Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования на 2022-23 учебный год. «Вместе мы сила»
рабочая программа
Материал будет интересен педагогам - наставникам и молодым специалистам ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimova_personalizirovannaya_programma_nastavnichestva.docx | 163.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Троицка
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №15»
Принято: Педагогическим советом № ________ от __________ протокол № ___________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №15» _________ А.М. Каминская Приказ № от « » __________ 202___г. |
Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования на 2022-23 учебный год.
«Вместе мы сила»
Автор-составитель:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Анисимова О.Н
Содержание программы
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 6
3. Общие положения 8
4. Содержание программы 13
5. Этапы реализации программы 15
6. План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год 17
7. Показатели эффективности внедрения Программы по организации
наставничества 21
- Паспорт программы
1. | Наименование программы | Персонализированная программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования на 2022-23 г. «Вместе сила» |
2 | Основные цели и задачи программы | Цель: Оказание помощи молодому педагогу в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. Задачи: 1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу. 2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагога, овладение современными педагогическими технологиями. 3. Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня. 4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности молодого педагога. |
3 | Сроки реализации | 1 год |
4 | Этапы реализации | 1 этап – адаптационный. «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!» 2 этап – основной (проектировочный) «Попробуй себя! Я тебе помогу». 3 этап – контрольно-оценочный. «У тебя всё получилось! Я горжусь тобой!» |
5 | Основные направления: | 1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса. 2. Формирование навыка ведения педагогической документации. 3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса. 4. Развитие профессиональной компетенции. 5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества. |
7 | Участники программы | Педагог – наставник: учитель-логопед высшей квалификационной категории Анисимова О.Н., (стаж 23 года) Начинающий педагог: Никифорова И.Е. (стаж менее года). |
8 | Условия эффективности | 1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов. 2.Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого. |
9 | Планируемые результаты | для молодого специалиста: - молодой педагог быстрее адаптируется в должности; - целенаправленно развивает профессиональные навыки, умения и компетенции, раскрывает свой потенциал; - получает качественную обратную связь от наставника, стимулирующую к активной деятельности, развитию и саморазвитию. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь; - рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности. для наставника: - систематизируются и структурируются собственные знания и опыт. Одно дело знать, другое - уметь ими поделиться; - расширяется набор используемых в своей практике инструментов передачи знаний и опыта; - происходит рост самооценки наставника. для образовательной организации: - сокращает срок адаптации новых сотрудников; - способствует стабильному профессиональному росту членов коллектива; - создает благоприятную среду для саморазвития сотрудников; - способствует развитию навыков коммуникаций; - улучшает морально-психологический климат внутри коллектива, сплачивает коллектив. |
- Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества МБДОУ Детский сад № 15 разработана с целью становления педагога, его активной позиции, формирование его как личности, индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
https://ds15trk.educhel.ru/collective/nastavnik
- Приказ № 39, от 16.01.2023 «О наставничестве в МБДОУ «Детский сад № 15»;
- Приказ №40 от 16.01.2023 «Об утверждении Положения о наставничестве»;
- Положение о наставничестве;
- Приказ №37, от 16. 01. 2023г.Об организационном комитете и плане мероприятий в честь Года педагога и наставника в МБДОУ «Детский сад № 15»;
- Приложение к приказу № 37 от 16.01.2023г. «План мероприятий МБДОУ «Детский сад № 15», приуроченных к Году педагога и наставника»;
- Раздел «Работа с кадрами» годового плана детского сада на 2022/23 учебный год (направление работы – наставничество).
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год.
3. Общие положения
3.1. Основные термины
Наставничество - это часть корпоративной культуры учреждения, которая взращивается долгие годы; универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, профессиональных компетенций и личностных ценностей через неформальное взаимообагащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.
Наставник – педагогический работник с педагогическим стажем не менее 5 лет, пользующийся авторитетом среди коллег и имеющий высшую квалификационную категорию, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в Учреждении.
Наставляемый – участник системы наставничества, молодой педагог, не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательного Учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных (ой) программ(ы) наставничества.
