«ФОП ДО и ФГОС ДО: современные подходы планирования занятий с использованием развивающих игр, нацеленных на поддержку детской инициативы»
консультация
В настоящее время особое значение согласно ФГОС ДО приобретает вопрос о поддержке детской инициативы в различных видах деятельности, потому что это один из принципов дошкольного образования.Инициатива ребёнка имеет три уровня:
1 уровень самый простой. Внутренний побуждающий мотив.
2 уровень. Принятие ребёнком самостоятельных решений.
3 уровень самый высокий. Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях, деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст для выступления | 31.15 КБ |
презентация | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад «Мальвина»
«ФОП ДО и ФГОС ДО: современные подходы планирования занятий с использованием развивающих игр, нацеленных на поддержку детской инициативы»
Воспитатель:
Полевик Наталья Геннадьевна
2024г.
С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
(1,2,3 слайд)
Федеральная программа позволила объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
(4слайд)
В настоящее время особое значение согласно ФГОС ДО приобретает вопрос о поддержке детской инициативы в различных видах деятельности, потому что это один из принципов дошкольного образования.
Инициатива – это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-
либо действиях.
Синонимы: начинание, предприимчивость, способность к самостоятельным,
активным действиям.
(5слайд)
Приоритетная сфера проявления детской инициативы:
Продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов
каждого ребёнка;
• рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем
достижениях;
• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать
радостное ощущение возрастающей умелости;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к
затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
•не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;
•ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);
• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к
застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
• уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;
• всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.
(6слайд)
Инициатива ребёнка имеет три уровня:
1 уровень самый простой. Внутренний побуждающий мотив.
2 уровень. Принятие ребёнком самостоятельных решений.
3 уровень самый высокий. Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях, деятельности.
(7слайд)
Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии:
В своей работе использую дидактический материал для развития речи:
картины (предметные и сюжетные), серии картин, раскраски,
детские рисунки
• Альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные
события из жизни детей
• Книжный уголок с богатым подбором художественной литературы
для детей, а также познавательной образовательной детской литературы.
Я применяю данный материал на фронтальных, подгрупповых занятиях – работаю в мини группах и индивидуально.
(8слайд)
Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии:
На фронтальных и подгрупповых занятиях использую разнообразный дидактический материал: картины (предметные и сюжетные), серии картин, раскраски, детские рисунки
• Альбомы с репродукциями картин известных художников
• Подборка фотоиллюстраций с пейзажами и природными ландшафтами
(детские фотографий в различном природном окружении)
(9слайд)
Способы поддержки детской инициативы в познавательном развитии
•Разнообразный дидактический материал для формирования у детей понятий числа и количества, плоскости и пространства, развития навыков количественного и порядкового счета, измерения и сравнения по величине
•Разнообразный дидактический материал для формирования пространственных представлений
• Материал для развития логического мышления
•Оборудование для наблюдений и исследований (Центр экспериментирования и организации наблюдения)
•Познавательная литература и настольно-печатные развивающие игры (Центр коммуникации и познания)
(10слайд)
В своей практике я использую технологию «Ситуация», которая является новым педагогическим инструментом, который позволяет через поддержку детской инициативы, поэтапно, последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности. Она состоит из шести этапов.
Рассмотрим данную технологию на примере занятия лепка в средней группе.
1. Введение в ситуацию.
На данном этапе я создаю условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включаю их в познавательную деятельность.
Например: Я собираю детей около себя. Знакомлю со сказочным героем. Озвучиваю проблему.
- Ребята, к нам в гости пришёл заяц. У него случилась беда , и он просит вас о помощи.
Заяц: Ребята, у меня закончились запасы на зиму, помогите мне, пожалуйста, пополнить мою кладовку вкусной морковкой!
- Ребята, поможем зайцу? Что же делать? Как ему помочь?
2.Актуализацию детского опыта.
Я организую совместную с детьми деятельность, способствующую актуализации у них мыслительных операций, знаний и умений, необходимых
для следующего шага.
Например: Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Ребята, я нашла мешочек. Давайте, посмотрим, может в нем найдутся запасы для зайца. (Дети пытаются на ощупь определить то, что находится в мешочке. Все правильно названные предметы складывают на отдельный стол).
-Посмотрите, как много всего лежало в мешочке, это и -, и - … Давайте назовем все эти предметы одним словом? (Овощи). Вы знаете, где растут овощи? (Овощи растут на грядке, в огороде).
- Ребята, но в мешочке мы нашли всего одну морковь. Как вы думаете, этого хватит зайцу пережить зиму? Я предлагаю вам сделать для Зайца морковку. Хотите? Сможете?
3. Затруднение в ситуации (проблематизация)
Я моделирую проблемную ситуацию, где для достижения своей «детской» цели детям требуется выполнить новое, незнакомое для них действие. Задаю систему вопросов: «Смогли?», «Почему не смогли?», помогаю детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Поскольку затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении – теперь уже новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью.
Например: - Какого цвета бывает морковь? (оранжевая морковь). Какого цвета пластилин лежит у вас на столах? ( красного и желтого цветов)
Предлагаю детям слепить морковь оранжевого цвета.
Дети пытаются, но не могут этого сделать, возникает затруднение.
- Смогли вы помочь Зайчику - слепить из пластилина оранжевую морковь? (Нет.)
- Почему не смогли? (Не знаем, как слепить из пластилина оранжевую морковку).
4.Открытие детьми нового знания (способа действия).
На данном этапе я вовлекаю детей в процесс самостоятельного
поиска и открытия нового знания.
Пример: - Как же слепить из пластилина оранжевую морковку?
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
(Спросить у взрослых. Обращаю внимание детей на цвета пластилина, предлагаю смешать небольшие кусочки. Итог получили оранжевый пластилин. Уточняю способ лепки морковки. Дети с помощью взрослого лепят морковь.
- Какая морковка у вас получилась? (Оранжевая.)
- Что вы сделали с пластилином, чтобы морковь получилась оранжевой? (Смешали пластилин двух цветов)
5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.
На данном этапе организуются различные виды деятельности детей, в
которых они могут применить открытое ими новое знание или способ
действий (в том числе в измененных условиях).
Пример: Вспоминаем и проговариваем алгоритм получения пластилина оранжевого цвета, лепим еще одну морковку самостоятельно.
6. Осмысление.
На данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности,
Фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться.
Пример: Собираю около себя детей, рассматриваем, полученные морковки.
- Кому мы сегодня помогали? - Как помогли? (Сделали морковки)
- Мы смогли помочь Зайцу, потому что научились смешивать пластилин, сделали много моркови и спасли Зайца и его зайчат от голода. Заяц благодарит ребят за помощь и прощается с ребятами.
(11слайд)
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ведущий вид деятельности дошкольника- это игровая деятельность.
В игре закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходимо дать возможность проявить себя во всех видах игр, будь то самодеятельная, спонтанная игра, ролевая игра или игра с правилами.
Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка, неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, мышлении, памяти, воображения, творческих способностей. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.
Развивающие игры основаны на следующих принципах:
•сочетание игры и обучения;
•переход от игры к активной деятельности;
•поэтапное усложнение игр и задач;
•активизация умственного развития ребёнка.
(12слайд)
Задачи развивающих игр:
- развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое;
- развивать воображение, память, креативность мышления;
- формировать базисные представления (об окружающем мире, математическом), речевых умениях;
- формировать умение ощущать себя в пространстве окружающего мира и людей;
- научить ребёнка играть;
- приучать детей соблюдать во время игры правила;
- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додума
— это сквозной механизм развития ребёнка, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». У ребёнка игра является основным видом деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Существует множество развивающих игр для дошкольников.
(13слайд)
1.Познавательные игры (дидактические). Такие игры расширяют представление ребёнка об окружающем мире.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
(14слайд)
2.Игры для развития внимания и памяти. Например, «Ищем пару», «Отличия», «В поисках предмета», «Что не так?», «Лабиринт».
(15слайд)
3.Игры для развития мышления и логики. Например, «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации».
(16слайд)
4.Раскраски. Развивают творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать точные движения, различать и запоминать цвета.
5.Пазлы. Игра, в которой картину нужно собрать из частей.
(17слайд)
6.Математические игры. Обучают детей простым манипуляциям с цифрами.
(18слайд)
7.Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики.
(19слайд)
С помощью таких игр я достигаю таких образовательных целей: реализую проектную и игровую деятельность, знакомлю с новой информацией, закрепляю имеющиеся знания, отрабатываю на практике умения детей.
В системе дошкольного образования, долгое время наблюдалось преобладание занятий как основной формы обучения детей. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение придерживались учебной модели, т. е. на первом месте все время оказывались занятия. Исходя из всего этого, времени на игру у детей почти не оставалось.
В свете ФОП ДО теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре, но значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что игра становится способом обучения. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
(20слайд)
Игры логически и системно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры по замыслу детей.
При организации совместной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения, как основа для решения задач развития детей в различных направлениях.
Во время игр на занятии и в свободной детской деятельности я создаю различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы. По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы я всегда высоко оцениваю.
(21слайд)
И закончить своё выступление хочу словами Деборы Владимировны Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Поэтому пока ребенок находится в детском саду, играйте с ним и он будет вам благодарен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие нормативные положения о ФОП ДО С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа позволила объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольника . Особое значение согласно ФГОС ДО приобретает вопрос о поддержке детской инициативы в различных видах деятельности, потому что это один из принципов дошкольного образования . Инициатива – почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка; • рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей ; • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; Для поддержки детской инициативы необходимо:
1 уровень самый простой . Внутренний побуждающий мотив . 2 уровень. Принятие ребёнком самостоятельных решений . 3 уровень самый высокий. Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях, деятельности. Инициатива ребёнка имеет три уровня:
Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии:
Способы поддержки детской инициативы в художественно эстетическом развитии:
Способы поддержки детской инициативы в познавательном развитии
Этапы: 1 . Введение в ситуацию. 2.Актуализацию детского опыта. 3. Затруднение в ситуации ( проблематизация ) 4.Открытие детьми нового знания (способа действия). 5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний. 6. Осмысление. Технология «Ситуация»
Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка, неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, мышлении, памяти, воображения, творческих способностей. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей. Развивающие игры основаны на следующих принципах: -сочетание игры и обучения; -переход от игры к активной деятельности; -поэтапное усложнение игр и задач; -активизация умственного развития ребёнка. . Развивающие игры
- развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое; - развивать воображение, память, креативность мышления; - формировать базисные представления (об окружающем мире, математическом), речевых умениях; - формировать умение ощущать себя в пространстве окружающего мира и людей; - научить ребёнка играть; - приучать детей соблюдать во время игры правила; - воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Задачи развивающих игр:
Познавательные игры (дидактические) . Развивающие игры для дошкольников
« Ищем предметы по цвету», «Отличия», «В поисках предмета», «Что не так?», «Собери из частей целое». Игры для развития внимания и памяти.
Игры для развития мышления и логики . « Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы », «Составь из палочек», «Ассоциации».
Раскраски . Пазлы. Развивают творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать точные движения, различать и запоминать цвета. Игра, в которой картину нужно собрать из частей.
Математические игры . Обучают детей простым манипуляциям с цифрами.
Головоломки, конструкторы, шнуровки . Сочетают развитие логики и мелкой моторики
-реализация проектной и игровой деятельности,; - знакомство с новой информацией; - закрепление имеющихся знаний; -отработка на практике умений детей . Образовательные цели развивающих игр:
Игра- способ обучения
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития ». Дебора Владимировна Менджерицкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы в организации работы ДОО по поддержки детской инициативы и самостоятельности
В статье рассматриваются новые подходы по поддержки детской инициативы и самостоятельности в ДОО....
Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»
Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в анимационной студии «Анимашка» в р...
ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».
материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
Индивидуальный подход при поддержке детской инициативы. Игры для детей разных темпераментов.
Поддержка инициативности должна иметь четко выраженную индивидуальную направленность, с опорой на сильные и слабые стороны темперамента ребенка. Таким образом, для педагога важно определить именно те ...