Семинар "Занятие в детском саду: формы и организация".
материал
Семинар "Занятие в детском саду: формы и организация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_.docx | 459.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Занятие в детском саду: формы и организация».
Занятие — это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятие — это:
- основная форма организации познавательной активности ребенка;
- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Следует выделить основные признаки занятия:
• занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
• ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
• группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
• группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
• занятие проводится в заранее определенные часы дня;
• в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);
• заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).
Традиционные занятия и их классификациям
Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности.
Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:
- информационные;
- практикумы;
- итоговые;
- беседы;
- познавательные рассказы;
- экскурсии;
- по музыкальной деятельности:
- доминантные;
- тематические;
- в программе «Из детства - в отрочество»:
- аналитические;
- творческие;
- теоретические и т. д.
Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.
Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида деятельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.
Классификация традиционных занятий.
Традиционные формы организации обучения.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Занятия в ДОУ бывают нескольких типов.
Классическое занятие предполагает объяснение новой темы, выполнение заданий и подведение итогов.
Комплексное занятие предполагает сочетание разных видов деятельности.
Тематическое занятие выстраивается под конкретную тему, например «времена года», «ПДД» и т. д., весь материал подбирается для максимально полного раскрытия этой темы.
Итоговое занятие – оценка, насколько хорошо воспитанники усвоили пройденный материал.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Ход занятия в детском саду:
Вводная часть – воспитатель настраивает детей на занятие, называет тему и говорит вступительное слово, чтобы заинтересовать малышей, завладеть их вниманием.
Основная часть – самая продолжительная часть урока, в течение которой воспитатель рассказывает материал, дает устные и практические задания для его освоения и закрепления, проводит опрос детей. В середине основной части проводится физкультминутка.
Заключительная часть – воспитатель формулирует выводы, подводит итог, чего удалось добиться на занятии, что узнать и чему научиться. Поощряет детей похвалой.
По-другому выделяют три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Также в современных ДОУ активно применяется цифровое и интерактивное оборудование, позволяющее сделать занятия более наглядными, интересными и вовлекающими.
Этапы занятия в детском саду распределяются по времени
Нетрадиционные занятия и параметры их оценки
Виды нетрадиционных занятий.
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
• Занятия-путешествия.
• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
• Занятия-фантазии.
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
Требования к занятию
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Сравнение.
• Метод моделирования и конструирования.
• Метод вопросов.
• Метод повторения.
• Решение логических задач.
• Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
• Игры-драматизации.
• Сюрпризные моменты.
• Элементы творчества и новизны.
• Юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)
• Эмоциональная насыщенность окружения.
• Мотивирование детской деятельности.
• Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
• Игровые приемы.
• Юмор и шутка.
• Экспериментирование.
• Проблемные ситуации и задачи.
• Неясные знания (догадки).
• Предположения (гипотезы).
Формы организации обучения в повседневной жизни.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
- прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
- экскурсии;
- игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
- дежурство детей по столовой, на занятиях
- труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
- развлечения, праздники;
- экспериментирование;
- проектная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- показ кукольного театра;
- вечера-досуги;
В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
- предметно-игровая,
- трудовая,
- спортивная,
- продуктивная,
- общение,
- сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение эмоционального комфорта детей в детском саду в ходе организации проектной деятельности.
Система работы педагога психолога ДОУ по эмоциональному развитию детей 4-6 лет....
Создание условий для занятий по тестопластике в детском саду и методика организации работы с детьми
учебный материал....
Семинар по теме: «Детская дума-форма социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников».
Чтобы выполнить требования ФГОС ДО-создать условия для позитивной социализации дошкольников в детском саду, педагоги должны использовать разные формы работы с детьми. Это могут быть не только игры и д...
Семья детскому саду- форма взаимодействия социальных партнеров в ознакомлении детей с трудом взрослых
В статье представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего возраста с ОНР с трудом взрослых и характерными особенностями трудового процесса той или иной профессии. Формат образовательной ра...
Статья Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку пр...
Доклад Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством
Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных ...
Театрализованная деятельность в детском саду: формы, методы, значения
Для воспитателей дошкольных учреждений...