталей (камушки, палочки, лоскутки ткани).

Лепка снеговика, украшение палочками, пуговицами и т.п.

январь

2

Знакомство с песочными персонажами - друзьями Ах и Ох.

Украшение оттиска ладони с помощью деталей. Игра «Ладошки» (какие ладошки, что любят делать, чего боятся?)

3

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация  «Грусть-Радость». Нанесение песка ровным слоем.

 

Лепка маски Грусть. Манипуляции для превращения маски в Радость?

4

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «Ссора-Примирение». Нанесение песка ровным слоем.

Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке. Игра «Поделись песком». Вывод - злость и обида не приносят пользы.

февраль

1

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «День рождения Ох». Нанесение песка ровным слоем.

Лепка подарка для  друга.

2

Рисование лиц членов семьи. Проговаривание (лицо- доброе, злое, веселое, грустное).

Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья».

3

Рисование следов лесных животных по образцу.

Лепка домиков- для лесных жителей (холмики, отверстия в песке).

4

Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете.

Обыгрывание композиции на тему «Папины помощники».

март

1

Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перпендикулярные, волнистые)

Лепка заборчика (колбаски разных размеров).

2

Рисование цветным песком подарка для мамы на трафарете.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Праздничный обед»

3

Рисование спирали без отрыва различного  диаметра.

Растягивание и собирание кусочка песка

4

Рисование одуванчика линиями от центра к краю.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочки на  полянке».

5

Рисование формы яйца различными способами

Лепка птицы на доске с отрывными кусочками песка

апрель

1

Рисование  лиц веселых человечков.

Игра «День смеха». Нужно отыскать в песке среди других игрушек веселого клоуна.

2

Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты)

Лепка коллективная с формочками на тему: Космос

3

Рисование геометрических фигур по трафарету и без него.

Лепка геометрических фигур с формочками и без них.

4

Рисование узоров на трафарете яйца. Выполнение узоров двумя руками.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Светлая пасха».

май

1

Произвольное рисование предметов различной величины

Игра в парах «Маленький – большой» на песке.

2

Рисование  Радуги цветным песком на трафарете.

Лепка радуги из цветного песка.

3

Рисование паука. Составление узора паутины.

Игра «Паучок». Нужно отыскать в песке среди фигурку паука.

Литература

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
  3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду № 3-2006.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
  7. Игры с песком. // Школьный психолог № 6-2006.
  8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика № 3-2005.
  9. Мариэлла З. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
  10. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
  11. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Поликультурный подход к художественно эстетическому развитию дошкольников

в данной статье говорится о становлении ребенка в детском саду, о художественно-эстетическом воспитании ребенка....

Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по поликультурному воспитатнию детей. В методическом материале отражено ознакомление дошкольников с культурой народов России, которое является частью поликультурного воспит...

"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»

Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области  развития старших дошкольников&raq...