Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи

Володина Татьяна Борисовна

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volodina_-_statya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Дошкольная педагогика и психология

Театрализованная   деятельность – как одна из форм работы   по    активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Володина Т.Б. воспитатель;

Рябова Л.М. воспитатель;

Тропникова З.А. музыкальный руководитель.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка – детский сад №54 «Малыш»

 Кемеровская область, город Осинники.

         Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

         Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. По мнению М.Р. Львова,  

компонентами речевой активности, являются быстрота речевых реакций в диалоге и др. ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развёртывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывания других лиц. М.Р.Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:

1) общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к    лидерству;

2)  умение преодолевать скованность, застенчивость;

 3) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.                                                            

 Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям.         Безусловно, развитие речи в дошкольных   учреждениях уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи.  

          Специфика работы в группе детей с нарушением речи определяется у каждого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, -неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал   выразительной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры и занятия. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

    Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), что позволяет формировать опыт социальных навыков поведений детей. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов…».

Важной особенностью данной деятельностью является активное участие родителей. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ. Кроме того, взрослые лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между детьми и взрослыми. Активизации   интереса родителей способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть разнообразной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а значит всесторонне развивать ребёнка. Поэтому не случайно во Временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:    

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройствами театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Эффективная организация такой деятельности невозможна силами одного воспитателя, поэтому осуществляется тесное взаимодействие специалистов ДОУ по следующим направлениям:

 - ритмопластика;

- сказочный театр физической культуры;

- психологические тренинги, этюды;

-культура и техника речи;

-творческая и мини-мастерская

Все эти направления способствуют реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку, нетрадиционный путь взаимодействия с семьёй и т.д.

 Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Проводится небольшими подгруппами (по 6-8 детей в подгруппе), что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз группы формируются по-разному, в зависимости от содержания деятельности, которая включает в себя:  

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры –драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;              

Только комплексный подход всех специалистов ДОУ даёт возможность не только преодолеть имеющие речевые дефекты, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготавливать детей к успешному обучению в школе.

Таким образом, содержание, формы и методы проведения театрализованных игр и занятий должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Статья по теме "Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня перед детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не п...

« Использование Су-Джок как нетрадиционную форму работы по коррекции речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Проектная деятельность использования Су-Джок с детьми ОНР в образовательной деятельности...

Консультация для педагогов «Моделирование, как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.Что же такое моделирование? В чем особенность и значение моделирования? Сущность метода моделирования. Закономерности форм...

Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Театрализованная   деятельность – как одна из форм работы   по    активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста....

Познавательно речевое общение с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Безопасная дорога».

Закрепить представления о ситуациях, которые можно назвать «опасными»,о навыках действия в экстремальных ситуациях.Развивать умение находить решение в сложных  ситуациях, применять эл...

Занятие по развитию речи и речевому общению с детьми старшего дошкольного возраста "Будем в армии служить"

Занятие по развитию речи и речевому общению с детьми старшего дошкольного возраста "Будем в армии служить"Программное содержание: расширять знания детей о том, что Российская Армия – з...