«Развивающая среда в группе - источник развития самостоятельности в различных видах деятельности»
консультация
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.
Детский сад №1 «Çǎлкуҫ» является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 11 групп. Наше учреждение реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы
В программе в основе лежит общение и свободный ребенок, и детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого, а также стимулировала детей к развитию речевых, познавательных и художественно-эстетических способностей. Создавая предметно-пространственную развивающую среду, мы учитывали следующие принципы:
1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора легко сменяемые.
5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы в целом меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В нашем детском саду все группы оснащены:
· материалами и оборудованием для игровой, театрализованной деятельности;
· материалами для конструктивной деятельности;
· литературой для приобщения детей к чтению;
· материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
· материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской и трудовой деятельности ;
· материалами и оборудованием для двигательной активности.
Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
В ДОУ оборудован физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для развития основных движений детей, а также детскими тренажерами. Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей.
В детском саду имеется агролаборатория. Агролаборатория - это специально оборудованное пространство, где дети могут познакомиться с основами сельского хозяйства и экспериментировать с растениями и почвой.
В агролаборатории дети могут:
- изучать процессы роста растений;
- проводить опыты;
- наблюдать за изменениями в растениях;
- учиться заботиться о них.
Такая практическая деятельность помогает развивать у детей познавательные навыки, творческое мышление и ответственное отношение к окружающей среде.
Подводя итог необходимо вернуться к игровой деятельности – как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, которая стоит в центре его развития. А развитие ребенка проходит через все виды детской деятельности, которые непосредственно связаны с игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo.docx | 55.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.
Детский сад №1 «Çǎлкуҫ» является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 11 групп. Наше учреждение реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы
В программе в основе лежит общение и свободный ребенок, и детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого, а также стимулировала детей к развитию речевых, познавательных и художественно-эстетических способностей. Создавая предметно-пространственную развивающую среду, мы учитывали следующие принципы:
1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора легко сменяемые.
5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы в целом меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В нашем детском саду все группы оснащены:
∙ материалами и оборудованием для игровой, театрализованной деятельности;
∙ материалами для конструктивной деятельности;
∙ литературой для приобщения детей к чтению;
∙ материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
∙ материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской и трудовой деятельности ;
∙ материалами и оборудованием для двигательной активности.
Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
В ДОУ оборудован физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для развития основных движений детей, а также детскими тренажерами. Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей.
В детском саду имеется агролаборатория. Агролаборатория - это специально оборудованное пространство, где дети могут познакомиться с основами сельского хозяйства и экспериментировать с растениями и почвой.
В агролаборатории дети могут:
- изучать процессы роста растений;
- проводить опыты;
- наблюдать за изменениями в растениях;
- учиться заботиться о них.
Такая практическая деятельность помогает развивать у детей познавательные навыки, творческое мышление и ответственное отношение к окружающей среде.
Подводя итог необходимо вернуться к игровой деятельности – как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, которая стоит в центре его развития. А развитие ребенка проходит через все виды детской деятельности, которые непосредственно связаны с игрой.
МАДОУ «Аликовский детский сад №1 «Çǎлкуꞔ»
Районное методическое объединение
Доклад
на тему:
«Развивающая среда в группе - источник развития самостоятельности в различных видах деятельности»
Выполнила: старший воспитатель
Морозова В.Г.
Аликово-2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преусп...
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение...
Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»
В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....
Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....
«Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»
Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...
Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников
В докладе содержится описание необходимого физкультурного оборудования для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в разных возрастных группах, а также принципы его размещен...
«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»
laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...