«Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействия»
презентация по коррекционной педагогике
Один из путей познания мира – художественное творчество. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,- говорил немецкий философ Г. Гегель. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_makarova_i.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один из путей познания мира – художественное творчество. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,- говорил немецкий философ Г. Гегель. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций , оптико- пространственных представлений. Для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно – образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому, используя различные виды искусств, можно говорить об эффективности образовательной работы.
«Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития». Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия. Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре.
Критерии сравнения Комплексное занятие Интегрированное занятие Определение Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует другой добавляет. Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Содержание В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное одним сюжетом. Выделяется одно основное понятие, объект интеграции Задачи Решается одна основная задача Решается несколько задач. Решается не множество задач, а их совокупность. Участие взрослых Все части занятия ведет воспитатель Участвуют и воспитатель и специалисты Соотношение частей занятия Какая –то часть занятия превалирует Участие воспитателя и специалистов в равных долях. Выбор объекта интеграции Ключевые понятия: образ природы, жанры искусства, автор, символы, настроение… Компоненты интеграции Способствует развитию деятельности двигательной, музыкальной, речевой… Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познание + изо. Виды занятий Тематическое обучающее занятие Обобщающее занятие. Итоговое занятие. Обобщающее занятие. Итоговое занятие. Переодичность В соответствии с реализуемой программой Не чаще 1 занятия в 1,5-2 месяца Планирование Учитывать содержание реализуемой программы. Определить первичность цели. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения. Учитывать содержание реализуемой программы. Определить главную цель. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства , а так же оптимальной нагрузки различными видами деятельности. Структура занятия Вводная часть. Основная часть. заключительная часть. Вводная часть (воспитатель). Основная делится на части (взависимости от количества специалистов). Заключительная (специалист). Методы и приемы Словесные, наглядные, практические, проблемные. Словесные, наглядные, практические, проблемные.
Требования к интегрированным занятия Четкость, компактность, сжатость учебного материала (и вместе с тем его большая информационная емкость). Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. Взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия (занятие строится на основе определённого авторского замысла, поэтому все его части должны быть логически взаимосвязаны Доступность изложения материала (Занятие строится с учетом возрастных особенностей детей и должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития воспитанников»). Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Отличительные особенности интегрированных занятий . Во-первых , это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых , им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых , в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации ОО «ЧХЛ» являются: Формирование круга детского чтения (КДЧ) Организация процесса чтения. В КДЧ входят (Гурович Л.М.): произведения детского фольк лора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки); произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.); произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.). Произведения народов мира .
Метод «Салат из сказок». Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком в ходе переворачивания карточек с изображениями героев из сказок и прозаических текстов. Разыгрывание сказок, стихов с помощью пальцев. Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои). Игра «Меняем сюжет». Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь. - Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего? Начинается пересказ новой сказки.
Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности: Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения .
Логоритмика Для повышения эффективности коррекционной работы логопеды используют логоритмику, то есть сочетание музыки, движения и речи. Г.А. Волкова впервые в нашей стране создала логопедическую ритмику как специальную науку. Музыка — это «звучащее лекарство». А.В.Запорожец отмечал, что система движений влияет на психические процессы, а также развивает речь. В.А. Гиляровский подчеркивал, что музыка влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга.
Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сначала развиваются движения тонких пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Продуктивная деятельность – это деятельность ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность входит в условиях ФГОС в образовательную область «Художественное развитие».
Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше) катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.) сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.); - открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема; -застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде; -завязывать и развязывать шнурки; -раскладывать счетные палочки, строить домики из них;
Лепка из глины и пластилина, теста – неотъемлемая часть продуктивной деятельности. Развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Лучше использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука дошкольника нуждается в щадящих нагрузках.
Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
Хорошо формирует мелкую моторику рук и нанизывание на леску пуговиц, бусинок , макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов.
Бумажная пластика Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков, содружеству обеих рук в работе, что и формирует навыки самообслуживания у ребенка.
Формируя тонкую моторику рук, используется изготовление поделок в технике квиллинг. Искусство бумагокручения, «бумажная филигрань» - это один из видов изобразительного творчества, которым дети очень любят заниматься. Основным приёмом квиллинга является закручивание тонких полосок бумаги в плотные диски, с которыми затем производятся разнообразные действия: распускание, выдавливание, сжатие, формование.
Игры с песком Многим логопедам нравится такой способ креативной терапии, как рисование на песке, игры с песком. Взаимодействие с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Книга своими руками Владея ножницами и бумагой, можно предложить детям сделать книжку своими руками. При работе по изготовлению книжки интегрируются умения детей по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности.
Использование картин на логопедических занятиях Ни один логопед не обходится на своих занятиях без помощи картин наших знаменитых художников В. Васнецова, Шишкина, Брюллова и многих других. Произведения художников учат фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание создать самим что-то красивое. Так зарождается творчество
Организация работы с бросовым материалом тоже способствует полноценному развитию ребенка. Сначала были проведены экскурсии к плотнику, где ребята увидели, какими инструментами он пользуется и как получаются стружки и опилки в процессе его работы. Интересно и полезно детям работать с такими материалами, как пластиковые бутылки, коробочки из-под йогурта, шоколадных яиц, упаковочного картона, завинчивающихся пробок от бутылок и банок, вкладышей от конфет, пакетов. Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но прежде всего она учит беречь природу родного края, воспитывает бережливость.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..
Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
Поликультурный подход к художественно эстетическому развитию дошкольников
в данной статье говорится о становлении ребенка в детском саду, о художественно-эстетическом воспитании ребенка....
Поликультурный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по поликультурному воспитатнию детей. В методическом материале отражено ознакомление дошкольников с культурой народов России, которое является частью поликультурного воспит...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию детей в подготовительной логопедической группе с использованием головоломки танграм. Аппликация «Заяц».
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию детей в подготовительной логопедической группе с использованием головоломки танграм. Аппликация «Заяц»....
Семинар-практикум: «Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействия»
Интегрированные подходы к художественно-эстетическому развитию детей как оптимизация процесса логопедического воздействияХудожественное образование играет важную роль в становлении полноценной...