«Развивающая среда в группе - источник развития самостоятельности в различных видах деятельности»
консультация

Морозова Вера Геннадьевна

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативысамостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.

Детский сад №1 «Çǎлкуҫ»  является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 11 групп. Наше учреждение реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы

В программе  в основе лежит общение и свободный ребенок, и детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого, а также стимулировала детей к развитию речевых, познавательных и художественно-эстетических способностей. Создавая предметно-пространственную развивающую среду, мы учитывали следующие принципы:

1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора легко сменяемые.

5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

 6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

 7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы в целом меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

 9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В нашем детском саду все группы оснащены:

 · материалами и оборудованием для игровой, театрализованной деятельности;

 · материалами для конструктивной деятельности;

 · литературой для приобщения детей к чтению;

 · материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

· материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской и трудовой деятельности ;

· материалами и оборудованием для двигательной активности.

Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В ДОУ оборудован физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для развития основных движений детей, а также детскими тренажерами. Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей.

В детском саду имеется агролаборатория.  Агролаборатория - это специально оборудованное пространство, где дети могут познакомиться с основами сельского хозяйства и экспериментировать с растениями и почвой.

В агролаборатории дети могут:

  • изучать процессы роста растений;
  • проводить опыты;
  • наблюдать за изменениями в растениях;
  • учиться заботиться о них.

Такая практическая деятельность помогает развивать у детей познавательные навыки, творческое мышление и ответственное отношение к окружающей среде.

Подводя итог необходимо вернуться к игровой деятельности – как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, которая стоит в центре его развития. А развитие ребенка проходит через все виды детской деятельности, которые непосредственно связаны с игрой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo.docx55.62 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативысамостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.

Детский сад №1 «Çǎлкуҫ»  является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 11 групп. Наше учреждение реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы

В программе  в основе лежит общение и свободный ребенок, и детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого, а также стимулировала детей к развитию речевых, познавательных и художественно-эстетических способностей. Создавая предметно-пространственную развивающую среду, мы учитывали следующие принципы:

1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора легко сменяемые.

5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

 6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

 7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы в целом меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

 9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В нашем детском саду все группы оснащены:

  материалами и оборудованием для игровой, театрализованной деятельности;

  материалами для конструктивной деятельности;

  литературой для приобщения детей к чтению;

  материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

 материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской и трудовой деятельности ;

 материалами и оборудованием для двигательной активности.

Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В ДОУ оборудован физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для развития основных движений детей, а также детскими тренажерами. Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей.

В детском саду имеется агролаборатория.  Агролаборатория - это специально оборудованное пространство, где дети могут познакомиться с основами сельского хозяйства и экспериментировать с растениями и почвой.

В агролаборатории дети могут:

  • изучать процессы роста растений;
  • проводить опыты;
  • наблюдать за изменениями в растениях;
  • учиться заботиться о них.

Такая практическая деятельность помогает развивать у детей познавательные навыки, творческое мышление и ответственное отношение к окружающей среде.

Подводя итог необходимо вернуться к игровой деятельности – как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, которая стоит в центре его развития. А развитие ребенка проходит через все виды детской деятельности, которые непосредственно связаны с игрой.

МАДОУ «Аликовский детский сад №1 «Çǎлкуꞔ»

Районное методическое объединение

Доклад

на тему:

«Развивающая среда в группе - источник развития самостоятельности в различных видах деятельности»

                                                       Выполнила: старший воспитатель

                                                                  Морозова В.Г.

Аликово-2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преусп...

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение...

Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»

В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

«Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников

В докладе содержится описание необходимого физкультурного оборудования для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в разных возрастных группах, а также принципы его размещен...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...