Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
Тематический план на учебный год для старшей и подготовительной групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikultura.docx | 39.11 КБ |
peskografiya.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Воспитатель Пронькина Е.В.
Тематический план работы на 2018-2019 у.г.
Месяц | Содержание работы | Цель | |
Сентябрь Сентябрь | Беседа «Как люди жили раньше?» | Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре. | |
Беседа «По следам сказочной полбы». Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». История происхождения злаковых и рассказ о хлебе в культурах разных народов. | Формировать представления детей о то, что люди в разных странах по-разному готовят хлеб, но схожи в своём отношении к нему как основе жизни. | ||
Беседа «Хлеб разных стран». | Формировать знания детей о взаимосвязи и взаимозависимости людей, живущих в разных странах, взаимообмене знаниями, технологиями, который постоянно происходит в истории человечества, на примере истории происхождения злаковых культур, широко распространённых в настоящее время на территории России. | ||
Продуктивная деятельность: «Декоративное панно». | Упражнять детей в работе с природным материалом - соломой, отрабатывать умение сочетать ее с различными материалами. | ||
Презентация «Русский национальный костюм» | Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему. Учить классифицировать предметы одежды. | ||
Продуктивная деятельность: «Украшение русского национального костюма». Рисование по трафарету. | Показать красоту изделий, развивать умение составлять композицию узора, воспитывать любовь и уважение к истории и традициям своего народа | ||
Октябрь | Познавательная беседа «Роспись силуэтов дымковской игрушки». Разучивание стихов о дымковских игрушках. | Знакомство с дымковской игрушкой, рассказать о славных дымковских мастерах, технике ее изготовления. | |
Продуктивная деятельность. Изготовление из бросового материала (пластилина и пластиковой бутылки) фигурки по мотивам вятской игрушки «Дымковская барыня» с последующим раскрашиванием. | Создание условий для творчества детей по мотивам дымковской игрушки | ||
«Моя семья». Родословное древо. Герб нашей семьи. Творческая работа детей и родителей. | Расширять представления о своей семье, формировать представления о семейных традициях, родственных отношениях. | ||
Презентация «Красная книга Самарской Луки». | Продолжать знакомить с флорой и фауной Самарской области | ||
Продуктивная деятельность. Коллективная аппликация «Самарская Лука». | Создание коллективной композиции из ленточных аппликаций (деревьев ) на основе объединяющих образов (животных). Закреплять умение планировать и выполнять коллективную работу. | ||
Ноябрь | Познавательная беседа «Россия». | Формировать представление о государстве (президент, правительство, армия, полиция), закрепить знания о символике страны, о том, что в стране живут люди разных национальностей, воспитывать толерантное отношение к разным народам, населяющих страну. | |
Презентация «Мой любимый город Тольятти» | Расширять знания детей о своем городе и его достопримечательностях, о том, люди каких национальностей живут в нашем городе (русские, татары, чуваши, мордва, башкиры, украинцы, немцы и т.д.) | ||
Чтение и обсуждение башкирской народной сказки «Лентяйка» | Знакомство с башкирским народным творчеством. | ||
Продуктивная деятельность: «Украшение башкирского национального костюма». Разукрашивание макета. | Показать красоту изделий, развивать умение составлять композицию узора, воспитывать любовь и уважение к истории и традициям башкирского народа | ||
Познавательная беседа «Путешествие по России. Казань» | Объяснить детям, что в составе России кроме городов есть республики, одна из которых Татарстан, столица его – многонациональный город Казань, один из старейших городов России. | ||
Презентация « Казанский Кремль» | Рассказать детям историю Казанского Кремля, легенду башни «Сиюмбике» | ||
Декабрь | Чтение и обсуждение татарской народной сказки «Отцовские советы» | Вызвать интерес к татарскому народному творчеству, побуждать у детей желание понимать смысл мудрых народных сказок и делать выводы | |
Презентация «Национальная татарская кухня» | Познакомить детей с такими блюдами национальной татарской кухни как чак-чак, кыстыбы, эчпочмак, пермяч и т.д. | ||
Беседа о мастерах русских народных промыслов. Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек и узоров на них | Знакомство с хохломской и городецкой росписью, обобщить знания детей о народных промыслах, формировать уважительное отношение к родной стране, воспитывать интерес к народным традициям. | ||
Продуктивная деятельность: знакомить с разными приемами росписи по дереву на примере деревянных ложек (хохломская, городецкая роспись). | Расширять знания детей о народных промыслах, развивать творческое воображение | ||
