Мастер-класс для педагогов «Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»
материал

Абдрахманова Алсу Рахимовна

Мастер-класс для педагогов

«Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»

Цель:

повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре

2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по

профориентации.

3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.

Практическая значимость:

содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Ход

Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – о выборе профессии. 

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

В воспитательно-образовательном процессе  используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.  Игры дают  возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.

Поэтому, уважаемые коллеги ,предлагаем  вам сейчас поиграть.

 

Вашему вниманию предлагается игра:

Игра "Самая, самая профессия"

Условие: Назовите профессии, подходящие под определения

Например: Самая зеленая…(садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

     Самая вкусная…(кондитер, продавец в кондитерском отделе,повар,кулинар)

Самая быстрая…(космонавт, лётчик, гонщик, машинист)

Самая стильная…(парикмахер,модельер,стилист,)

Самая детская…(воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

Самая смешная…(клоун, пародист.)

Самая общительная…(журналист, экскурсовод, учитель,

массовик-затейник.)

     Самая опасная…( пожарный, полицейский, охранник, каскадёр).

Ведущий:Молодцы,с этим заданием вы справились!

 

     Ведущий: Каждая профессия начинается с какой- либо буквы, поэтому следующая игра …

2. Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»

Условие: назовите как можно больше профессий, на заданную букву.

(ш, с, л, т)

Ш -(шахтёр, шахматист, штукатур, шлифовщик, швея)

С-(секретарь, сборщик, садовник, связист, сапер, сантехник, сатирик, сварщик, священник, следователь, скульптор, слесарь, сторож, судья)

Л-(лаборант, лётчик, лифтер, логопед, лор, лингвист, лесоруб)

 Т-(таксист, тамада, телефонист, терапевт, ткач, технолог, токарь, тракторист, тренер.)

Следующее задание.

3.Интересные факты.

Ведущий: А сейчас послушайте интересные факты. Если вы считаете, что это факт, то хлопайте в ладоши, а если вымысел то топайте.

1. Существует ли такая профессия как подниматель пингвинов?

Да, существует. Ей владеют всего 2 человека на планете и служат на полярных станциях в Антарктиде. После взлета или посадки самолeта они ходят вокруг аэродрома и ставят на ноги пингвинов, которых звуковой волной опрокидывает на спину.

2.Верно ли, что человек по профессии Лоббист, отлично готовит Лобио? Конечно же нет. Лоббист –это профессиональный агент, который реализует интересы заказчика в политической сфере. И никакого отношения к блюду он не имеет.

3. Правда, что существует человек который помогает людям пролезть в вагон? Да, такая профессия существует и она востребована в Японии.

4.Правда ли что существует такая профессия при которой человек 3 месяца в году работает и 9 месяцев отдыхает? Да, такая профессия есть и это Дергаль.  Дергаль -это сборщик морских водорослей. Работа дергаля сезонная и заключается в сборе морской капусты.

 

4. Игра «Пантомима»

Условие: показать профессию без слов, только жестами и мимикой. (Раздаются картинки). Вызываются 5 человек.

Садовник, официантка, фотограф, балерина, учитель, продавец.

5.  Игра «Назови героя сказки и его профессию »

 

Условие : назвать героя сказки и его профессию

Дед у моря- рыбак

Дядя Степа- милиционер

Крот- бухгалтер

Дуримар- лекарь

Стекляшкин-астроном

Мери –Попинс-няня,воспитатель

Чип и Дейл- спасатели

Карабас-Барабас-кукловод

Пьеро-артист,актер

Печкин-почтальон

Матроскин- фермер,дояр

 

 

6.Игра «Говорящие фамилии».

Условие: переставьте буквы в слове так, чтобы получилось название профессии

  1. Тольдиев - …..водитель
  2.  Реженин -…….инженер
  3. Катадов -…..адвокат
  4. Дропцева - ….продавец
  5.  Вертерина - ….ветеринар
  6.  Досадов - …..садовод

 

                 Тренинг «Рука судьбы

Ведущий:

Уважаемые коллеги, предлагаю вам по очереди, не глядя, взять по одному листочку, затем прочитать какие профессии вы выбрали. Понравились вам профессии, которые вы выбрали не глядя?

Цель тренинга: показать последствия случайного выбора профессии

Итак, мы  видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!

Поэтому давайте подумаем, какие условия мы должны учитывать при выборе будущей профессии?

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на

уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных

впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Ведущий:

-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

Игроки:

-Должны выполняться три условия:

Хочу ---мои желания.

Могу---способности и возможности.

Надо---востребованность профессии.

 

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него

всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Ведущий :Уважаемые участники, предлагаю вам проанализировать работу сегодня и оценить мастер-класс. Если мастер-класс был вам полезен, актуален, интересен и вы готовы использовать полученные знания в своей деятельности, то прикрепите магнит к «чемодану». Если тема мастер-класса для вас не новая, давно разработанная, то прикрепите магнит к  «мясорубке». Если мастер-класс оказался сложным, непонятным для вас – то прикрепите магнит в «мусорную корзину».

Ведущий :Уважаемые коллеги, современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их на практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_0_4.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре

2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по

профориентации.

3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.

Практическая значимость:

содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Ход

Ведущий1:Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – о выборе профессии. 

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

В воспитательно-образовательном процессе  используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.  Игры дают  возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.

Поэтому, уважаемые коллеги ,предлагаем  вам сейчас поиграть.

Ведущий 2: Вашему вниманию предлагается игра:

Игра "Самая, самая профессия"

Условие: Назовите профессии, подходящие под определения

Например: Самая зеленая…(садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

     Самая вкусная…(кондитер, продавец в кондитерском отделе,повар,кулинар)

Самая быстрая…(космонавт, лётчик, гонщик, машинист)

Самая стильная…(парикмахер,модельер,стилист,)

Самая детская…(воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

Самая смешная…(клоун, пародист.)