Цель программы - оказание помощи молодому специалисту в профессиональном становлении, формирование уверенности в собственных силах, мотивации на дальнейшее саморазвитие и раскрытие творческого потенциала.
Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Установить доброжелательный контакт (комфортную эмоциональную атмосферу) для продуктивного общения с молодым коллегой.
2. Способствовать успешной адаптации начинающего специалиста к корпоративной культуре (правилам поведения, нормам, традициям ДОУ и т.д.).
3. Оказывать помощь и поддержку молодому педагогу в организации взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями воспитанников, в планировании и реализации образовательной деятельности.
4. Вызвать у начинающего педагога интерес и мотивацию к педагогической деятельности.
5. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности.
3.2. Принципы организации наставничества
Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесёт положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами:
Мотивация. Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
Сотрудничество. Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
Системность. Развитие и поддержка молодого педагога должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата. Наставнику необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), выстраивая взаимодействие с молодым педагогом.
3.3. Правила общения
Между наставником и молодым педагогом должен идти постоянный диалог, межличностная коммуникация. Чтобы взаимодействие с молодыми педагогом было конструктивным и приносило желаемый эффект, необходимо помнить и соблюдать следующие правила общения:
- следует сформировать доверительную обстановку;
- не навязывать своего мнения, не проповедовать;
- для предотвращения проблемы задавать вопросы об оценке разных действий, а не высказывать прежде свои оценочные суждения;
- не перегружать молодого педагога рекомендациями и замечаниями по обширному перечню вопросов;
- постараться выделять ключевые вопросы, на них и будет приходиться внимание, чтобы молодому педагогу не пришлось сталкиваться с множеством различной информации;
- формулировать задачи конкретные, измеримые, достижимые, соответствующие деятельности;
- составить предварительное расписание регулярных встреч;
- установить основные правила, которых оба будут придерживаться;
- во время встреч вести записи и использовать их как основу для будущих дискуссий;
- постараться сохранить хорошие взаимоотношения в течение всего периода совместной работы.
3.4. Обратная связь
Умение предоставлять эффективную обратную связь — один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий наставляемого в конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем. Для наставника велика опасность раскритиковать наставляемого.
Обратная связь поможет наставнику в том, чтобы без обид указать молодому педагогу на его ошибки. Этапы обратной связи:
- Описание ситуации, о которой предоставляется обратная связь.
- Описание своего отношения к этой ситуации и ее последствий.
- Пожелания по поводу дальнейших результатов действий собеседника в аналогичных ситуациях, способы повышения эффективности работы.
Принципы обратной связи
1. Сбалансированность, позитивная направленность.
Молодой педагог должен почувствовать, что обратная связь помогает ему развиваться. Если она будет слишком критичной, он может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может быть воспринято как опека, что тоже может вызывать отторжение.
Обратная связь должна сочетать в себе описание положительных моментов и «точек роста» для наставляемого. Соблюдение баланса состоит в том, чтобы сделать обратную связь приемлемой для молодого педагога, воодушевить его на профессиональный и личностный рост.
2. Конкретность.
Обратная связь — это не дискуссия о том, сказал или не сказал наставляемый что-либо, сделал или не сделал. Наставник всегда должен обращаться к конкретному факту или действию.
Обратная связь касается того, что было сказано, сделано и как, но не почему. Догадки о чьих-то мотивах привносят атмосферу недоверия и враждебности в беседу.
3. Направленность на поведение, безоценочность.
Предоставляя обратную связь, следует концентрировать внимание на поведении, а не на личности как таковой.
Наличие оценки в высказывании снижает объем восприятия информации и вызывает сопротивление сказанному. Наставнику нужно включить наставляемого в процесс, а не выключить его критикой.
4. Своевременность.
Принцип положительного подкрепления — один из ключевых в наставничестве, и вовремя предоставить обратную связь — это лучшее, что может сделать наставник:
5. Активность
Лучше всего человек обучается, когда сам отвечает на поставленные вопросы. Необходимо давать молодому педагогу шанс исправить ошибки самостоятельно.
3.5. Условия эффективности организации наставничества
Для качественной организации наставнической деятельности в ДОУ необходимо соблюдать основные условия:
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
- Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого молодого педагога.
- Сочетание теоретических и практических форм работы.
- Анализ результатов работы.
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
3.6. Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми
специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое), беседы, анкетирование.
- активные методы (участие в семинарах, педагогических советах, практических занятиях, взаимопосещение ООД, тренинги, собеседования, творческие мастерские, мастер-классы наставников, деловые игры, использование электронной библиотеки и др.).
3.7. Ожидаемые результаты
Наставничество для наставника:
- систематизируются и структурируются собственные знания и опыт. Одно дело знать, другое - уметь ими поделиться. Формирование передового опыта наставника в электронной библиотеке ДОУ.
- расширяется набор используемых в своей практике инструментов передачи знаний и опыта;
- происходит рост самооценки наставника.
Наставничество для молодого педагога
- молодой педагог быстрее адаптируется в должности;
- целенаправленно развивает профессиональные навыки, умения и компетенции, раскрывает свой потенциал;
- получает качественную обратную связь от наставника, стимулирующую к активной деятельности, развитию и саморазвитию.
Наставничество для Учреждения:
- сокращает срок адаптации новых сотрудников;
- способствует стабильному профессиональному росту членов коллектива;
- создает благоприятную среду для саморазвития сотрудников;
- способствует развитию навыков коммуникаций,
- улучшает морально-психологический климат внутри коллектива, сплачивает коллектив.
4. Содержание программы
4.1. Система работы с молодыми педагогами в ДОУ
Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его профессиональной деятельности.
Система работы с молодыми педагогами:
- Сбор информации о молодом педагоге;
- Определение наставника для педагога;
- Накопление теоретического и практического материала:
- Семинары, вебинары консультации, КПК, педагогические советы, мастер-классы, круглые столы изучение и использование SWOT анализа, деловые игры, коучинг-сессии, педагогические мастерские и др.
- ООД, развлечения, праздники, досуговая и продуктивная деятельность
- Календарный и перспективный планы работы, составление конспектов и сценариев развлечений, мероприятий, досугов, саморазвитие
- Оформление теоретического и практического материла, описание опыта
4.2. План саморазвития педагога-наставника
Наставничество – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Наставнику важно иметь достаточно широкий кругозор, чтобы быть интересным молодому коллеге, быть с ним «на одной волне». Ему необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Перед тем, как разработать алгоритм взаимодействия с молодым педагогом, педагог-наставник составляет план собственного саморазвития:
- изучает методическую литературу по организации работы с молодыми педагогами;
- знакомится с опытом работы по наставничеству, который широко представлен педагогическим сообществом в сети интернет;
- «освежает» свои знания по возрастной психологии, социологии, конфликтологии;
- анализирует уже известную информацию о молодом педагоге (семейное положение, образование, возраст и т.п.).
5. Этапы реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:
1 этап. Адаптационный «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!»
(2 месяца)
Задачи этапа: адаптация молодого педагога, выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
В зависимости от результатов диагностического этапа разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап. Основной, развивающий «Попробуй себя! Я тебе помогу»
(9 месяцев)
Задача этапа: реализация профессионального становления молодого педагога.
Содержание этапа:
- создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- взаимоподдержка и взаимопомощь;
- координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
- разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
- оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
- помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогических действиях.
3 этап: Контрольно – оценочный «У тебя все получилось! Я горжусь тобой!» (1 месяц)
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
- анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- динамика профессионального роста молодого педагога;
- рейтинг молодого педагога среди коллег;
- самоанализ своей деятельности;
- перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
- подведение итогов, выводы.
