Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 45 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
Г. СЫКТЫВКАРА
Методическая разработка
«Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
Разработали:
Гаранина Елена Анатольевна,
старший воспитатель.
г.Сыктывкар, 2014 год
Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов. Поэтому актуальная задача педагога - своевременное формирование речи детей, ее правильности и чистоты. Важно обеспечить систему работы по развитию речи во взаимосвязи всех направлений. Реализация данной цели предполагает разработку системы образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования. Для этого в ДОУ была разработана комплексная модель, которая включает в себя поэтапный, системный алгоритм сочетания форм, методов и приемов совместной образовательной деятельности в течение месяца в режиме дня в каждой возрастной группе.
В утренний приём приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию как пассивного, так и активного словаря воспитанников являются:
- Ритуалы утреннего приветствия, которые знакомят детей с разнообразными формами приветствия, создают эмоционально-положительный настрой на весь день.
- Артикуляционная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Беседы. Принимая в них участие, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.
- Словесные игры и упражнения.
- Речевые тренинги и упражнения.
На прогулке приоритетной деятельностью, направленной на практическое речевое общение, формирование коммуникативных навыков являются:
- Минутки любования красотой природы.
- Наблюдения в природе.
- Художественное слово (используется при наблюдениях).
- Ситуативные разговоры.
- Речевые проблемные ситуации.
- Речевые коммуникативные игры.
- Игры с речевым сопровождением.
Всё это способствует развитию мыслительной и речевой активности, умению делать речевые выводы, умозаключения.
Во второй половине дня важными речевыми формами, методами, приемами развитию диалогической и монологической речи является:
- Индивидуальная работа по развитию речи.
- Работа с художественной литературой (чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором). Художественная литература учит понимать красоту родного языка, способствует освоению грамматического строя речи.
- Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги).
- Речевые тренинги.
- Развлечения.
- Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению).
- Решение проблемных ситуаций.
- Словесные дидактические игры, игры-фантазии, игры-викторины. Именно такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
Таким образом, разумное сочетание форм, методов и приёмов в режиме дня обеспечит комплексность, последовательность, системность в решении речевых задач. Немаловажным положительным эффектом в работе педагогов ДОУ являются обобщающие формы работы по развитию речи: театротерапия, сказкотерапия, логочас, речевая газета, литературная викторина (КВН), календарь событий, презентации, речевые проекты.
Наиболее эмоциональными формами работы будут: театрализованное развлечение, фольклорная ярмарка, агитбригада, конкурс чтецов, сюжетно-ролевые игры «Журналисты», «Телеведущие».
Данная модель разработана для всех возрастных групп, начиная со 2 младшей группы с учётом усложнения форм работы с детьми по возрастам, что обеспечивает комплексность и систему работы в данном направлении. Модель включает циклограмму периодичности форм работы по развитию речевой активности дошкольников в режиме дня. Воспитанники, достигшие высокого уровня речевого развития являются ведущими в мероприятиях ДОУ, таких как «Литературный вечер», «Час творчества», «Юный журналист», «Фольклорная ярмарка», шоу-программ: «Поле чудес», «Угадай сказку», творческие выставки-презентации, в проведении тематических дней «День поэзии», «День театра», «День смеха».
Модель образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» образовательной программы ДОУ
в подготовительной группе (6-7 лет)»
День недели | УТРО | ПРОГУЛКА | ВЕЧЕР | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Понедельник | .1. Индивидуальная работа по грамоте. 2. Беседа о культуре поведения. 3..Рассматривание альбомов об искусстве. 4. Ритуал «Минутка вхождения в день» 5. Артикуляционная гимнастика 6. Пальчиковая гимнастика | 1.Наблюдение за растительным миром. Художественное слово. 2. Минутка любования красотой природы. 3. Словесные игры и упражнения. | 1.Чтение. |
|
|
|
3. Беседы о растительном мире. 4. Час организованной игры (дидактические игры). |
|
3.Час организованной игры. Игра «Объяснялки». «Рассуждалки». |
| |||
| ||||||
Вторник | 1. Ритуал «Минутка вхождения в день».
