Создание условий для занятий по тестопластике в детском саду и методика организации работы с детьми
статья на тему

Залетова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Создание условий для занятий по тестопластике в детском саду и методика организации работы с детьми

    Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и можно лепить, сколько хочешь. Потом «налепленное» раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут – пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая, на устоявшиеся правила. 

    Применение тестопластики, по мнению О.А.Карабаевой, незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет ребёнку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Непременное условие на занятиях — атмосфера доверия и заинтересованного общения [3, с. 3].

   Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии. Тестопластика вышла в лидеры и по привлекательности деятельности, и по динамике развития с её помощью ручных умений и конструктивных способностей. Не следует забывать и о лечебном эффекте тестопластики: исчезают нервозность, возбуждённость, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость.Ещё М. Монтессори считала, что «воспитание руки» влияет на восприятие пространства, что наглядно-образное мышление строится на «наглядных образах», добытых рукой, её кожей, её движениями. Таким образом, способности развиваются, когда обучаются руки.

   Существует множество рецептов теста для лепки. Но в зависимости от качества муки, от того какая модель задумана, можно самим варьировать ингредиенты и их пропорции, добиваясь нужного результата опытным путём. Приведем несколько базовых рецептов, которых, как считают практики,  вполне достаточно для работы с детьми, особенно на первых порах [1, с. 8].

Мука должна быть белой, достаточно высокого качества. Соль требуется мелкая. Основной рецепт очень прост: соли и муки должно быть поровну, воду, постоянно перемешивая тесто, добавляют в количестве немного большем половинного количества муки и соли. Количество воды может изменяться в зависимости от качества муки. Тесто разминают руками, поэтому на ощупь легко определить, насколько оно пластично и готово к лепке. Если необходимо сделать изделие максимально прочным, вместе с водой добавляется канцелярский клей или клей ПВА. Если замешено теста больше, чем необходимо для конкретного изделия, можно положить остаток в полиэтиленовый пакет или завернуть в фольгу. Для длительного (в течение нескольких дней) хранения тесто лучше положить в холодильник (в отделение для овощей) или просто в прохладное место. Остатки сухого, но невыпеченного теста можно использовать повторно, предварительно размельчив и смешав с водой до нужной густоты. Работать с тестом надо на гладкой, легко моющейся поверхности. Вылепленные фигурки можно оставить перед запеканием сохнуть на воздухе, а можно сразу поместить в духовку. Иногда в процессе запекания на изделиях образуются трещины или даже отламываются небольшие фрагменты. Фигурку можно спасти, замазав или склеив обломки жидким тестом (обычное соленое тесто, в которое добавляют воду, доводя до консистенции жидкой сметаны). Пригодится такое тесто и для прикрепления деталей к уже высохшей основе.Цветное тесто можно получить двумя способами. Первый: вместо воды добавить раствор красителя. Можно развести гуашевую краску. Другой вариант — смешать два или несколько кусков уже окрашенного теста. Готовые фигурки можно высушивать несколькими способами. Первый и самый простой — сушка на воздухе. Правда, при таком способе лучше немного изменить рецепт теста для увеличения прочности изделия. Вместо воды в данном случае к муке и соли добавляют мучной или крахмальный клейстер или клей ПВА.

    Второй способ — сушка в духовом шкафу. В духовке изделие нужно сушить от получаса до двух часов, в зависимости от его размера. Нельзя ставить поделку в разогретую духовку, так как это может привести к растрескиванию. Изделия раскладывают на противине до того, как духовка будет нагреваться. Огонь должен быть маленьким, дверца приоткрыта. Высушивание фигурок в духовке электрической плиты проходит немного иначе. Процесс длится около трёх часов при минимальной температуре. Микроволновая печь для высушивания изделий из теста не подходит [1, с. 10].

   Для работы с солёным тестом необходимы самые разнообразные вещи, большая часть которых найдется в любой группе детского сада, в любом доме. Для изготовления плоских изделий нужны скалка, линейка, фольга или ткань, нож-резак, стеки из коробки с детским пластилином, трубочка от упаковки с соком (ею очень удобно делать отверстия для подвешивания фигурки), формочки для выпечки, различные крышки, колпачки от маркеров и ручек, коробочки, спички, чесночница, ситечки, проволока, расчёска и некоторые другие материалы. Самые разнообразные домашние мелочи помогут пригодиться в работе с соленым тестом. Для раскрашивания используются краски двух видов: акварельные и гуашь (темпера, акрил). Акварель применяют для росписи, требующей переходов и просвечивания основы, гуашь хороша там, где нужны яркие, декоративные цвета. Для лакировки применяют нитроцеллюлозный лак. Лакируют на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

    Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми, оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию.  

   Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Чтобы получить от детей какой-то результат, необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Постепенно, видя, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях, пришло понимание о более широком применении тестопластики в развитии творческого потенциала ребенка.

   Как правило, в каждой группе всегда есть дети неуверенные, пассивные, часто отвлекающиеся, не внимательные – их работы примитивны, цвета используются не яркие. А есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Наблюдения показывают, сколь различна и предметная направленность интереса детей: одни ребята интересуются рисованием, другие лепкой, третьи аппликацией, четвертые сразу несколькими видами деятельности. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу. Чтобы научить ребенка лепить, недостаточно дать ему кусочек теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом создания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.

   С работой по изготовлению поделок на занятиях тестопластикой                        О.А. Гильмутдинова рекомендует знакомить детей с 3 – 4 лет. Детей  этого возраста нужно постепенно подводить к передаче предметов одной формы, но разной величины. Выполнение этой задачи в рисунке требует выработки у детей навыка регуляции движения руки по размаху. Постепенно дети овладевают регуляцией движений и пользуются ею сознательно.

В лепке передача различий по величине связана с тем, какой комочек теста или пластилина будет отделен от общего куска. При этом возможны исправления: если например, отделен слишком большой комок, можно отщипнуть немного теста и сделать его поменьше. Задача изображения различий по величине может быть поставлена только тогда, когда дети овладевают формообразующим движением (это скатывание шара и жгутика).

   Обследование предмета перед началом работы в этом возрасте очень важно, так как у детей еще очень мал жизненный опыт. Нет запаса представлений о предметах, дети не умеют выделять их свойства. Надо учить детей восприятию предмета в целом, а затем выполнению тех свойств, передача которых даст возможность изобразить предмет (форма, величина, цвет, а позднее и строение предмета). На основе восприятия у детей образуются представления, которые и направляют процесс изображения.

   Эти знания закрепляются в старшей группе. Изобразительные задачи по сравнению с предыдущим возрастом усложняются. В связи с этим усложняется и сенсорное содержание деятельности. Дети должны научиться различать, называть и лепить предметы не только шарообразной формы, но и яйцевидной, конусообразной форм. Зрительный контроль за движением рук в процессе изображения усиливается.

 Обучение в этом возрасте начинается с закрепления тех способов лепки, которыми дети овладели, добиваясь улучшения качества изображения. В этот период обучения перед детьми ставится задача – более точно передавать строение несложных предмета, определять положение частей предмета: вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны. Теперь основное внимание детей направляется на восприятие отношений по высоте, ширине и передачу этих отношений в изображении. Сначала определяется относительная величина каждой части предмета и соответственно делится кусок теста. Затем уточняются пропорции в целом предмете: толще или тоньше, длиннее или короче – и исправляются вылепленные формы. После этого части скрепляются, и проверяется правильность их взаимоположения – сверху или сбоку, ближе к передней или задней части. Во всех случаях дети принимают активное участие в обследовании: двигают рукой по предмету, отвечают на вопросы педагога. При этом очень важно активизировать речь и действия детей, предоставляя им возможность показывать на образце и пояснять.  

  Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда,                             О.А. Гильмутдинова советует использовать игровые ситуации со знакомыми любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес и желание более искусно выполнить работу. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения [2, c. 8].

                       

                          Список использованной литературы

1.  Антипова М.А., Рубцова Е.С., Соленое тесто. Украшение и подарки ручной работы. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 640с.

2. Гильмутдинова О.А. Занятия лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Казань, 2005 – 77с.

3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:
Профиздат 2002. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в детском саду

В статье раскрываются проблемы создания условий для ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. ...

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду

Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...

«Взаимодействие педагогов с психолого-педагогическим консилиумом детского сада в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

В статье раскрывается актуальность инклюзивного образования в  дошкольной организации в соответствии с ФГОС и основной механизм реализации коррекционно-развивающей работы- взаимодействие педагого...

Консультация «Создание условий для занятий по тестопластике в детском саду и методика организации работы с детьми»

Консультация для воспитателей. Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деяте...

Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий для занятий по тестопластике в детском саду».

Консультация для воспитателей на тему:«Создание условий для занятийпо тестопластике в детском саду»....