Познавательная беседа «Путешествие по миру. Великобритания. Лондон». | Формирование элементарных представлений о незнакомой стране, ее истории; развитие любознательности, расширение кругозора; закрепление навыков работы с географической картой; развитие наглядно-образного мышления. Закреплять понятие «столица» (Москва — столица нашей родины); формировать представления о том, что в каждой стране есть столица | ||
Продуктивная деятельность: конструирование «Дворцы и соборы» | Учить создавать различные модели по собственному замыслу, совершенствовать координацию руки и глаза. | ||
Познавательная беседа «Как встречают новый год в Великобритании?» | Расширить представления у детей о традициях встречи нового года у других народов, развивать любознательность, воспитывать интерес к культуре народов мира. | ||
Январь | Познавательная беседа: «Рождественский сочельник». Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Разучивание загадок о зиме, примет, колядок: «Коляда, коляда, поехала по дрова», «Коляда, коляда. Я у батюшки одна». | Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. | |
Музыкально-литературное развлечение «Пришла Коляда – открывай ворота». | Расширить представления о русских народных праздниках, воспитывать интерес к истории и традициям своего народа. | ||
Познавательная беседа «Путешествие по миру. Япония. Искусство создания оригами» | Формирование элементарных представлений о стране восходящего солнца, ее истории и традициях; закрепление навыков работы с географической картой; развитие наглядно-образного мышления, | ||
Продуктивная деятельность: «Подарок для друга» (оригами). | Закреплять умение работы с бумагой, вызвать желание порадовать друга, воспитывать усидчивость, терпение, бережное отношение к бумаге. | ||
Познавательная беседа «Республика Мордовия» | Познакомить с республикой, ее народом дать представление о традициях и обычаях мордовского народа, воспитывать уважительное отношение к другим народам. | ||
В гостях у сказки. Чтение и обсуждение мордовской народной сказки «Вершки и корешки» | Продолжить знакомить детей с творчеством народов Самарской области | ||
Февраль | Дидактические игры «Чей флаг?», «Подбери костюм». | Уточнить и углубить знания детей о символике изученных стран и республик | |
Путешествие - занятие по познавательному развитию «Здравствуй, Украина». | Познакомить с государством ближнего зарубежья – Украиной, народом – украинцами, дать представление о стране, традициях и обычаях украинского народа, напомнить, что украинцы живут и в нашем городе. | ||
Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для фольклорного развлечения | Развивать любовь и уважение к истории и традициям украинского народа, желание принимать участие в коллективной работе | ||
Развлечение. Народная украинская хороводная игра «Подоляночка» | Знакомить детей с народным фольклором Украины, расширять и обогащать представление о традициях у других народов, воспитывать эмоционально положительное отношение к фольклору других народов. | ||
Презентация «Русь мастеровая». | Показать красоту изделий, выполненную умелыми руками, развивать и воспитывать любовь и уважение к истории и традициям своего народа. | ||
Развлечение «Масленица» | Углубить интерес к культуре русского народа. На музыкальных развлечениях познакомить с малыми формами фольклора, хороводными играми, народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора. | ||
Март | Познавательная беседа просмотр слайдов, фотографий «Здравствуй, Чувашия» | Познакомить с республикой, ее народом дать представление о традициях и обычаях чувашского народа, воспитывать уважительное отношение к другим народам | |
Чтение рассказа «Черное ухо» | Познакомить с творчеством чувашской писательницы Игнатьевой В.Н. | ||
Познавательная беседа «Мама – хранительница тепла, семейного очага, продолжательница человеческого рода» | Формировать основы культуры речевого этикета, воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности, а также любви и уважения к своим близким | ||
Продуктивная деятельность. Модульная аппликация «Подарок для мамы» | Закреплять умение аккуратно соединять воедино модули аппликации, приветствовать творческий подход к работе и желание принести радость маме | ||
Знакомство с техникой изготовления народных игрушек из глины. | Расширять знания детей о народных промыслах, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к изготовлению игрушек из глины | ||
Продуктивная деятельность. Раскрашивание глиняных игрушек-заготовок | Вызвать интерес и желание проявлять творчество при выполнении работы | ||
Апрель | Познавательная беседа «Православная пасха». | Расширить представления о православных праздниках, воспитывать интерес к истории и традициям русского народа | |
Продуктивная деятельность: Лепка с элементами рисования «Чудо-писанки» (изготовление яйца из пластилина с его последующим раскрашиванием). | Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Дать представление о истории возникновения этого вида искусства, специфике композиции и орнаментального строя. | ||
Путешествие-занятие, просмотр слайдов «Путешествие по миру: Где на карте Китай?» | Расширить представления о нашем мире и его населении, климатических особенностях и природе, формировать интерес к истории и традициям других народов | ||
Познавательная беседа «Почему мы такие разные?» | Познакомить с характерными особенностями внешности китайцев, их одежды, украшений, прически, развивать умение сравнивать находить общие признаки и отличия, воспитывать толерантное отношение к людям разных рас | ||
Познавательная беседа «Из истории чая». Чаепитие по китайским традициям. | Закрепить знания о русских традициях связанных с чаепитием, дать представление о происхождении чая, его пользе, формировать интерес к новым открытиям, воспитывать уважительное отношение к традициям народов мира | ||
Продуктивная деятельность. Рисование с элементами конструирования из бумаги «Роспись китайского веера». | Продолжать развивать интерес к искусству другой страны, расширять кругозор, учить новым приемам техники рисования, побуждать проявлять самостоятельность | ||
Май | В гостях у сказки. Чтение и обыгрывание украинской народной сказки «Колосок», немецкой народной сказки «Гензель и Гретель» | Учить детей сравнивать сказки разных народов, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказок, учить осмысливать характеры персонажей, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки. | |
Презентация «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Показ слайдов о воинах – защитниках Отечества. | Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и подвигах, воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению; обратить внимание детей на то, что в войне участвовали люди разных национальностей (перечислить) | ||
Музыкально-тематическое занятие, посвященное 9 мая. | Познакомить детей с песнями военных лет. Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о войне, армии, победе. Развивать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее. | ||
Продуктивная деятельность: рисование узоров национального характера «Подбери узор к костюму». | Закрепить знания детей об особенностях национальных узоров народов Тольятти и Самарской области, находить в них сходство и отличия, развивать эстетический вкус. | ||
Музыкально-литературное развлечение «Крепче за руки возьмемся». | Расширять представления детей о равноправии людей разных национальностей. Способствовать выразительности речи детей, актуализировать и обогащать словарь. Развивать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно и полно познавать себя и других людей. Воспитывать в детях толерантность, сплочённость, сотрудничество, понимание, уважение друг к другу. | ||
Празднование дня толерантности. Игры разных народов Самарской области | Обобщить полученные знания о народах разных национальностей, проживающих в Тольятти и Самарской области |
Предварительный просмотр:
Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста
Пронькина Елена Владимировна,
воспитатель МАОУ детского сада № 49 «Весёлые нотки» г.о. Тольятти
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического развития детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие моторики. Для сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Песочные игры для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком также оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Программа «Волшебный песок» предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Программа разработана для воспитанников 1 младшей группы (2-3 лет).
Цель: развитие художественно-эстетической и познавательной сфер у детей раннего возраста с использованием песка.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие
- знакомить с пластическим материалом;
- вызывать интерес к действиям с песком;
- развивать чувство радости от красоты окружающих предметов;
- способствовать развитию положительных эмоций;
Познавательное развитие
- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- развивать умение воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину);
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
- развивать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук;
- формировать представления о величине и форме;
- уметь употреблять сравнения «много», «больше», «меньше».
Социально-коммуникативное развитие
- побуждать детей к игре, вызывая эмоционально- положительный отклик на игровое действие;
- воспитывать самостоятельность в сюжетных играх в песочнице.
Речевое развитие
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, активизировать словарь детей, используя существительные, глаголы, прилагательные;
- формировать диалогическую и монологическую речь.
Ожидаемые результаты
- ребенок знает и называет форму, цвет и размер предмета;
- ребенок умеет распределять внимание;
- ребенок способен воображать, запоминать, воспринимать;
- у ребенка развита мелкая моторика.
Методическое обеспечение
На занятиях используются:
- индивидуальные лоточки-подносы с песком;
- фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
- шаблоны-трафареты;
- кисточки, лопаточки, грабельки и пр.
