Статья "Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО"
статья на тему
В последние годы мы часто говорим о эффективности использования различных педагогических технологий. Технология создания портфолио воспитанников - одна из наиболее распространенных. А ведь ещё десятилетие назад мало кто знал о ней. Однако именно портфолио аккумулирует как внимание к индивидуальным особенностям каждого ребёнка, так и показывает его личностное развитие. То есть может служить инструментом диагностики, потому что отражает динамику в развитии самого дошкольника, а не в сравнении со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_doshkolnika_kak_instrument_realizatsii_fgos_do.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.
Харитонова Светлана Юрьевна, старший воспитатель
ГБДОУ детского сада №32 Петродворцового района
Настоящее время предъявляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения. Остаётся открытым вопрос, какие качества потребуются ребёнку в дальнейшем? И что окажется важнее: успешное обучение в школе или возможность самореализации в каком-либо творчестве?
В последние годы в образовательную практику прочно вошла технология создания портфолио – так называемой папки достижений. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов деятельности учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях».[1] Таким образом, становится понятно, что с трепетом и вниманием созданное портфолио решает обе поставленные выше задачи.
При создании портфолио большое значение придаётся самооценке. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания, так и способом развития его способностей, ведь учитываются результаты, достигнутые им в разнообразной деятельности. С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап развития, фиксированные результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Поэтому-то и важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребёнка. Неформальный подход к созданию портфолио может оказать педагогам и родителям неоценимую услугу. Но главное в том, что все достижения будут видны самому малышу. Восторг от прожитой, качественно выполненной работы кратковременен и недолговечен. Портфолио же – это «осязаемые» успехи, это возможность вернуть то состояние удовольствия, пережитое ребёнком в момент удовлетворения от конкурса, мероприятия, достижения.
Однако нельзя забывать, что самооценка дошкольника должна быть адекватной. Известно, что самооценка может быть адекватной, то есть соответствующей реальным проявлениям, достижениям, и неадекватной – завышенной или заниженной. При завышенной самооценке у ребёнка отсутствует самокритичность, он преувеличивает свои достоинства, не принимает замечаний в свой адрес, что может стать причиной конфликтной ситуации в группе. При заниженной самооценке ребёнок нерешителен, обидчив, замкнут, он не верит в свои силы. Лишь адекватная самооценка обеспечивает ребёнку правильное отношение к своим успехам и неудачам, к их одобрению или неодобрению. Такой ребёнок принимает замечания педагога, осознавая их справедливость, признавая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе. Он умеет считаться с замечаниями сверстников, учитывает их мнение, спокойно воспринимает их отрицательные оценки, сохраняя уверенность в себе.[2] Портфолио как инструмент оценки имеет особенное значение. При оформлении портфолио не педагог или родители оказывают оценочное воздействие, а сам материал портфолио, а в более узком смысле, сам ребёнок имеет возможность оценивать свои успехи. При оформлении портфолио и последующем просмотре можно быть уверенным, что завышенной самооценки у дошкольника не возникнет. Портфолио не может «перехвалить». И наоборот, трицательные оценки, которые воспринимаются ребёнком дошкольного возраста как отрицательная оценка его самого, не имеют места быть в портфолио. Именно эта особенность данной технологии влияет на то, что и заниженная самооценка маловероятна.
Портфолио дошкольника существенно отличается от портфолио школьника.
Основные функции портфолио можно определить в следующей последовательности:
- Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённы период времени.
- Целеполагающая – поддерживает образовательные задачи.
- Мотивационная – поощряет достижения дошкольника.
- Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ и перспективы на будущее.
- Социообразующая – формирует и развивает детский коллектив.
- Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития малыша от года к году.[3]
При формировании папки необходимо придерживаться ряда принципов:
- Добровольность. Важность создания портфолио должны понимать авторы (родители, воспитанники, педагоги учреждения и др.), самостоятельно принимая решение о том, нужно ли это данному ребёнку или нет.
- Участие дошкольника в создании папки. Мнение ребёнка о материале, который планируется поместить в портфолио, необходимо учитывать. Немаловажным является и то, как «обыгран» тот или иной материал. Ведь если мама сама ведёт «учёт» грамотам и работам ребёнка, смысл воспитать в дошкольнике успешность, теряется. А регулярный пересмотр, обсуждение достижений сыграет роль в самоанализе и стремлении к дальнейшим успехам.
- Портфолио – это не предмет для сравнения детей. Важно анализировать достижения ребёнка перед самим собой. Перелистывая разделы папки, ребёнок будет понимать, что он достиг определённых результатов, что разделы возможно пополнять, расширять. Сама папка является лучшим мотиватором, чтобы дошкольник мог пробовать новую деятельность и быть в ней успешным.
- Систематичность очень важна. Пока портфолио в работе, ребёнок будет стремиться его пополнять. Если же оставить папку на какое-то время, вернуться к её наполнению не всегда легко.
Созданием портфолио должны заниматься люди, близкие ребёнку: родители, родственники, воспитатели, специалисты ДОУ. Замечая динамику в развитии малыша, её можно отразить на страницах портфолио. Родители должны понимать, что они создают не только базу для формирования успешности собственного ребёнка, но и памятную вещь, семейный альбом, героем которого станет ребёнок.
Относительно структура портфолио для дошколят существуют различные точки зрения. Структура зависит от вида дошкольной группы, от индивидуальных особенностей воспитанников, от предпочтений родителей и педагогов, от ширины предлагаемых регионом мероприятий. Наиболее полно, на наш взгляд, представлена структура портфолио у Л.И.Адаменко.
Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:
- «Какой он хороший»;
- «Какой он умелый»;
- «Какой он успешный»
Первый блок включает в себя следующие материалы:
- Сочинения родителей о ребёнке
- Размышления воспитателей о ребёнке
- Неформальная беседа «Расскажи о себе»
- Интервью друзей, других детей
- Самооценка по различным методикам
- Книжка в картинках «Я», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Моя мечта», «Детский сад», «Школа», «Кружок и пр.»
- Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
- Корзина пожеланий: благодарности ребёнку (за доброту, настойчивость, целеустремлённость и пр., за выполненное дело, за особенный поступок)
- Благодарственное письмо родителям за воспитание ребёнка
- Иллюстративные документы – фото-, видеоматериалы
В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, узкие специалисты).
- Блок «Какой ребёнок умелый» включает в себя следующий пакет материалов:
- Анкеты для родителей
- Отзывы воспитателей о ребёнке
- Неформальная беседа с ребёнком «Чем ты любишь заниматься?»
- Рассказы детей о ребёнке
- Рассказы педагогов по кружковой работе
- Оценка участия в акциях, проектах
- Мнение социального педагога
- Характеристика психолога (познавательные интересы)
- Грамоты по номинациям – за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность
- Грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах, соревнованиях
- Иллюстрации умений – фото- и видеоматериалы
Третий блок включает в себя следующие материалы:
Отзыв родителей о ребёнке
Рекомендации воспитателей
Рассказ ребёнка о своих успехах
Заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат – реальные достижения)
Творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты
Свидетельства об участии в конкурсах, выставках, фестивалях
Заметки социального педагога
Документы о наличии курса обучения в музыкальной школе, художественной студии и других кружках
Грамоты за участие и победы
Иллюстрации успешности – фото- и видеоматериалы [1]
Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Её можно проводить в день рождения, по окончании очередной группы детского сада, на выпускном празднике. Но возвращаться к папке стоит гораздо чаще.
Таким образом, технология портфолио общими усилиями решает множество задач: «пробуждение», выявление творческого потенциала дошкольника, адекватная возрасту оценка достижений и успехов ребёнка. Оценка – это поиск личностных качеств, которые наиболее позитивно характеризуют воспитанника, отражают отношение к себе, сверстникам, близким, окружающим. В результате эти качества и обеспечат малышу успешное будущее.
Список литературы:
Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №1, стр. 18-22
Буре Р.С., Буй Тхи Вьет Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности//Ребёнок в детском саду, 2007, №3, стр. 60-63
Юркова С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2011, №1, стр. 62-66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...
«Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как инструмента реализации ФГОС ДО».
Тема "Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как интструментреализации ФГОС ДО" на сегодняшний день очень актуальна...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.
Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье....
мастер - класс "Детский проект как инструмент реализации ФГОС ДО"
Повышение мотивации педагогов в овладении технологией – «метода проекта». Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и проф...