Самая общительная…(журналист, экскурсовод, учитель,

массовик-затейник.)

     Самая опасная…( пожарный, полицейский, охранник, каскадёр).

Ведущий:Молодцы,с этим заданием вы справились!

     Ведущий 2: Каждая профессия начинается с какой- либо буквы, поэтому следующая игра …

2. Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»

Условие: назовите как можно больше профессий, на заданную букву.

(ш, с, л, т) 

Ш -(шахтёр, шахматист, штукатур, шлифовщик, швея)

С-(секретарь, сборщик, садовник, связист, сапер, сантехник, сатирик, сварщик, священник, следователь, скульптор, слесарь, сторож, судья)

Л-(лаборант, лётчик, лифтер, логопед, лор, лингвист, лесоруб)

 Т-(таксист, тамада, телефонист, терапевт, ткач, технолог, токарь, тракторист, тренер.)

Ведущий 1: Следующее задание.

3.Интересные факты.

А сейчас послушайте интересные факты. Если вы считаете, что это факт, то хлопайте в ладоши, а если вымысел то топайте.

1. Существует ли такая профессия как подниматель пингвинов?

Да, существует. Ей владеют всего 2 человека на планете и служат на полярных станциях в Антарктиде. После взлета или посадки самолeта они ходят вокруг аэродрома и ставят на ноги пингвинов, которых звуковой волной опрокидывает на спину.

2.Верно ли, что человек по профессии Лоббист, отлично готовит Лобио? Конечно же нет. Лоббист –это профессиональный агент, который реализует интересы заказчика в политической сфере. И никакого отношения к блюду он не имеет.

3. Правда, что существует человек который помогает людям пролезть в вагон? Да, такая профессия существует и она востребована в Японии.

4.Правда ли что существует такая профессия при которой человек 3 месяца в году работает и 9 месяцев отдыхает? Да, такая профессия есть и это Дергаль.  Дергаль -это сборщик морских водорослей. Работа дергаля сезонная и заключается в сборе морской капусты.

Ведущий 1

4. Игра «Пантомима»

Условие: показать профессию без слов, только жестами и мимикой. (Раздаются картинки). Вызываются 5 человек.

Садовник, официантка, фотограф, балерина, учитель, продавец.

Ведущий 2

5.  Игра «Назови героя сказки и его профессию »

Условие : назвать героя сказки и его профессию

Дед у моря- рыбак

Дядя Степа- милиционер

Крот- бухгалтер

Дуримар- лекарь

Стекляшкин-астроном

Мери –Попинс-няня,воспитатель

Чип и Дейл- спасатели

Карабас-Барабас-кукловод

Пьеро-артист,актер

Печкин-почтальон

Матроскин- фермер,дояр

Ведущий 1:

6.Игра «Говорящие фамилии».

Условие: переставьте буквы в слове так, чтобы получилось название профессии

  1. Тольдиев - …..водитель
  2.  Реженин -…….инженер
  3. Катадов -…..адвокат
  4. Дропцева - ….продавец
  5.  Вертерина - ….ветеринар
  6.  Досадов - …..садовод

                 Тренинг «Рука судьбы

Ведущий 1:

Уважаемые коллеги, предлагаю вам по очереди, не глядя, взять по одному листочку, затем прочитать какие профессии вы выбрали. Понравились вам профессии, которые вы выбрали не глядя?(на подносе выносятся картинки с профессиями)

Цель тренинга: показать последствия случайного выбора профессии

Итак, мы  видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!

Поэтому давайте подумаем, какие условия мы должны учитывать при выборе будущей профессии?

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на

уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных

впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Ведущий 1:

-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

Игроки:

-Должны выполняться три условия:

Хочу ---мои желания.

Могу---способности и возможности.

Надо---востребованность профессии.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него

всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Ведущий 1:Уважаемые участники, предлагаю вам проанализировать работу сегодня и оценить мастер-класс. Если мастер-класс был вам полезен, актуален, интересен и вы готовы использовать полученные знания в своей деятельности, то прикрепите магнит к «чемодану». Если тема мастер-класса для вас не новая, давно разработанная, то прикрепите магнит к  «мясорубке». Если мастер-класс оказался сложным, непонятным для вас – то прикрепите магнит в «мусорную корзину».

Ведущий 1 :Уважаемые коллеги, современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их на практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание!

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 18

МР УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Согласовано:____________

Старший воспитатель

А.С.Гайфуллина

«____»____________20__г.

Утверждаю_____________

Заведующий МАДОУ Д/с№18

МР Учалинский район РБ

Л.Р.Сафина

Мастер-класс для педагогов

«Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»

Воспитатели: А.Ф.Бижанова

А.Р.Абдрахманова

Учалы 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все профессии нужны, все профессии важны. Ранняя профориентация дошкольников , июнь 2018г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с №30" ( ранняя профориентация детей дошкольного возраста)...

Проект «Азбука профессий» как ранняя профориентация дошкольников.Из опыта работы.

laquo;Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» - этому мы учим детей с самых ранних лет. Не потому, что эта пословица часть народного фольклора, а потому, что без труда невозможен прогресс...

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) на 2019-2020 учебный год» от 02.09.2019 г. № 87/1-адм

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников  3-7 лет (включительно)  на 2019-2020 учебный год» от...

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) на 2019-2020 учебный год» от 02.09.2019 г. № 87/1-адм

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников  3-7 лет (включительно)  на 2019-2020 учебный год» от...

Проект «Академия профессий» - по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности.

Процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных кач...

Мастер-класс для педагогов «Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников».

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации и знакомство с профессиями с помощью технологии кроссенс.Задачи:1. Познакомить участников мастер-...