Продуктивные виды деятельности для детей старшего дошкольного возраста
статья
Дошкольное детство — особенный период развития,
когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка
и его отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Продуктивные виды деятельности для детей старшего дошкольного возраста | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5
Продуктивные виды деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель
Рогулина Н.Н.
Солнечногорск
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
I. Значение продуктивных видов деятельности для развития ребенка 5-6 лет
………...……………………………………………………………………...……4
II. Виды продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………….……………………6
III. Возможность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности ……………………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список литературы ……………………….……………………………………..12
Введение
Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
I.Значение продуктивных видов деятельности для развития ребенка 5-6 лет
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника. Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим. В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью.[6] Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки. Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п.
В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей
5
формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус. По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети. Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.
6
II. Виды продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Продуктивная деятельность – деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.[5] Продуктивные виды деятельности старшего дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заклю чается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. [7] Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Как отметила Урунтаева Г.А., продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут отражаться в том или ином виде.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности.
7
Конструктивная деятельность, изобразительная игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности отечественные психологи отметили, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств, и осваивая её, ребенок учится выделять в реальном мире предметы те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде. Таким образом, продуктивная учебная деятельность играет существенную роль в развитии старшего дошкольника. Осуществляя постоянно усложняющуюся деятельность, учащийся вступает в новые для себя отношения, формирует личностный опыт, развивает мотивы и оценки Использование традиционного подхода к организации обучения становится препятствием для осуществления саморазвития, самообразования. Возможности для самореализации дошкольников обеспечивает организация продуктивной учебной деятельности, ее направленность на получение образовательных продуктов создает условия для формирования собственного опыта.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. На занятиях по аппликации, я знакомила детей с техникой «мозаика из бумажных комочков». Бумагу можно использовать самую разнообразную: простую цветную, гофрированную, бумажные салфетки, фантики, фольгу и даже старые газеты. Единственное условие – бумага должна быть достаточно мягкой.
Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание – действия с
8
материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание –дети учатся видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.[8] На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
9
III. Возможность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта. Поэтому наиболее актуальным в педагогике является переход от репродуктивной модели образования, которая обеспечивает воспроизведение «готовых знаний», к продуктивной модели, направленной на активизацию познавательной деятельности ребенка. Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности. В научных исследованиях утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться. Ведущим средством развития познавательной сферы личности и познавательной деятельности является продуктивная деятельность, которая будет стимулировать детскую активность. Эта проблема развития познавательной активности старших дошкольников считается одной из самых актуальных в детской психологии, так как взаимодействие человека с реальным миром происходит из-за его активности и деятельности. Ведь активность - это обязательный источник формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Современные образовательные программы основаны на формировании у дошкольников не отдельных фрагментарных знаний о законах реального мира, а элементарных систем представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений. В современных условиях информационного общества необходимо дать детям ключ к познанию действительности, а не ограничиваться статичной суммой знаний, как в традиционной системе умственного воспитания. Правильная педагогическая организация деятельности старших дошкольников и систематическая и целенаправленная воспитательная деятельность способствует становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывает значительное влияние на его развитие.
В познавательной активности выделяют две основные стороны: динамическую, характеризующую стремление к познанию, и содержательную, определяющую продуктивность в познании. [3] В дошкольном детстве приобретает особую значимость проблема познавательной активности, так как именно в этом возрасте происходит
10
становление ориентировочно-исследовательской деятельности, которая является ее основой. Мы можем выделить ученых, труды которых посвящены изучению этой темы: Л.А. Венгер, А.И. Голубева, Н.С. Денисенкова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец и др. В своих работах они показали, что в дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность. А направляет и побуждает ее познавательная задача. [1] Особенности развития познавательной активности дошкольников выражается в проявлении познавательного интереса, любознательности, в задаваемых вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании, проявлении в разных видах деятельности. В детских учреждениях продуктивные виды деятельности проводятся в форме занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Но в последнее время многие педагоги-психологи показывают, что школьно-урочная форма, при которой инициатива и направление деятельности полностью принадлежит взрослому, не способствует развитию детей. Одним из детских психологов проводивших исследования по этой проблеме была Н.А.Короткова [5]. В результате ее сравнительного эксперимента можно увидеть, что при школьно-урочной форме, у детей падает мотивация к деятельности, собственная активность и инициативность минимальны. Н.А. Короткова предлагает педагогам отойти от учебной модели во время образовательной деятельности и перейти к партнерским формам работы взрослого с детьми. Назвать такие занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, как работу в «мастерской». Во время такой деятельности педагог становится равноправным партнером-участником общей работы. В результате этого меняется: стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному); рабочее пространство, на котором происходит совместная работа (от отдельного места за «учительским столом», к месту за общим столом рядом с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства, к участию в выполнении определенной части работы). [2]
Продуктивная деятельность, организованная в форме мастерской, где на первый план выходят партнерские отношения между воспитателем и детьми, где детям предоставляется большой выбор материала и способов действия, большая свобода деятельности, которые выступают также необходимыми условиями для познавательной активности детей, являются более эффективной, чем организованная деятельность в традиционной форме – занятие. Изменения в построении образовательной среды в детских садах будет способствовать развитию познавательной активности детей.
11
Заключение
На сегодняшний день развивающий потенциал продуктивных видов деятельности по отношению к творческим возможностям дошкольников является традиционным предметом психолого-педагогического изучения. Продуктивная деятельность как источник творческого развития ребенка вызывает значительный интерес и с диагностической точки зрения. Избирая путь диагностики детского творчества на ее материале, исследователь получает возможность проследить не только последовательность действий ребенка по достижению конкретного результата. Продуктивная деятельность является также и важнейшим условием развития воображения дошкольников. Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнорирование или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте чреваты невоспламеняемыми потерями в развитии личности в последующие годы. Именно творческое воображение – одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображение одна из главных задач дошкольного воспитания.
О.М. Дьяченко отметил, что творческое воображение активно формируется в таких видах деятельности как: игра, продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, в том числе конструирование из бумаги; во многих разновидностях художественного творчества – восприятия сказкой, самостоятельное сочинительство и др. Эта почва, на которой вырастает профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя.
12
Список использованной литературы
1. Бурлакова И.А. Клопотова Е.Е. «Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика 01.2011г.
2. Доронова Т.Н. «Мастерская» как форма организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
3. Клопотова Е.Е. "Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников" Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике».
4. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» 2012 г.
5. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования».
М, Педагогическое общество России, 2007
6. Ремезова Л.А. «Учимся конструировать: Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего».
- М.: Школьная Пресса, 2005.
7. Смирнова, Е.О. Детская психология / Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 368с.
8. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб.: Речь, 2002. - 137 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».
Цель:v развивать у детей художественно – творческие способности;v совершенствовать ранее полученные навыки;v совершенствовать навыки работы с бума...
Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Показ...
Методические рекомендации по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
методические рекомендации воспитателям и родителям по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"...
Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияИгровая деятельность реализуетс...
Конспект по продуктивному виду деятельности (рисование) в старшем дошкольном возрасте.
Конспект по продуктивному виду деятельности (рисование) в старшем дошкольном возрасте....
"Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивным видам деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей....
Конспект организации и руководства продуктивных видов деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему "Строительные машины"
Использование ЛЕГО-технологии в системе образования является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования. Основой образовательного процесса с ис...