Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Логинова Наталья Николаевна

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевска РТ

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста»

Автор составитель:

Воспитатель

 первой квалификационной  категории

Логинова Наталья Николаевна

Альметьевск, 2017г.

Пояснительная записка

Данная работа посвящена на развитие детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, физического и умственного развития детей. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности, ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому, интеллектуальному и духовному, личностному развитию ребенка.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов,  обеспечивает эмоциональное благополучия ребенка.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Актуальность

Творческая деятельность и творческое мышление – это части одного целого. Наша жизнь исторически основывается на творческих достижениях. Без них не мыслима жизнь сегодня и будущее развитие нашего общества.

Формирование творческого мышления детей – одна из важнейших проблем педагогики на современном этапе. И решать ее уже необходимо в дошкольном возрасте. Одно из самых эффективных средств решения этой проблемы, является художественное творчество.


 Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень художественного развития детей
  2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, нетрадиционных материалов, замысла, способов нетрадиционного изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводилось по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
  2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования незнакомых материалов и нетрадиционного оборудования,
  3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

Методика проведения:

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
  • Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
  • По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользует нетрадиционный материал и оборудование
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)

Анализ продуктов деятельности

Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.

1. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

2. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположены неверно.

3. Передача пропорции предмета в изображении:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

4. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений,

составляющих картину:

• соблюдается пропорциональность в изображении

разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана

неверно.

5. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.

6. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

7. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

8. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

 9. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в)       стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

 

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности

Ожидаемый результат:

-использует в рисовании различные нетрадиционные материалы и оборудования

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту

-любознательный, активный

-развивает навыки по составлению сюжета

          Система мониторинга:

Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:

- первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в ноябре  (начало месяца), 7 дней.

-итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в апреле (начало месяца), 7 дней.

Диагностическая карта по рисованию старший возраст

Ф.И.О

Пальчиковая живопись

Овладение техникой рисования «по-мокрому»

Умение правильно выбирать нетрадиционный материал

Развитие целого художественного образа

Умение ритмично наносить мазки

Овладение

техникой «кляксография»

Диагностическая карта по рисованию подготовительный возраст

Ф.И.О

Умение правильно выбирать коллаж

Овладение техникой рисования

«Цветной граттаж»

Овладение техникой рисования

«Монотипия»

Овладение техникой рисования

«Оттиск»

Овладение «узелковой» техникой

рисования

Заключение

 

Итак, обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 


 Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

 Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композици

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Методическое обеспечение

Перечень видеоматериалов

1.

Презентации

2.

Тематические видеоролики

Раздаточный материал

1.

Краски акварельные (набор) – 30 шт

2.

Краска гуашь (набор) – 30 шт

3.

Карандаши цветные

4.

Кисти №2, №4 – 60 шт

5.

Бумага для рисования

6.

Стаканчик «Непроливайка» - 25 шт

7.

Палитра для рисование – 30 шт

8.

Стек – 30 шт

9.

Простой карандаш – 30 шт

10.

Стакан для карандашей – 21 шт

11.

Набор трафаретов – 5 шт

12.

Нетрадиционный материал для творчества

Игровой материал (игрушки).

1

Часы – 1 шт

2

Мульти проектор – 2 шт

3

Мозаика с аппликацией – 1 шт

Дидактический материал

1

Настольная игра для детей младшего возраста «Карусель» - 1 шт

2

Познавательная игра-лото «Цветные гномы» - 1 шт

3

Развивающая игра «Веселые клеточки» - 2 шт

4

Развивающая игра «Предметы и контуры» - 1 шт

5

Развивающая игра «Цвет форма размер»- 1 шт

6

Познавательная игра-лото «Разноцветные предметы» - 1 шт

7

Дидактический материал «Что перепутал художник?» - 1 шт

8

Познавательная игра-лото «Народы России и ближнего зарубежья» - 1 шт

9

Развивающая настольная игра «Цвета и оттенки» - 1 шт

10

Развивающая игра «Цвета» - 2 шт

11

Дидактическая игра «Знаки на дорогах» - 1 шт

12

Дидактическая игра «Круглый год» - 1 шт

13

Дидактическая игра «Русские узоры» - 2 шт

14

Дидактическая игра «Герои русских сказок» - 1 шт

15

Дидактическая игра «Сказки о животных» - 1 шт

16

Дидактическая игра «Логическое домино» - 1 шт

17

Дидактическая игра «Разноцветное шоссе» - 1 шт

18

Дидактическая игра «Цветные коврики» - 1 шт

Список  литературы

Основная литература:

1. Т.А. Николкина Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе- Волгоград: Учитель, 2011.

2. Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Т.В. Королева.  Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. О.В. Павлова. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2010.

6. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

 Дополнительная литература:

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008

Интернет ресурсы:

1. Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами. http://www.zonar.info 

2. «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования. http://bukashka.org 

3.Нетрадиционные техники рисования http://www.moi-detsad.ru/konsultac780.html

Рекомендуемая литература для детей и родителей по данной программе

№ п/п

Автор

Название

Выходные данные

1

И.В. Гусева

Игрушки из солен

ого теста

— СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64с.

2

Р. Орен

Секреты пластилина: Учебное пособие

- М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011. – 96с.: ил.

3

Г.Г. Григорьева

Малыш в стране Акварелии: метод. Пособие для воспитателей и родителей

- М.: Просвещение, 2006. – 11 с.: ил.

4

И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова

Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет.

- Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с.

5

Н.В. Дубровская

Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет.

- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 с., цв. ил.

6

Л.Г. Киреева, О.А. Саськова

Рисуем кукольный спектакль: Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры

- Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.

7

О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева

Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.: цв. вкл.

8

Е.А. Румянцева

Простые поделки из пластилина

- М.: Айрис-пресс,  2011. -112 ч.: ил.

9

Т.А. Лаврова

Мы играем в сказку: веселые истории,  выкройки игрушек

- Волгоград: Учитель, 2009. – 71 с.

10

А.В. Фирсова

Чудеса из соленого теста

- М.: Айрис-пресс,  2010. -32 с.: ил.

11

А. Падберг

Живые коробочки

- М.: Айрис-пресс,  2009. -32 с.: цв. ил. + вклейка 16 с.

12

Е.А. Немешаева

Зёрнышко к зёрнышку

- М.: Айрис-пресс,  2010. -32 с.: цв. ил. + вклейка 16 с.

13

Е.А. Румянцева

Пластилиновые фантазии

- М.: Айрис-пресс,  2011. -32 с.: ил.

14

Ю.Б. Курганова

Поделки из проволоки

- М.: Айрис-пресс,  2008. -32 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....

Межмуниципальная методическая конференция "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

quot;Нетрадиционные техники рисования как средство развития интегративных качеств обучающихся предшкольной группы"https://disk.yandex.ru/d/fO8lchStAVG16Q...