«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
методическая разработка
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обязательными нормами. Итак, что же такое «Профессиональный стандарт педагога» и как он связан с ФГОС ДО?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_standart._seminar.docx | 29.14 КБ |
54744.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональный стандарт педагога,
как инструмент реализации ФГОС ДО»
семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Цель. Повышение компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога.
Задачи.
- Формировать компетенции в вопросе «профессиональный стандарт педагога», ознакомить педагогов с содержанием и структурой профессионального стандарта.
- Формировать умения свободно ориентироваться в обсуждаемой теме, вести диалог.
- Выявить личностно-значимые компетентности педагога, формировать в группе единый взгляд на личностные и профессиональные качества педагога.
- Стимулировать развитие инициативы, творчества.
- Воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
Планируемый результат.
- Знание профессионального стандарта «Педагог».
- Способность и готовность педагогов к постоянному профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самостановлению в своей профессиональной деятельности.
- Эффективное осуществление педагогической деятельности.
Ход мероприятия.
- Регистрация участников. Участники делятся на три группы, рассаживаются за столы.
Мы очень рады приветствовать вас сегодня в нашем зале, надеемся, что вы пришли с хорошим настроением и уйдете от нас с еще лучшим.
Давайте вспомним сказку «Снежная Королева». Она предложила Каю составить слово. Перед вами буквы (папка 1), определенное сочетание которых обозначает тему нашей сегодняшней встречи. Выложите эти слова и попробуйте дать определение каждому: Компетенция, Стандарт, Профессиональный, Инструмент, Реализация, Педагог.
Гости выкладывают на столе слова, дают определения. На экране в это время выплывают собранные слова и их словарное значение.
Педагог (др. греческий «Ведущий ребенка») – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.
Стандарт (от англ. standard - норма, образец) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Инструмент (лат. instrumentum - орудие) – предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта.
Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Профессиональный – удовлетворяющий требованиям данной профессии, области деятельности.
Реализация - осуществление, проведение в жизнь чего-либо намеченного.
Из сложенных слов мы определяем тему нашего семинара «Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации ФГОС ДО» (на экране).
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда проф. стандарты из рекомендаций стали обязательными нормами. Итак, что же такое «Профессиональный стандарт педагога» и как он связан с ФГОС ДО?
- Мини-лекция. (текст сопровождают слайды)
Что такое Профессиональный стандарт педагога?
- Это пакет документов, которые включают список личностных и квалификационных требований к педагогу;
- Описание того, каким должен быть педагог, что он обязан знать и уметь;
- Документ, от которого зависит:
- возможность человека работать в педагогической сфере;
- его оплата труда;
- порядок начисления стажа и размер пенсии;
- Это документ, который устанавливает основные требования к квалификации педагога и дает общее определение деятельности, которую ведёт этот работник.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
- Чтобы определить какую именно категорию должен иметь педагог;
- обеспечить нужную подготовку работников;
- уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним предъявляться;
- чтобы привлечь педагогов к повышению уровня образования;
В профессиональный стандарт входят:
Трудовая функция – это система трудовых действий в рамках «Обобщенной трудовой функции».
Обобщенная трудовая функция включает:
- Проектирование и реализацию образовательного процесса;
- Проектирование и реализацию образовательных программ;
Трудовая функция в рамках «Проектирование и реализация образовательного процесса» - общая для учителя, и для воспитателя. Она отражает структуру его профессиональной деятельности.
Современный педагог должен обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств в области «Обучение», «Воспитание» и «Развитие».
А вот трудовая функция в рамках «Проектирование и реализация образовательных программ» - для учителей и воспитателей разная. Она зависит от того, в какой ступени работает педагог (начальная, средняя школа или детский сад) и в какой предметной области.