| 1.Наблюдение за животным миром. Художественное слово. 2. Минутка любования красотой природы. 3. Игры, викторины. |
| 1. Индивидуальная работа по развитию речи (звуковая культура речи) | 1. Индивидуальная работа по приобщению к грамоте | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (грамматика, словарь) |
2. Решение проблемных ситуаций. | 2.ОБЖ. ПДД. Решение проблемных ситуаций. | 2. Обсуждение правил этикета. | ||||
| ||||||
Среда | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (стихи, пословицы, считалки) 2. Беседа по ОБЖ. 3. Ритуал «Минутка вхождения в день». 4. Словесная игра Подари комплимент». | 1. Наблюдение за неживой природой. Художественное слово. 2. Минутка любования красотой природы. 3. Словесные игры и упражнения. | 1.Театротерапия. Этюды. 2. Логочас (разучивание скороговорок, чистоговорок) | 1.Театротерапия. Кукольный театр. 2. Речевой тренинг. | 1. Книжкина гостиная «Давайте познакомимся». (Знакомство с писателями). 2.Коммуникативная игра. 3.Театротерапия. Драматизация. | 1.Театротерапия. Досуг. 2. Игры – фантазии. |
Четверг | 1. Индивидуальная работа по развитию речи ( связная речь). 2.Интеллектуальная разминка. 3. Беседы об окружающих предметах, явлениях. 4.Словесные игры. 5. Ритуал «Минутка вхождения в день». | 1. Экскурсии. Художественное слово. 2. Минутка любования красотой природы. 3. Свободное общение по теме. | 1. Беседа (социально- нравственное воспитание) | 1. Беседа (экологическое воспитание) 2. Пополнение игровой библиотеки (книжки – самоделки) | 1. Познавательные беседы. | 1. Беседа (патриотическое воспитание) 2. Коммуникативная игра. |
2.Терапия искусством. Сказкотерапия. | ||||||
Пятница | 1.Рассматривание энциклопедий. 2. Беседа о труде взрослых. 3. Ритуал «Минутка вхождения в день». 4. Ситуативный разговор | 1. Наблюдение за погодой. Художественное слово. 2. Минутка любования красотой природы. 3. Игровые образовательные ситуации. |
|
|
|
|
3.Пятничные посиделки «Сказки у свечи» с использованием разных видов театра. |
Модель образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» образовательной программы ДОУ
в старшей группе (5-6 лет)»
День недели | УТРО | ПРОГУЛКА | ВЕЧЕР | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Понедельник | 1. Беседа о выходных днях. 3. Индивидуальная работа по развитию речи (формирование словаря, грамматика). 4. Игры и упражнения по развитию речи. 5.Ритуал « Связующая нить». 6. Артикуляционная гимнастика. 7. Пальчиковая гимнастика. | 1. Наблюдение за погодой. Художественное слово. 2. Минутка любования красотой природы.
| 1. Чтение. | 1. Заучивание. | 1. Рассказывание. |
|
2. Беседа. ПДД. | 2.Беседа. ОБЖ. | 2.Беседы о здоровье, здоровом образе жизни. |
| |||
| 3.Час организованной игры. Театрализованные игры. | |||||
4.Телефонные минутки. | ||||||
Вторник | 1.Словесная игра «Подари комплимент». 2.Ритуал « Связующая нить». | 1.Наблюдение за растительным миром. Художественное слово 2.Минутка любования красотой природы. . | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (связная речь) | 1.Индивидуальная работа по развитию речи (звуковая культура речи). | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (грамматика, словарь)
| 1. Индивидуальная работа по приобщению к грамоте. |
2. Фокусы, шутки, загадки, аттракционы. | ||||||
5.Минутки поэзии (под музыкальное сопровождение). | ||||||
Среда | 1. Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин. 2.Ритуал « Связующая нить». 3. Ситуативный разговор. | 1. Наблюдение за неживой природой. Художественное слово 2. Минутка любования красотой природы. 3. Словесные игры и упражнения.
| 1. Беседа (социально- нравственное воспитание) 2.Терапия искусством Сказкотерапия.. | 1. Беседа (экологическое воспитание). Чтение. | 1. Беседа (патриотическое воспитание).Чтение.
| 1. Беседа ( гендерное воспитание). Чтение. 2.Терапия искусством. Театротерапия. |
Четверг | 1 Словесная игра «Подари комплимент». 2. Индивидуальная работа по звуковой культуре речи. 3. Беседа об искусстве. 4. Ритуал « Связующая нить». | 1. Экскурсии, целевые прогулки. Художественное слово 2.Минутка любования красотой природы. | 1. Решение проблемных ситуаций. | 1. Развлечение. Театрализованное. | 1.Книжкина гостиная «Давайте познакомимся» (знакомство с писателями). | 1. Развлечение. Музыкально-литературное. |
Пятница | 1. Беседа. ОБЖ. ПДД. 2.Ритуал « Связующая нить». | 1. Наблюдение за животным миром. Художественное слово 2.Минутка любования красотой природы. | 1.Коммуникативная игра. | |||
2. Беседа о природе. Чтение х/л. | 2. Беседа. Рукотворный мир. Чтение х/л. | 2. Беседа. Явления общественной жизни. Чтение х/л. | 2. Беседа. Человек. Чтение х/л. | |||
5. Пятничные посиделки «Сказки у свечи» с использованием разных видов театра. |
Модель образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» образовательной программы ДОУ
в средней группе (4-5 лет)»
День недели | УТРО | ПРОГУЛКА | ВЕЧЕР | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Понедельник | 1. Беседа о выходных днях. 2. Игры и упражнения по развитию речи. 3. Разговор об обязанностях дежурных по столовой, культуре еды. 4.Словесная игра « Посмотрите на меня». 5.Ритуал перед завтраком «Спасибо матушке Земле». | 1.Наблюдение за живыми объектами. Художественное слово 2.Минутка любования красотой природы.