Содержание программы
Месяц | неделя | Пескография | Песочные игры | Занятия с кинетическим песком | |
октябрь | 1 | Знакомство с материалом, правилами его использования. | Знакомство с ящерицей, которая живет в песке. Обыгрывание ситуаций с персонажем. | ||
2 | Обрисовывание следа от ладони. | Знакомство со свойствами кинетического песка | |||
3 | Рисование листочка с помощью трафарета и без него. | Составление композиции и обыгрывание на тему «Осень золотая». | |||
4-5 | Самостоятельная деятельность (проявление творчества) | ||||
ноябрь | 1 | Показать приемы получения точек и коротких линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Игровая ситуация «Дождевые капельки». Применить прием просеивания песка через сито (песочный дождик), затем увлажнить каплями с мокрых пальцев или ткани. | ||
2 | Рисование бабочки ладонями, пальцами с использованием дополнительных деталей (камушки, лоскутки ткани). | Лепка бабочки. Создание узоров на крыльях с помощью надавливания пальцами | |||
3 | Рисование насыпью лучиков солнышка. | Игра «Секретики» Найти спрятанные в песке игрушки, при этом тайник помечен | |||
4 | Рисование точек (ягодки) симметрично образцу. | Лепка шариков и смешивание (варим варенье) | |||
декабрь | 1 | Рисование падающего снега, снежинок пальцами, мячиков-ёжиков. | Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры». | ||
2 | Рисование узоров по образцу. | Лепка узора снежинки по образцу. | |||
3 | Рисование елочки разными способами | Обыгрывание темы «Новый год». | |||
4 | Рисование елочных игрушек по трафарету с использованием дополнительных деталей (камушки, палочки, лоскутки ткани). | Лепка снеговика, украшение палочками, пуговицами и т.п. | |||
январь | 2 | Знакомство с песочными персонажами - друзьями Ах и Ох. | Украшение оттиска ладони с помощью деталей. Игра «Ладошки» (какие ладошки, что любят делать, чего боятся?) | ||
3 | Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «Грусть-Радость». Нанесение песка ровным слоем. |
| Лепка маски Грусть. Манипуляции для превращения маски в Радость? | ||
4 | Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «Ссора-Примирение». Нанесение песка ровным слоем. | Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке. Игра «Поделись песком». Вывод - злость и обида не приносят пользы. | |||
февраль | 1 | Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «День рождения Ох». Нанесение песка ровным слоем. | Лепка подарка для друга. | ||
2 | Рисование лиц членов семьи. Проговаривание (лицо- доброе, злое, веселое, грустное). | Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья». | |||
3 | Рисование следов лесных животных по образцу. | Лепка домиков- для лесных жителей (холмики, отверстия в песке). | |||
4 | Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете. | Обыгрывание композиции на тему «Папины помощники». | |||
март | 1 | Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перпендикулярные, волнистые) | Лепка заборчика (колбаски разных размеров). | ||
2 | Рисование цветным песком подарка для мамы на трафарете. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Праздничный обед» | |||
3 | Рисование спирали без отрыва различного диаметра. | Растягивание и собирание кусочка песка | |||
4 | Рисование одуванчика линиями от центра к краю. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочки на полянке». | |||
5 | Рисование формы яйца различными способами | Лепка птицы на доске с отрывными кусочками песка | |||
апрель | 1 | Рисование лиц веселых человечков. | Игра «День смеха». Нужно отыскать в песке среди других игрушек веселого клоуна. | ||
2 | Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты) | Лепка коллективная с формочками на тему: Космос | |||
3 | Рисование геометрических фигур по трафарету и без него. | Лепка геометрических фигур с формочками и без них. | |||
4 | Рисование узоров на трафарете яйца. Выполнение узоров двумя руками. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Светлая пасха». | |||
май | 1 | Произвольное рисование предметов различной величины | Игра в парах «Маленький – большой» на песке. | ||
2 | Рисование Радуги цветным песком на трафарете. | Лепка радуги из цветного песка. | |||
3 | Рисование паука. Составление узора паутины. | Игра «Паучок». Нужно отыскать в песке среди фигурку паука. |
Литература
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду № 3-2006.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
- Игры с песком. // Школьный психолог № 6-2006.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика № 3-2005.
- Мариэлла З. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...
Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...
Поликультурный подход к художественно эстетическому развитию дошкольников
в данной статье говорится о становлении ребенка в детском саду, о художественно-эстетическом воспитании ребенка....
Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по поликультурному воспитатнию детей. В методическом материале отражено ознакомление дошкольников с культурой народов России, которое является частью поликультурного воспит...
"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»
Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников&raq...