Рассмотрим подробнее трудовую функцию «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования». Насколько трудовые действия профессионального стандарта отличаются от нашей деятельности. (разбор таблицы)
Действия | Примечание |
Участвует в разработке основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО | Творческая группа педагогов |
Участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни детей, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ | Развивающая предметно-пространственная среда |
Планирует и реализует образовательную работу в группе в соответствии с ФГОС и образовательной программой | План воспитательно-образовательной работы |
Организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей | Мониторинг, самоанализ |
Участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно со специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка | Индивидуальная работа |
Реализует рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с особыми образовательными возможностями. | Взаимодействие со специалистами. |
Развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей. | Самообразование, саморазвитие |
Формирует психологическую готовность к школе. | Один из целевых ориентиров ФГОС ДО |
Создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными возможностями здоровья. | Гуманизм, толерантность, терпимость, доброжелательность. |
Организует виды деятельности: предметная, познавательно-исследовательская, игра (режиссерская, ролевая, с правилами), продуктивная; конструирование, создает широкие возможности для свободной игры детей, в том числе обеспечивает игровое время и пространство. | Ведущая деятельность – игра. |
Организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. | Коммуникационные навыки, право выбора |
Активно использует недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. | Индивидуальный подход |
Организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
Для того, чтобы выполнять все эти трудовые функции, педагог должен обладать необходимыми ЗНАНИЯМИ (таблица). Вопрос к гостям: Какими знаниями по-вашему должен обладать сегодняшний воспитатель? Ответы гостей.
Знания |
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
ИТАК, к педагогическим работникам применяются ДВА вида стандарта:
1) ФГОС ДО
2) ПРОФСТАНДАРТ педагога
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако, относятся к разным сферам:
- ФГОС ДО касается образовательных учреждений в целом.
- Профессиональный стандарт относится к кадровой политике и аттестационной работе.
Это два взаимодополняющих документа, которые служат инструментами повышения качества образования и реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире.
Научить, воспитать, развить ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО может только педагог, который соответствует современным профессиональным квалификациям.
В профессиональном стандарте записано…. Цитата («от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил)
Одно из основных современных качеств педагога – профессиональное совершенствование.
Вопрос к залу: «Что ВЫ делаете, чтобы постоянно само развиваться?» (ответы)
Чтобы реализовывать государственные стандарты, педагог должен использовать цифровые технологии визуального творчества.
В профессиональном стандарте целый раздел посвящен ИКТ-компетентности.
Первое, что необходимо сделать – создать технические условия.
Вопрос к залу: «Есть ли в ваших садах и группах данные условия? (ответы гостей)
В соответствии с Профессиональным стандартом и ФГОС ДО педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию любых обучающихся:
- работа с одаренными детьми (надо активизировать детей для участия в различных конкурсах, раскрыть способности каждого воспитанника в интересах его личностного роста)
- работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов.
Работа с такими детьми – это командная работа педагога, специалистов, медицинских работников. А умение работать в команде – одно из требований профессионального стандарта.
Расширяя границы свободы педагога, Профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии его оценки.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется сказать, что Профессиональный стандарт для педагога стал новым способом повышения эффективности образовательной деятельности в детских садах, улучшения компетентности работников.
Насколько полезным окажется профессиональный стандарт покажет время…
А нам остается идти в ногу со временем, ведь дорогу осилит идущий…
- Деловая игра.
После теоретической справки предлагаю вам перейти к практической деятельности. Давайте попробуем составить портрет современного воспитателя. На столах в папках вам предложены функции воспитателя. Выберите те функции и компетенции, которыми, на ваш взгляд, должен обладать современный воспитатель. Подсказка, не все функции относятся к профессии «воспитатель». Гости работают в группах: из предложенных функций и компетенций выбирают нужные (на каждом столе компетенции не повторяются). А теперь из этих качеств выберем те, которые, как вы думаете, полностью сформированы (озвучиваются и крепятся на второй мольберт) и те, которые нужно усовершенствовать (озвучиваются и крепятся на мольберт). Обоснуйте свой выбор.
- Тренинг «Творческий педагог».
Я думаю, что еще не много и наши мозги закипят. Предлагаю расслабиться и поработать творчески, ведь воспитатель – творческий человек. На столах в папках лежат задания.
1 задание – «Угадай ребус». У вас на столах в ребусах зашифрованы фамилии известных людей, расшифруйте и назовите их. Гости, разгадывают ребусы, называют фамилии: Коменский, Ушинский, Песталоцци, Сухомлинский, Макаренко, Краевский. А теперь скажите, что объединяет все эти фамилии?
2 задание – «Кроссворд». Раз вы такие эрудированные, предлагаю разгадать кроссворд. Гости работают группами. Все справились? Предлагаю проверить. На экране кроссворд с ответами.
3 задание – Вы замечательно справляетесь со всеми заданиями. Посмотрим, как вы умеете сочинять: напишите эссе по теме «Семья» из 4-5 предложений. Гости в группах пишут эссе, затем читают, что у них получилось.
4 задание – В современном дошкольном учреждении используются интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития, и познания собственного ребенка. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Назовите по очереди интерактивные формы работы с родителями. Группы по очереди называют.
5 задание – «Угадай слово». Теперь предлагаю узнать насколько мы понимаем наших детей. Послушайте описание, которое дает ребенок, и угадайте, о чем или о ком он говорит. Гости слушают фонограмму, отгадывают, о чем говорят дети.
Не удивительно, что вы так хорошо справились со всеми заданиями. Ведь педагог – разносторонняя личность, и творчество одна из важных сторон.
- Тестирование.
Сегодня мы много говорили о стандарте и компетенциях. Давайте закрепим полученную информацию. Предлагаю пройти мини-тесты. В помощь вам шпаргалка (профстандарт). На каждую группу 5 тестовых вопросов. Гости активно работают с тестами. Все справились? А теперь проверит ответы на тесты. На экране правильные ответы.
- Заключение.
Сегодня вы все были большие молодцы.
- Скажите, как вы себя чувствовали во время семинара?
- Какую позицию вы занимали – активную или пассивную?
- Что понравилось или не понравилось во время семинара-практикума?
- Что вы пожелаете нам и всем участникам встречи?
А сейчас возьмите, пожалуйста, по листочку бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите сколько заломов осталось на листке, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении и применении профессионального стандарта, есть еще проблемы и вопросы. Мы желаем максимально комфортно преодолеть это сложный путь. Пока мы живем мы учимся. Спасибо!
P.S. В заключение предлагаем вам памятки и буклеты, которые могут пригодится вам в работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации ФГОС ДО» Цель: повышение компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога. Задачи: Ознакомить педагогов с содержанием и структурой профессионального стандарта; Формировать умения свободно ориентироваться в обсуждаемой теме, вести диалог; Выявить личностно-значимые компетентности педагога, формировать в группе единый взгляд на личностные и профессиональные качества; Стимулировать развитие инициативы, творчества; Воспитывать интерес к педагогическому творчеству, познанию себя.
ПЕДАГОГ (др. греческий «ведущий ребенка») – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области СТАНДАРТ (от англ. Standard – норма, образец) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов ИНСТРУМЕНТ (лат. Instrumentum – орудие) – предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения цели КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы ПРОФЕССИОНАЛ - человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией РЕАЛИЗАЦИЯ - осуществление, проведение в жизнь чего-либо намеченного
«Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации ФГОС ДО» Цель: повышение компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога. Задачи: Ознакомить педагогов с содержанием и структурой профессионального стандарта; Формировать умения свободно ориентироваться в обсуждаемой теме, вести диалог; Выявить личностно-значимые компетентности педагога, формировать в группе единый взгляд на личностные и профессиональные качества; Стимулировать развитие инициативы, творчества; Воспитывать интерес к педагогическому творчеству, познанию себя.
Определяет категорию Обеспечивает подготовку кадров Привлекает к новому уровню образования
1 . Проектирование и реализация образовательного процесса 2 . Проектирование и реализация образовательных программ
Участвует в разработке основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО Творческая группа педагогов Участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни детей, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда Планирует и реализует образовательную работу в группе в соответствии с ФГОС и образовательной программой План воспитательно-образовательной работы Организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей Мониторинг, самоанализ Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования». Трудовые действия.
Участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно со специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка Индивидуальная работа Реализует рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с особыми образовательными возможностями. Взаимодействие со специалистами. Развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей. Самообразование, саморазвитие Формирует психологическую готовность к школе. Один из целевых ориентиров ФГОС ДО
Создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными возможностями здоровья. Гуманизм, толерантность, терпимость, доброжелательность. Организует виды деятельности: предметная, познавательно-исследовательская, игра (режиссерская, ролевая, с правилами), продуктивная; конструирование, создает широкие возможности для свободной игры детей, в том числе обеспечивает игровое время и пространство. Ведущая деятельность – игра. Организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. Коммуникационные навыки, право выбора Активно использует недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Индивидуальный подход Организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
УМЕНИЯ Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
ЗНАНИЯ Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основы психодидактики , поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
«От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил» (из профессионального стандарта)
У каждого из нас по разному складывается судьба в профессии. Современный воспитатель – это педагог, не только выполняющий свои обязанности, но находящийся в бесконечном поиске. Мы были рады видеть вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...
Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»
Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
План проведения семинара...
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...