мастер - класс "Детский проект как инструмент реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».
Погудо Светлана Борисовна,
воспитатель МБДОУ д\с 28 «Жемчужинка»
Этапы мастер-класса:
1. Введение – 2 мин.
2. Информационный блок– 25 мин.
3.Презентация педагогического опыта– 10 мин.
4.Творческий блок: создание проекта – 20 мин.
5. Рефлексивный блок - 2 мин
Цель: повышение мотивации педагогов в овладении технологией – «метода проекта».
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий «Метод проекта».
Оборудование: столы и стулья для - участников, презентация «Метод проектов в ДОУ», мольберт, два листа формата А3, 3 набора фломастеров. фишки красного, зеленого цвета,
Ход:
В ходе мастер-класса Вы узнаете:
- почему возникла необходимость в применении данной технологии;
- что такое технология «Метод проекта»;
- какая существует классификация детского проекта;
- презентация педагогического опыта
- проработаем на примере детский проект.
Здравствуйте! Моё имя Светлана Борисовна Погудо. Имею 30-летний опыт в работе с детьми дошкольного возраста. В течение многолетней педагогической деятельности считаю необходимым постоянно совершенствоваться и знакомиться с разными технологиями, методами и формами обучения, которые периодически меняются и не стоят на месте.
Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.
Образование – деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», - требует от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа. Стандарт дошкольного образования - это изменение всей системы образования (А.Г.Асмолов), направленный на поддержку позитивной социализации и индивидуализации. Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. [1. Ст5]
Внедрение метода проектов в практику педагогической работы — это реализация содержания образовательной программы, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Это даёт возможность детям проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности.
Что такое ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ?
- это объект, предмет или деятельность?
- если проект детский, то деятельность…(детей)
- какая деятельность? (игровая, познавательная, творческая, исследовательская)
- на что направлена?
В настоящее время существует классификация проектов (работа с карточками «классификация детских проектов»).
Как любая деятельность проектная также имеет свою структуру. (работа со схемой)
Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П»:
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Теперь рассмотрим основные компоненты (структуру) проекта.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ:
- Проблема (выбор темы).
В основе проекта лежит проблема. Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы — строящийся по соседству дом, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближающийся праздник. В ходе утреннего обмена новостями взрослые могут услышать высказывания детей, отражающие их мир, желания, увлечения.
Выбор темы можно направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания» [2 стр73].
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы использовать два способа разработки проектов:
1. «Модель трех вопросов»
2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Мы рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Методика работы с «моделью трёх вопросов» такова, свободное время (вечером, утром) накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о, что они знают или хотят узнать по предполагаемой по теме, по теме, назревающей соответственно сезону, или по теме, которая стала проявляться в группе «как фон» [2.стр 73]. Просто ведём разговор, в виде познавательной беседы. Все идеи (высказывания) детей записываем печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя её автора.
- Проектирование или планирование.
Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту - ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имён.
В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Это серьёзная часть работы, соответственно и вопросы звучат по-деловому.
- Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
- Что мы уже успели сделать (узнать, чему научиться)?
- Что ты хочешь сделать?
- Что ты предполагаешь сделать сегодня?
- Что ты хочешь узнать (чему научиться)?
- Какие материалы тебе понадобятся?
- С чего ты начнёшь? И т.д.
Теперь на основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создаем план темы проекта для каждого центра. «Системная паутинка по проекту» очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. В этом поможет системная паутинка.
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие |
Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Формы взаимодействия с социальными партнерами и семьей |
Идеи и предложения детей вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения — записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы, в течение реализации тематического проекта групповой сбор проводится ежедневно, где вносятся изменения в планирование с новыми идеями детей.
- Поиск информации.
Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта);
Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим;
это придаёт предстоящему дню (и проекту в целом) определённость и продуманность.
Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.
Даже малыши понимают, что взрослые записывают их идеи и высказывания, придавая им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.
Совместное планирование помогает встраивать инициативу детей в образовательную программу и структуру дня, укрепляет социальную позицию, понимание того, что событийность дня зависит от их собственной инициативы и активности.
В тот же день во время дневного отдыха детей все взрослые члены команды (воспитатели, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми.
Возможные вопросы для обсуждения [1 стр. 59].
- Какие ресурсы необходимы для обеспечения и развёртывания темы?
- Каким видит своё участие в проекте каждый сотрудник (готов ли взять на себя ответственность)?
- Как будет реализована активность родителей?
- Какие материалы нужно приготовить на следующий день и как будет проведена презентация центров на утреннем групповом сборе?
В процессе обсуждения первоначальная форма плана дополняется инициативами взрослых, которые также вписываются в общий план печатными буквами с обязательным указанием автора идеи. На обороте плана или в отдельной тетради записываются общие задачи для группы, индивидуальные задачи развития и ресурсы (материалы, необходимые для развёртывания темы).
После доработки взрослыми план принимает следующий вид.
- Продукт, презентация, портфолио.
подведение итогов. Ещё один значимый компонент метода проектов — итоговый сбор, или что у нас получилось.
Каждый проект, обязательно предполагает подведение итогов. Для этого существует множество выверенных практикой способов — викторина, выставка, праздник. Кроме того, есть деловая часть подведения итогов: план, совместно выработанный детьми и взрослыми. Необходимо упомянуть всех детей и взрослых, которые придумали то или иное дело.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо центре активности.
На итоговый сбор дошкольники приносят всё, что они успели сделать, — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Все работы раскладываются в центре ковра рядом с теми детьми, которые их сделали. Каждый ребёнок испытает чувство удовлетворения, поскольку его труд отмечен всеми. В данном случае важно, организовать и активизировать процесс рефлексии, поддержать положительную самооценку детей при анализе их достижений и перспектив, определить их значимость для всей группы («Теперь благодаря вашим рисункам и поделкам состоится праздник в нашем саду»)
Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. Даже краткий, далеко не полный анализ показывает, что совместное планирование — план, ориентированный на ребёнка, — позволяет говорить о целенаправленном развитии каждого дошкольника как равного партнёра совместной деятельности, об активизации инициативы и творческих способностей, о возможности получения детьми широкого круга представлений по выбранной теме без назидания и давления со стороны взрослых, об обеспечении каждому ребёнку права выбора вида деятельности и формы познания.
Презентация проекта «Легенды солнечной Хакасии».
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды, и самостоятельно попробовать разработать детский проект. (практическая часть)
Рефлексия.
Уважаемые педагоги, у меня на мольберте три картинки: мусорное ведро (корзина), мясорубка и чемодан.
Выразите своё отношение к сегодняшнему мастер-классу, поставив своё имя под соответствующей картинкой (напечатать имя, отчество каждого из участников мастер-класса, прикрепить магнитом):
Мусорная корзина, если материал не интересен, не нужен;
Мясорубка – материал надо переосмыслить, понять, брать ли в свой багаж или выбросить в корзину.
Чемодан – этот материал мне будет нужен и полезен, поэтому беру в свой багаж.
(пока звучит музыка, воспитатели подходят к мольберту и выражают своё отношение к мастер-классу)
Спасибо всем, кто принимал участие, в сегодняшнем мероприятии. Наш мастер – класс заканчивается, а я хочу вам вручить пакет документов с раздаточным материалом по теме сегодняшнего мероприятия.
(раздать воспитателям и всем присутствующим пакет документов с раздаточным материалом).
Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.
Литература:
- Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. 95с.
- Утро радостных встреч: (метод. пособие)/ Лидия Свирская. М.: Издательство Линка-Пресс, 2010. 240с.
- Шалаев И.К. от образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства/ И.К. Шалаев, А.А.Веряев http.//www.informika.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Один из основополагающих принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...
Статья "Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО"
В последние годы мы часто говорим о эффективности использования различных педагогических технологий. Технология создания портфолио воспитанников - одна из наиболее распространенных. А ведь ещё десятил...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...
Консультация для педагогов "Метод проектов как способ реализации ФГОС дошкольного образования"
Консультация для педагогов...
«Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как инструмента реализации ФГОС ДО».
Тема "Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как интструментреализации ФГОС ДО" на сегодняшний день очень актуальна...
«Метод проектов в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС»
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в п...
Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.
Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье....