Активизация речевого общения
статья (младшая группа)
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.Доказано, что если на просьбу ребенка выраженную жестом взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.
В настоящее время много дошкольников с недостаточно развитой речевой активностью. Обычно дети, занимаясь какой-либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее (говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачам и т.д.). Наши же дети не так часто прибегают к речи по собственной инициативе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_rechevogo_obshcheniya.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация речевого общения
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Доказано, что если на просьбу ребенка выраженную жестом взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.
В настоящее время много дошкольников с недостаточно развитой речевой активностью. Обычно дети, занимаясь какой-либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее (говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачам и т.д.). Наши же дети не так часто прибегают к речи по собственной инициативе.
Развитию речи в детском саду необходимо уделять самое большое внимание: проводить занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это даст положительные результаты, но они касаются количественной стороны речи. Подлинного же ее развития не происходит. На занятиях ребенок, подчиняясь взрослому, поизносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение детей между собой и с окружающими взрослыми крайне скудно. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить их эффективность находиться в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.
Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоги и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывание синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Условия развития речевой активности:
- общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
- умение преодолевать скованность застенчивость;
- способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.
Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Помехам речевой активности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.
Сегодня мы рассмотрим технологии психологических, психотерапевтических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные воздействия могут быть реализованы в качестве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий.
Активизация компонентов речевой деятельности.
Активизация речевой деятельности в целом не возможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и , главное развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
« Кто быстрее» Воспитатель произносит любое слово, в ответ дети называют слово, которое первое пришло им на ум, но по каким-либо причинам связанное с названным, например, книга - толстая, редкая; дерево – стоит, береза, зеленое; сердитый – папа, кот, начальник; помидор – огород, красный , сок, салат и т.д.
« Домашнее животное» из набора предложенных слов дети называют домашнее животное и как можно быстрее его поизносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Овощи», «Цветы», «Транспорт» и т.д.
«Подбор прилагательных» Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указываю и как можно больше признаков , например, стол –деревянный, кухонный, обеденный, круглый, удобный, маленький и т.д.
Игра с мячом « Скажи наоборот» Взрослый называет слово и бросает мяч детям, ребенок ловит мяч и говорит противоположное по значению слово например, дать-взять, поднять-опустить, белый – черный, толстый – тонкий, большой – маленький.
«Закончи предложение» По круга воспитатель передает флажок и тот у кого он в руках дожжен закончить предложение, например, «Я одела шубу, потому, что….»; Папа пришел домой радостный так как …»; «На улице идет дождь потому что…».
«Сочиним историю» Воспитатель начинает рассказывать историю, следующий продолжает «Жили-были…» и так по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха.
В статье освещается теоретический и психологический аспекты коммуникативной системы обучения языку неслышащих детей. Развитие всех видов речевой деятельности и правильное их сочетание...
Активизация речевого общения детей 5 -6 лет через игру
как с помощью игр развивать речь детей 5-6 лет...
«Активизация речевого общения дошкольников с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности»
Презентация логопедической сказки "Как тигрёнок искал звук Р"...
Доклад: Дидактическая игра, как средство развития и активизации речевого общения дошкольников
Игра на занятиях в детском саду и в режимных моментах необходима для снижения нагрузок у детей. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи. Ведь дошкольный возраст – это время эн...
«Активизация речевого общения»
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной реч...
Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка....
Активизация речевого общения старших дошкольников.
Дошкольный возраст- уникальный период развития человека. Как мы постигаем мир дошкольного детства?...