6. План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год по организации работы с молодым специалистом
Посещение ООД и режимных моментов | Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать | План мероприятий, необходимый для решения выявленных проблем | Тема для самообразовательной работы | ||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
Знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации. | |||||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т.д.) Анкетирование | — умение распределять деятельность детей; — умение выявлять интересы и склонности детей; — знание разных видов игр для детей данного возраста; — умение общаться с родителями. | Индивидуальная консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной к школе группы в утренние часы» Презентация «Утренний приём в ДОУ | -Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности. -Подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми данного возраста. | ||||
Посещение утренней гимнастики | — умение правильно подбирать комплексы упражнений; — умение грамотно использовать приемы объяснения и показа. | Консультация «Организация утренней гимнастики (в подготовительной к школе группы)». | -Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ. -Подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики | ||||
НОЯБРЬ | |||||||
Посещение ООД по ОО «Коммуникация» (развитие речи). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение подвести итог ООД. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по развитию речи» | Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей подготовительной к школе группы: - Ушакова О.С. "Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. ФГОС ДО" | ||||
Посещение ООД по ОО «Познание» (ФЭМП). | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по ФЭМП». -Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | ||||||
ДЕКАБРЬ | |||||||
Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем, гимнастика,индивидуальная работа, общение с родителями и т.д.). | — умение грамотно организовывать деятельность детей; — умение управлять самостоятельной деятельностью детей; — организация индивидуальной работы с детьми. | Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в вечерние часы». | Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей. | ||||
Повторное посещение утреннего приема и утренней гимнастики. | — выполнение данных ранее рекомендаций; — применение на практике полученных знаний. | Методические рекомендации по организации и проведению режимных моментов Беседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми | Составление плана по самообразованию. Запись на курсы повышения квалификации | ||||
ЯНВАРЬ | |||||||
Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (рисование) и ОО «Познание» (конструирование). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по рисованию». -Мастер-класс (показ ООД педагогом-наставником). -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по конструированию». | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных и конструктивных навыков детей (данной группы), особенностей организации данных видов деятельности с дошкольниками (рисование). | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (лепка, аппликация). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог ООД. | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по лепке». Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по аппликации». | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей (данной группы), особенностей организации изобразительной деятельности (лепка, аппликация). | ||||
МАРТ | |||||||
Посещение ООД по ОО «Познание» (ребенок и окружающий мир – природное окружение). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку деятельности детей; — умение подвести итог | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по окружающему миру». -Мастер-класс (показ | -Изучить методические рекомендации по организации ООД по ознакомлению детей с природным окружением. -Познакомиться с методической литературой (указать с какой). | ||||
АПРЕЛЬ | |||||||
Посещение прогулки. | — умение грамотно подготовиться к прогулке; — умение сопоставлять задачи и содержание прогулки; — умение использовать разные методы и приемы для привлечения внимания детей; — умение организовать и провести подвижную игру на прогулке с учетом погодных условий, сезонности, места проведения и т.д. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки». Наблюдения за проведением прогулки у воспитанников средней группы | Изучить методические рекомендации по организации прогулки с детьми данного возраста. Познакомиться с методической литературой (указать конкретно – с какой). | ||||
МАЙ | |||||||
Повторное посещение НОД или режимных моментов (указать каких). | — умение применять полученные умения и навыки на практике | Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год (если в этом есть необходимость). | Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год. | ||||
7. Показатели эффективности внедрения
Программы по организации наставничества
Мониторинг в наставнической деятельности понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности. Организация систематического мониторинга наставнической деятельности даёт чётко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также, какова динамика развития наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Цели мониторинга:
- оценка качества реализуемой программы наставничества;
- оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
- сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
- обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
- контроль хода программы наставничества;
- описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
- определение условий эффективной программы наставничества;
- контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
Этап 2.
Второй этап мониторинга направлен на оценку мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников;
- глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
- оценка динамики характеристик образовательного процесса;
- анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
- научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
- экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
- определение условий эффективной программы наставничества;
- анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
- сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;
- сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".
Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации....
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"
Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Константиновой Т.В. Семинар...
НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ -компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (далее по тексту – Программа) разработана в соответст...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом
- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- продолжать изучение нормативно-правовой документации;- оказать помощь в в...
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами...