РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ
статья на тему
В.А. Сухомлинский говорил, что одаренность – это «маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (Сухомлинский, 2003).
В настоящее время обществу нужны одаренные люди. Следовательно, задача общества заключается в развитии способностей любого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья Конференция "Одарённость детей " | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ
Лунева Наталья Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ "Детский сад № 342 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани, ул. Братьев Касимовых, д.26а
E-mail автора: nata404@list.ru
В.А. Сухомлинский говорил, что одаренность – это «маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (Сухомлинский, 2003).
В настоящее время обществу нужны одаренные люди. Следовательно, задача общества заключается в развитии способностей любого человека. Задатки развития думающей и творческой личности закладываются в дошкольной образовательной организации. Именно в детстве показывается стремление узнавать много нового. Дошкольное детство, несомненно, наиважнейший период становления личности. В дошкольные годы у детей складывается характер, формируются определенное отношение к людям, навыки правильного поведения и творческие способности.
Творческие способности позволяют создать что-то фантастически новое, ранее не существовавшее. Творческие способности дошкольника обусловлены наличием необходимых задатков и мотивацией к какой-либо деятельности. Но решающим звеном во всем этом остаются социальные обстоятельства. Если родители или педагоги заметили творческую направленность ребенка, то необходимо с ним целенаправленно заниматься. Тогда будет больше шансов, что в будущем ребенок достигнет успехов.
Элис Пол Торренс, основоположник системы измерения творческих способностей, отмечал, что только семья и школа влияют на развитие или подавление креативных возможностей ребенка (Torrance, 1962). Одаренные дети чаще всего испытывают проблемы в общении со сверстниками по причине того, что современные дети не принимают отклонения от общего поведения или мышления.
Раскроем несколько приемов, позволяющих адаптироваться талантливым детям в коллективе:
- следует научить ребенка озвучивать свои идеи доступным языком для сверстников, чтобы они приняли их как вклад для собственных нужд;
- замечания другим талантливый ребенок должен высказывать доброжелательно;
- талантливый ребенок должен показать, что поддерживает идеи и принципы коллектива;
- следует научить ребенка концентрировать внимание на выполнении задания, а не на достижении определенного статуса.
Данные приемы учитывают интересы и талантливого ребенка, и группы, что поможет разрешить конфликты и взрослым, и детям.
В большей мере развитие творческих способностей дошкольника зависит от личности воспитателя дошкольной образовательной организации. Воспитатель, стимулируя в ребенке какое-либо качество, сам должен им обладать. Компетентная личность адекватно воспринимает неординарные идеи и испытывает радость от побед, тем самым показывая ребенку убедительный пример.
В работе с одаренными детьми необходимо придерживаться ряда условий. Психологическая атмосфера должна быть безопасной и уютной. Если дошкольник испытывает разочарование или сомнение, а данные чувства несомненно встретятся в творческом поиске, взрослый должен помочь ему, избегая негативных отзывов. Ребенку нужно внушить, что награду ищут в самом себе, а не переживают из-за непризнания достижений окружающими. Можно предложить ребенку стать «разумным авантюристом», то есть полагаться только на свою интуицию, несмотря на риск.
Творческие способности в разной степени присущи большинству детей. А то, насколько они будут развиты и принесут ли пользу ребенку в будущем, зависит от родителей и педагогов (Касперская, 2016).
В период от трех до семи лет дети очень любознательны. Задача родителей и педагогов – как можно больше на данном этапе жизни вложить в него знаний и умений. Все занятия должны проходить в игровой форме, чтобы процесс обучения стал увлекательным и интересным.
Творческие игры развивают ребенка во всех направлениях, в том числе и творческом. Для результативности творческих игр используются атрибуты и материалы. С помощью творческой игры познается окружающий мир, активизируются любознательность и мышление, пробуждается творческая инициатива. Творческая игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное, нравственное, духовное развитие ребенка, помогает соотнести свою позицию с позицией другого человека.
Например, участие в театрализованной игре стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свой талант, выбирать из нескольких вариантов один.
Участвуя в играх-драматизациях, играх-спектаклях, кукольных театрах, ребенок воспитывает в себе инициативность, отзывчивость, эмоциональность, самостоятельность. Ребенок понимает и передает настроение своего героя, осваивая способы выражения чувств при помощи голоса, мимики и движений. Театрализованные творческие игры объединяют детей общей идеей, побуждают дружно действовать в коллективе. Выполнение костюмов, масок, кукол – отличный способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Приведем примеры творческих игр, применяемых в нашем детском саду на развитие одаренности:
«Фантазёры». Цель: развитие воображения, образного мышления.
Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цветная бумага и т.д.
Ход игры: воспитатель предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.
«Необычные картины». Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.
Ход игры: на подносе разложен материал. Воспитатель предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе.
«Волшебные кляксы». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
«Веселое соревнование»
Цель: учить создавать многое из одного.
Ход игры: воспитатель раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.
Творческие игры содержат в себе потенциал, оказывающий огромное влияние на развитие одаренности у детей.
Талант – это присущая с рождения определенная способность. Воспитателю и родителям необходимо раскрыть данный дар природы для того, чтобы ребенок нашел свое место в жизни, знал на что он способен и был успешен в будущем. Это является важной задачей дошкольной образовательной организации.
Список источников
- Касперская О.В. Система работы с одаренными детьми. – М.: Учитель, 2016. – 456 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003. – 192 с.
- Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1962.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольнико...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...
Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"
Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....
Проект «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством творческой игры в современных условиях»
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Разработан при содействии учителя-логопеда и воспитателя....
Развитие одаренности детей дошкольного возраста посредством творческой игры
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности &md...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ
В данном материале описываются основные этапы игры "Хорошо -плохо" (ТРИЗ-РТВ) и варианты её использования на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста....