мастер - класс "Детский проект как инструмент реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал

Повышение мотивации педагогов в овладении технологией – «метода проекта».
 
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
 
Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий «Метод проекта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».

Погудо Светлана Борисовна,

воспитатель МБДОУ д\с 28 «Жемчужинка»

Этапы мастер-класса:

1. Введение – 2 мин.

2. Информационный блок– 25 мин.

3.Презентация педагогического опыта– 10 мин.

4.Творческий блок: создание проекта – 20 мин.

5. Рефлексивный блок - 2 мин

Цель: повышение мотивации педагогов в овладении технологией – «метода проекта».

Задачи: 

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий «Метод проекта».

Оборудование: столы и стулья для - участников, презентация «Метод проектов в ДОУ», мольберт, два листа формата А3, 3 набора фломастеров. фишки красного, зеленого цвета,

Ход:

В ходе мастер-класса Вы узнаете:

  • почему возникла необходимость в применении данной технологии;
  • что такое технология «Метод проекта»;
  • какая существует классификация детского проекта;
  • презентация педагогического опыта
  • проработаем на примере детский проект.

Здравствуйте! Моё имя Светлана Борисовна Погудо. Имею 30-летний опыт в работе с детьми дошкольного возраста. В течение многолетней педагогической деятельности считаю необходимым постоянно совершенствоваться и знакомиться с разными технологиями, методами и формами обучения, которые периодически меняются и не стоят на месте.  

Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Образование – деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», - требует от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образаСтандарт дошкольного образования - это изменение всей системы образования (А.Г.Асмолов), направленный на поддержку позитивной социализации и индивидуализации. Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. [1. Ст5]

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы — это реализация содержания образовательной программы, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Это даёт возможность детям проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности.    

 Что такое ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ?  

  • это объект, предмет или деятельность?
  • если проект детский, то деятельность…(детей)
  • какая деятельность? (игровая, познавательная, творческая, исследовательская)
  • на что направлена?

В настоящее время существует классификация проектов (работа с карточками «классификация детских проектов»).

Как любая деятельность проектная также имеет свою структуру. (работа со схемой)

Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П»:

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Теперь рассмотрим основные компоненты (структуру) проекта.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ:

  1. Проблема (выбор темы).

В основе проекта лежит проблема.  Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы — строящийся по соседству дом, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближающийся праздник. В ходе утреннего обмена новостями взрослые могут услышать высказывания детей, отражающие их мир, желания, увлечения.

Выбор темы можно направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания» [2 стр73].  

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы использовать два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Мы рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Методика работы с «моделью трёх вопросов» такова, свободное время (вечером, утром) накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о, что они знают или хотят узнать по предполагаемой  по теме,  по теме,  назревающей соответственно сезону, или  по теме, которая стала проявляться в группе «как фон» [2.стр 73]. Просто ведём разговор, в виде познавательной беседы.  Все идеи (высказывания) детей записываем печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя её автора.

  1. Проектирование или планирование.

Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту - ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имён.  

В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Это серьёзная часть работы, соответственно и вопросы звучат по-деловому.

  • Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
  • Что мы уже успели сделать (узнать, чему научиться)?
  • Что ты хочешь сделать?
  • Что ты предполагаешь сделать сегодня?
  • Что ты хочешь узнать (чему научиться)?
  • Какие материалы тебе понадобятся?
  • С чего ты начнёшь? И т.д.

Теперь на основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создаем план темы проекта для каждого центра. «Системная паутинка по проекту» очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. В этом поможет системная паутинка.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формы взаимодействия с социальными партнерами и семьей

Идеи и предложения детей вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения — записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы, в течение реализации тематического проекта групповой сбор проводится ежедневно, где вносятся изменения в планирование с новыми идеями детей.

  1. Поиск информации. 

Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта);

Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим;

это придаёт предстоящему дню (и проекту в целом) определённость и продуманность.

Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.

Даже малыши понимают, что взрослые записывают их идеи и высказывания, придавая им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.

Совместное планирование помогает встраивать инициативу детей в образовательную программу и структуру дня, укрепляет социальную позицию, понимание того, что событийность дня зависит от их собственной инициативы и активности.

В тот же день во время дневного отдыха детей все взрослые члены команды (воспитатели, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми.

Возможные вопросы для обсуждения [1 стр. 59].

  • Какие ресурсы необходимы для обеспечения и развёртывания темы?
  • Каким видит своё участие в проекте каждый сотрудник (готов ли взять на себя ответственность)?
  • Как будет реализована активность родителей?
  • Какие материалы нужно приготовить на следующий день и как будет проведена презентация центров на утреннем групповом сборе?

В процессе обсуждения первоначальная форма плана дополняется инициативами взрослых, которые также вписываются в общий план печатными буквами с обязательным указанием автора идеи. На обороте плана или в отдельной тетради записываются общие задачи для группы, индивидуальные задачи развития и ресурсы (материалы, необходимые для развёртывания темы).

После доработки взрослыми план принимает следующий вид.

  1. Продукт, презентация, портфолио.

 подведение итогов. Ещё один значимый компонент метода проектов — итоговый сбор, или что у нас получилось. 

Каждый проект, обязательно предполагает подведение итогов. Для этого существует множество выверенных практикой способов — викторина, выставка, праздник. Кроме того, есть деловая часть подведения итогов: план, совместно выработанный детьми и взрослыми. Необходимо упомянуть всех детей и взрослых, которые придумали то или иное дело.

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо центре активности.

На итоговый сбор дошкольники приносят всё, что они успели сделать, — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Все работы раскладываются в центре ковра рядом с теми детьми, которые их сделали. Каждый ребёнок испытает чувство удовлетворения, поскольку его труд отмечен всеми. В данном случае важно, организовать и активизировать процесс рефлексии, поддержать положительную самооценку детей при анализе их достижений и перспектив, определить их значимость для всей группы («Теперь благодаря вашим рисункам и поделкам состоится праздник в нашем саду»)

Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. Даже краткий, далеко не полный анализ показывает, что совместное планирование — план, ориентированный на ребёнка, — позволяет говорить о целенаправленном развитии каждого дошкольника как равного партнёра совместной деятельности, об активизации инициативы и творческих способностей, о возможности получения детьми широкого круга представлений по выбранной теме без назидания и давления со стороны взрослых, об обеспечении каждому ребёнку права выбора вида деятельности и формы познания.

Презентация проекта «Легенды солнечной Хакасии».

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды, и самостоятельно попробовать разработать детский проект. (практическая часть)

Рефлексия.

 Уважаемые педагоги, у меня на мольберте три картинки: мусорное ведро (корзина), мясорубка и чемодан.

Выразите своё отношение к сегодняшнему мастер-классу, поставив своё имя под соответствующей картинкой (напечатать имя, отчество каждого из участников мастер-класса, прикрепить магнитом):

Мусорная корзина, если материал не интересен, не нужен;

Мясорубка – материал надо переосмыслить, понять, брать ли в свой багаж или выбросить в корзину.

Чемодан – этот материал мне будет нужен и полезен, поэтому беру в свой багаж.

(пока звучит музыка, воспитатели подходят к мольберту и выражают своё отношение к мастер-классу)

 Спасибо всем, кто принимал участие, в сегодняшнем мероприятии. Наш мастер – класс заканчивается, а я хочу вам вручить пакет документов с раздаточным материалом по теме сегодняшнего мероприятия.

(раздать воспитателям и всем присутствующим пакет документов с раздаточным материалом).

 Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.

Литература:

  1. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015.  95с.
  2. Утро радостных встреч: (метод. пособие)/ Лидия Свирская. М.: Издательство Линка-Пресс, 2010.  240с.
  3. Шалаев И.К. от образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства/ И.К. Шалаев, А.А.Веряев http.//www.informika.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Один из основополагающих  принципов  развития современного дошкольного образования является принцип  интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...

Статья "Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО"

В последние годы мы часто говорим о эффективности использования различных педагогических технологий. Технология создания портфолио воспитанников - одна из наиболее распространенных. А ведь ещё десятил...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...

«Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как инструмента реализации ФГОС ДО».

Тема "Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как интструментреализации ФГОС ДО" на сегодняшний день очень актуальна...

«Метод проектов в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС»

   Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в п...

Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.

Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок  самому ребенку и его семье....