| 1.Логочас (разучивание скороговорок, чистоговорок). | |||
2.Забавы (шутки, фокусы, небылицы). 3.Чтение художественной литературы. | ||||||
Вторник |
|
| 1. Беседы: родной дом, семья. | 1. Беседы: профессии родителей |
| 1. Беседы: родной край |
2. Индивидуальная работа по развитию речи (звуковая культура речи). . | 2. Индивидуальная работа по развитию речи (связная речь) |
| 2. Индивидуальная работа по развитию речи (грамматика) 3. Развлечения. Театрализованное. | |||
Среда | 1.. Рассматривание альбомов «Времена года». 2.. Ритуал перед завтраком «Спасибо матушке Земле». | 1. Наблюдения за неживой природой. Художественное слово 2.Минутка любования красотой природы.
| 1. Рассказы на нравственные темы. Чтение. |
|
| |
| ||||||
Четверг | 1.. Беседа о родном крае. 2. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. 3. Ритуал перед завтраком «Спасибо матушке Земле». | 1. Наблюдение за миром людей. Художественное слово. 2.Минутка любования красотой природы. | 1. Беседы о природе: природные явления | 1. Беседы о природе: растения – живые существа | 1. Беседы: дикие и домашние детёныши | 1. Беседы: сезонные изменения |
2. Чтение. | 2. Рассказывание. | 2. Стихи. 3.Коммуникативная игра. | 2. Этические беседы (В.И. Петрова «Этические беседы с детьми 4-7 лет»). | |||
Пятница | 1. Индивидуальная работа по развитию речи. 2. Рассматривание книг, иллюстраций. 3. Ритуал перед завтраком «Спасибо матушке Земле». | 1. Целевые прогулки, экскурсии. Художественное слово 2. Минутка любования красотой природы. | ||||
1. Пятничные посиделки «Сказки у свечи» с использованием разных видов театра. |
Модель образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» образовательной программы ДОУ
во 2 младшей группе (3-4 года)».
День недели | УТРО | ПРОГУЛКА | ВЕЧЕР | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Понедельник | 1. Беседа о выходных днях. 2. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций. 3. Ритуал «Добрые приветствия». | 1. Наблюдение за погодой. Художественное слово 2. Минутка любования красотой природы.
| 1. Индивидуальная работа по развитию речи (звуковая культура речи) | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (связная речь) 2. Коммуникативная игра. | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (словарь) | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (грамматика) |
Чтение художественной литературы. | ||||||
Вторник | 1.Рассматривание предметных картинок. 2. Ритуал «Добрые приветствия». |
| 1. Театрализованная игра: обыгрывание в лицах по сказке | 1. Театрализованная игра: имитация действий, мимики, интонации изображаемых героев | 1. Театрализованная игра: приёмы вождения настольных кукол | 1. Театрализованная игра: эмоциональное состояние человека (мимика, позы, жесты, движения) |
Среда | 1.Ритуал «Добрые приветствия». 2.Словесная игра «Посмотрите на меня». |
2. Минутка любования красотой природы. | ||||
Чтение художественной литературы. | ||||||
Четверг | 1. Рассматривание репродукций, фотографий, изделий народных мастеров. 2. Разговор о культурно-гигиенических навыках, правилах поведения. 3. Игры на классификацию. | 1. Наблюдение за неживой природой. Художественное слово 2. Минутка любования красотой природы. | 1. Театрализованная игра. | |||
2. Рассказ воспитателя: о жизни группы | 2. Рассказ воспитателя: об ожидаемых событиях | 2. Рассказ воспитателя: о детях, о себе 3.Развлечение-забавы. | 2. Рассказ воспитателя: о «трудных ситуациях» | |||
Пятница | 1. Д/и по развитию речи. 2. Родной край (рассказ воспитателя) 3. Индивидуальная работа по развитию речи. | 1. Целевая прогулка. Художественное слово Минутка любования красотой природы. | 1. Работа с художественной литературой: чтение | 1. Работа с художественной литературой: заучивание | 1. Работа с художественной литературой: рассказывание | 1. Работа с художественной литературой: фольклор |
|
Циклограмма периодичности форм работы по развитию речевой активности дошкольников в режиме дня.
Периодичность | Формы работы | Количество в день |
Ежедневно 1 раз в неделю 2 раза в неделю 1 раз в месяц 1 раз в квартал 1 раз в год |
« Связующая нить». «Спасибо матушке Земле». «Добрые приветствия».
| 1 1-2 1-2 2 2 1 1-2 1 2 1-2 1 1-2 1 1 1 1 1 1 1 1-2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1-2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Музыки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гост...
Методические рекомендации по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
методические рекомендации воспитателям и родителям по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"...
Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияИгровая деятельность реализуетс...
Перспективный план по развитию мелкой моторики рук в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
перспективный план...
«Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)
laquo;Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)...
Продуктивные виды деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру....