Развитие одаренности детей дошкольного возраста посредством творческой игры
статья (старшая группа)

Касьянова Анна Николаевна

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры.

                                                                  Одаренность человека — это маленький    росточек,

                                                                   едва проклюнувшийся из земли и требующий

                                                                   к себе огромного внимания. Необходимо холить и

                                                                   лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,

                                                                   чтобы он вырос и дал обильный плод.    

                                                                                                                         В. А. Сухомлинский                                                                                                                                                     Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Особое внимание нужно уделять развитию творческой одаренности по средствам воображения. Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. В жизни детей большую роль играет воображение, чем в жизни взрослого человека. Ребенок может создавать в своем воображении разнообразнейшие ситуации. Неустанная работа воображения является важнейшим способом познания окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к творчеству. При помощи воображения ребенок стремится выйти за пределы личного практического опыта и освоить нормативы социального пространства. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка.

Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Именно в игре, ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, вводить в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Через игровые действия дети пытаются удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и формируют при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию — развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, необходимы материалы и атрибуты, тогда игры будут проходить весело и интересно. Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. С помощью игр познается окружающий мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление. Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека. Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры, такие как:

1. Игра «Волшебные кляксы» на развитие творческого воображения; умения находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

2. Игра — «Неоконченный рисунок», в которой развивается творческое воображение. Детям раздать листы с изображением недорисованных предметов. Предложить дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

3. Игра «Поможем художнику», в которой развивается умение детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикреплённый к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски. Рассказать, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Совместно с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. Затем предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

4. Игра «Волшебные картинки» на развитие умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов. Детям раздать карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение размещено на карточке так, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки. Дети рисуют цветными карандашами. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети превращают в любую картинку. Для этого надо дорисовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

5. Игра «Разные сказки» на развитие воображения различных ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель. На демонстрационной доске выстраивается любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предложить придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

6. Игра «Придумай и свой конец сказки» на развитие творческого воображения. Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят, потому что…»

7. Игра «Сказочное животное (растение)» на развитие творческого воображения. Дети придумывают и рисуют фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, даёт название нарисованному. Другие дети находят в его рисунке черты настоящих животных (растений). Творческие игры детей заключают в себя потенциал, который оказывает большое влияние на развитие одаренности у детей. Складываясь в игре, воображение передаётся в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стихов. Также, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стихи, дети отображают знакомые образы и нередко воспроизводят запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Подобных игры можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольнико...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры

Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом об...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ

В.А. Сухомлинский говорил, что одаренность – это «маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сде...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством творческой игры в современных условиях»

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Разработан при содействии учителя-логопеда и воспитателя....