Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Алексеева Светлана Юрьевна

В докладе содержится описание необходимого физкультурного оборудования для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в разных возрастных группах, а также принципы его размещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_dlya_vosp_sozd_razv_sr.doc106.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников»

Подготовила ИФК Алексеева С.Ю.

Одна из важнейших задач педагогической работы в ДОУ является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Создание благоприятной предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребности в них. Повышение самостоятельной ДА детей является одним из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Оборудование для организации самостоятельной двигательной активности дошкольников может быть стандартным и нестандартным (придуманным и изготовленным воспитателем с детьми, родителями). Оно должно соответствовать возрастным и гигиеническим требованиям, правилам безопасности, должно быть красивым, ярким, привлекать внимание детей. При подборе оборудования необходимо учитывать индивидуальные предпочтения детей конкретной группы. Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей, стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С.Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Младший дошкольный возраст

Для правильного подбора физкультурного оборудования необходимо исходить из логики развития основных движений: ходьба и бег, развивающих равновесие и координацию, подпрыгивания (в 2 года), спрыгивание с высоты (3 года), катания, прокатывания и бросания мяча, ползания, подлезания под дуги, влезания в ящик, на куб, перелезания через бревно, лазания по лестнице-стремянке и др.

Следующая задача - правильное размещение игрового оборудования. В первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Вся группа должна представлять собой единое двигательное пространство, в котором каждый малыш может удовлетворить свою потребность в движении и познании и познании, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.

Рекомендуемое физкультурное оборудование:

  1. доска гладкая длинной 1,5 м, шириной 20 см,
  2. доска ребристая длинной 1,5 м, шириной 20 см,
  3. дуги для подлезания и прокатывания мячей высотой 50 см, шириной 50 см (2 шт),
  1. кубы с длиной ребра 25-30 см, лесенка-стремянка высотой 1,5 м,
  2. мячи диаметром 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см (по 5 каждого размера),
  3. мячи надувные пляжные диаметром 40 см (один-два),
  4. игрушки-каталки (по два комплекта разных видов),
  5. бревно мягкое длиной 1,5 м, диаметром 20 см,
  6. профилактическая дорожка (мелкий гравий, горох, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и др.),
  7. шнур длиной 10 м, диаметром 10-12 мм,

- погремушки, колечки, султанчики, ленточки на колечках, флажки (по количеству детей),

  1. палки гимнастические длиной 75-80 см (4 шт),
  2. гимнастический шест длиной 1,8-2 м,
  3. веревка круговая с ленточками, колечками от пирамидок (15 м),
  4. веревка с привязанной на конце мягкой игрушкой,
  5. шапочки-маски (эмблемы) для организации подвижных игр.

Оптимальным для развития детей является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование-трансформер (например, изделия предприятия «Аконит», «Альма», «Модус+»).

Средний дошкольный возраст

В средней группе рекомендуется оборудовать специальный физкультурный уголок для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Оптимальное место - площадка, максимально удаленная от окон, шкафов, уголка живой природы. При подборе физкультурного оборудования необходимо исходить из логики развития психофизических качеств: быстроты, ловкости, координации. Необходимо учитывать интересы детей и возможности организации двигательной деятельности на ограниченной площади по одному и небольшими группами. В этом возрасте ребенок стремится к выполнению движений разными способами. С целью стимулирования детского творчества, самостоятельности и инициативы необходимо варьировать местоположения оборудования, периодически на 2-3 недели убирать то, которое наскучило детям, вносить новое. Необходимо оживлять уголок яркими иллюстрациями, тематическими картинками.

Рекомендуемое физкультурное оборудование:

  1. кегли 1-2 набора,
  2. игра «Дартс» (с шариками на липучке),
  3. ракетки с мячиками на липучке,
  4. напольные и подвесные кольцебросы,
  5. набор пластмассовых городков,
  6. поролоновые и матерчатые мячи,
  7. скакалки (2-3 шт), шнур,
  8. султанчики, ленточки на кольце, флажки, пластмассовые гантельки (2-3 набора),
  9. мешочки с песком 200г (2-3 шт),
  10. обручи (2-3 шт),
  1. бубен, музыкальный молоточек,
  2. оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, горох, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и др.),
  3. мячи разных размеров диаметром 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см (по 5 каждого размера),
  4. мячи надувные пляжные диаметром 40 см (один-два),
  5. веревка круговая с ленточками, колечками от пирамидок (15 м),
  6. веревка с привязанной на конце мягкой игрушкой,
  7. дуги, воротики (сборные),
  8. текстильные коврики разных цветов 25x25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (возможны варианты фигур на лицевой стороне коврика), нижняя сторона коврика из нескользящего материала (на ковре хорошо использовать липучку),
  9. «Тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски для подпрыгивания (5-10 шт) на высоте от 1 до 1,5 м,
  10. шапочки-маски (эмблемы) для организации подвижных игр.

В спортивном уголке также можно поместить картотеки подвижных, игр, схемы вариантов бодрящей гимнастики (полосы препятствий из оборудования группы), фотографии детей со спортивных праздников и развлечений.

Старший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст является сензитивным к развитию быстроты (5 лет), силы и гибкости (5 и 6 лет), выносливости у детей обоих полов (6 лет) и ловкости (у мальчиков), глазомера и координации движений (6,5 лет). Также необходимо учитывать все возрастающую разницу интересов и предпочтений мальчиков и девочек, а также возможности организации двигательной деятельности на ограниченной площади. Физкультурный уголок в группе становится условием формирования интереса к физкультуре и спорту, одним из факторов формирования ЗОЖ. С этой целью здесь размещается иллюстративный материал о спортивной жизни нашей страны и мира, фотографии известных российских спортсменов, об Олимпийском движении. Также здесь размещаются альбомы, рисунки, коллажи на тему спорта и ЗОЖ, изготовленные в процессе совместной деятельности детей и воспитателей, детей и родителей. С удовольствием дети рассматривают фотографии со спортивных праздников и развлечений, альбомы с семейными фотографиями (в них обязательно должен присутствовать компонент ЗОЖ).

 Рекомендуемое физкультурное оборудование:

  1. мячи разных размеров,
  2. пластмассовые городки,
  3. ракетки и мячи для пинг-понга (2 набора),
  4. детский большой теннис с поролоновыми мячами,
  5. кегли (1-2 набора),
  6. малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи,
  7. игра «Дартс» с мячами на липучке,
  8. кольцеброс,
  9. резиновый эспандер (1-2 шт),
  10. ролик с ручками,
  11. скакалки, резинки,
  12. султанчики, ленточки на кольце и палочке, косички, маракасы,
  13. бубен,
  14. обручи (2-3 шт),
  15. настольные спортивные игры,
  16. массажеры (ножные, ручные),
  17. веревка круговая с ленточками, колечками от пирамидок (15 м),
  18. веревка с привязанной на конце мягкой игрушкой,
  19. шапочки-маски (эмблемы) для организации подвижных игр.
  20. раскидай на резинке,
  21. бильбоке из полиэтиленовых бутылок (тренажер «Поймай мяч ловушкой»),
  22. кольцо с шариком на веревке (тренажер «Попади в кольцо»),
  23. лыжи из пластмассовых бутылок,
  24. напольные шашки (полотно размером 1x1 м, шашки - стаканчики из-под йогурта),
  25. текстильные коврики разных цветов 25x25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (возможны варианты фигур на лицевой стороне коврика), нижняя сторона коврика из нескользящего материала (на ковре хорошо использовать липучку),
  26. «Тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски для подпрыгивания (5-10 шт.) на высоте от 1 до 1,5 м,
  27. оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, горох, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и др.),
  28. дуги, воротики (сборные),
  29. рисунки-схемы вариантов размещения физкультурного оборудования для игры, для организации игры-эстафеты, проведения подвижных игр,
  30. рисунки-схемы полосы препятствий (бодрящая гимнастика), где может использоваться физкультурное оборудование и некоторая групповая мебель,

В физкультурном уголке также можно поместить картотеки подвижных игр, рисунки-схемы упражнений для утренней гимнастики, спортивные эмблемы, кубки и значки.

Литература

  1. Бочарова Н.И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ» - М.: Центр педагогического образования, 2007,
  2. Е. Демидова «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей» -журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2004.
  3. Логунова А.Р., Рябцунова Н.М. «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства» - журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10, 2009.
  4. Жданова И.М. «Среда развития. Старший дошкольный возраст» - С-Пб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2007 (опыт работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"

Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"...

Использование спортивных игр и упражнений при организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на воздухе в зимний период

В статье описана актуальность и необходимость использования спортивных упражнений и игр для полноценного физического развития дошкольников,а также кратко раскрыты принципы планирования при овладении д...

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

В статье раскрываются формы организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ....

Создание развивающей среды в ДОУ для повышения эффективности двигательной активности дошкольников

В презентации представлены варианты оснащения зон двигательной активности в помещениях и на территории ДОУ...

Презентация "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ"

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуж...

Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст

Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...